С чего начинается нравственно - патриотическое воспитание?

6
0
Материал опубликован 9 April 2021

Романова Л.К.

(Россия. Воронежская область. г.о.г. Воронеж

МБОУ СОШ № 94 имени генерала Лизюкова А.И.

LubovRomanova@ya.ru)

С чего начинается нравственно-патриотическое воспитание?

(из опыта работы)

«Я мыслю себе 21 век, - писал профессор Д.С. Лихачёв,- как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение совестливости и понятия чести». На самом деле в современной социально-экономической ситуации формирование общечеловеческих ценностей приобретает особую остроту. Гуманистический подход к воспитанию и образованию и заключается в ориентации на формирование всех сфер деятельности учеников, ибо

Чтобы судьбу, как задачку, решить,

Мало постигнуть азы мироздания,

Ведь есть ещё образование души –

Самое высшее образование.

«Образование души…». Именно на это направлена работа кружка «Художественное слово», руководителем которого я являюсь в течение нескольких лет. Цель работы кружка: нравственно-патриотическое воспитание через литературное творчество.

При планировании работы кружка учитываю возраст его участников. С пятиклассниками обязательно провожу праздник Осени. Конечно, ему предшествует большая предварительная работа: подготовка к конкурсам осенних букетов, рисунков, костюмов, стихотворений. Украшают праздник песни, танцы и красивая музыка. А как раскрываются дети! Многие впервые участвуют в таком большом мероприятии, учатся преодолевать себя, не стесняться выступать перед зрителями.

Такую благодатную тему, как «Сказки» на уроках литературы в 5 классе, конечно же, нужно продолжить во внеклассной работе. Формы работы здесь могут быть самые разнообразные: викторины, инсценировки, праздник «В мире сказок», КВН по сказкам, литературный вечер «Что за прелесть эти сказки!» В этом возрасте ученики с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, пытаются и сами написать сказки. Налицо творческое развитие личности, а главное – добро побеждает зло не только в сказках, но и в душах детей!

В шестом классе в качестве продолжения учебной работы после изучения творчества А.С. Пушкина готовим литературную гостиную «Я памятник себе воздвиг нерукотворный!». Это мероприятие камерное, в рамках кабинета.И в этом его особая прелесть. Представьте себе: декабрьский вечер, стол накрыт старинной скатертью, на нём горят, потрескивают свечи, звучит вальс Г.Свиридова, и ведущий начинает:

Есть ценности, которым нет цены:

Клочок бумаги с пушкинским рисунком…

Ребята, как заворожённые, следят за героями «Повестей Белкина» и «Дубровского», узнают много нового и интересного о личности великого поэта, о его творчестве, читают его стихи. Как-то к проведению этого мероприятия я привлекла учащихся компенсирующего класса. Так вот уже на следующий день они стали спрашивать: «Когда у нас ещё будет пушкинский праздник?» Мне было приятно узнать, что заданное на дом стихотворение «Зимнее утро» дети выучили дома при свечах, когда вечером свет погас во всём районе. А самое главное, ученики стали дружно посещать дополнительные занятия по русскому языку. Тут и «образование души», и просто образование.

В следующем году уже с семиклассниками такую работу проводим по творчеству М.Ю. Лермонтова. Стараюсь привлечь как можно больше детей. Литературную гостиную «Страницы мятежной жизни» украшают музыкальные этюды (например, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад»), декламация, отрывки из произведений. Однажды с русской народной песней в сценке из «Купца Калашникова» выступала победительница конкурса «Утренняя звезда», ученица нашей школы.

Подобные вечера отличаются особой теплотой и проникновенностью, ведь, говорят, если в комнате час горит свеча, то исчезают все злые духи. А когда включаю свет, на лицах присутствующих вижу отражение великолепных чувств: любви к поэту, к родному языку, гордости за свою нацию.

А где ребята могут стать вежливее, добрее, бережнее по отношению друг к другу, как не на вечере «Азбука этики», который проходит после соответствующей теме по культуре общения. Много страниц перелистывают ведущие: «Азбука общения», «У меня зазвонил телефон», «…И, взвившись, занавес шумит»… Звучат высказывания о культуре общения, стихи, песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплементы». Зрители наблюдают за героями сценок М. Зощенко, А.Вампилова и других авторов. К урокам по этикету добавляются новые знания, и всё это ненавязчиво и занимательно. В конце ведущая обращается к зрителям с монологом В. Солоухина «А для чего человеку нужна улыбка?» и дуэт девушек исполняет «Песенку о хорошем настроении». И, действительно, все улыбаются, хоть на время становятся терпимее к окружающим.

В 9 классе, когда учащиеся заканчивают изучение творчества А.С.Пушкина, в актовом зале собираемся на большой литературный праздник «Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность». (В.В. Маяковский). Ребята показывают неплохие артистические данные, они уже многое умеют. Здесь «Пиковая дама», «Евгений Онегин», под аккомпанемент рояля звучат строки Пушкина, а также стихи, посвящённые ему. Однажды для сценки привлекли любимую собаку одной девушки. Она не толькодостойно «отыграла», но и со всеми вышла на поклон.

Со старшеклассниками готовим поэтические вечера, например, по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета. Кроме стихов здесь звучат в записи и вживую песни на слова поэтов. Я тоже исполняю своилюбимые романсы. В рамках «Недели литературы родного края» устраиваем литературную гостиную «А.В. Кольцов и его эпоха».

А однажды после огромной подготовки в школе провела настоящий вечер романсов. В нём участвовали ученики и преподаватели школы, известная на весь Воронеж народная певица Александра Самотягина и даже охранник нашей школы, который поразил всех своим сильным и красивым голосом. Сама я тоже выхожу на сцену, причём пою и с детьми. Доверительные отношения после такого общения устанавливаются навсегда. Участники подобных мероприятий обычно блестяще выступают на выпускном вечере, а затем не расстаются со сценой и в ВУЗах. Мои выпускники – участники КВН, победители различных конкурсов. Занятия для них не проходят даром: из стен школы они выходят полноценными личностями.

Литературное наследие нашей страны содержит в себе не только бездну информации, но и продукт работы человеческого ума и сердца, поэтому как учитель-словесник использую на занятиях кружка воспитательную силу художественных произведений. Для этого обращаюсь к лучшим образцам классической и современной литературы. С участниками кружка анализируем нравственные проблемные ситуации. Запомнились занятия по повести В. Железникова «Чучело». С ребятами разбирали сложный жизненный период главной героини произведения Лены Бессольцевой. Они не остались равнодушными, спорили, предлагали выход из трудной ситуации. А ведь способность к эмоциональному переживанию, сочувствию чужому горю и свидетельствуют о нравственной воспитанности ребёнка.

Безусловно, детей надо учить умению слушать и понимать. Для этого использую поэтические произведения. Анализируя стихотворение Н.М. Рубцова «Тихая моя родина», мы приоткрываем тайну истиной любви к своему Отечеству. Своим талантом поэтического слова поэт пробуждает и в читателях любовь к своей малой родине, открывает смысл этого замечательного чувства.

На занятиях кружка ученики приобщаются к основам религиозного воспитания, которое во многом способствует духовно-нравственному росту личности. Познакомила детей с аудиокнигой «Знакомство с православием». Интереснейшей получилась встреча с настоятелем храма Андрея Первозванного. С членами кружка делились впечатлениями о поездке в Рождество-Богородицкий мужской монастырь г. Задонска, о том, как прикоснулись к мощам Тихона Задонского. Определённый психологический настрой показал, что дети могут серьёзно относиться к библейским заповедям, здесь они раскрываются совершенно по-новому.

Так актуальная в наши дни проблема нравственности подрастающего поколения насчитывает не одно столетие. Кто бы мог подумать, что запись: «Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён», - была произведена много веков назад в древнем Вавилоне! Работа по духовно-нравственному воспитанию – процесс долгий и кропотливый, но главное в нём – найти эмоциональный отклик детской души! Каждый ребёнок способен стать лучше, поэтому нужно передавать детям идеалы гуманизма и патриотизма.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.