Предварительный просмотр презентации

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор". Образ Хлестакова. Понятие «хлестаковщина».

Повторяем то, что знаем, вспоминаем, что забыли! Как называется литературное произведение, предназначенное для  постановки на сцене театра? К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? Каков жанр этого произведения?  Как называется событие, знаменующее начало развития действия?  Как называется речь одного человека в художественном произведении?  Как называется момент наивысшего развития действия? Пьеса делится на части. Как называются эти части?  Как называется разговор двух или нескольких лиц?  Как называется событие, завершающее действие?  Как называется столкновение действующих лиц, борьба действующих лиц?  Как называется фраза собеседника в разговоре? Ответы: Пьеса Драма Комедия Завязка Монолог Кульминация Действия и явления Диалог Развязка Конфликт Реплика ВИКТОРИНА

- Кто эти люди? Что самое главное можно о них сказать? Как бы вы охарактеризовали их? -Кого не хватает на этих кадрах? Что бы вы сказали об этом человеке? Какое впечатление он производит? За кого его принимают в пьесе? Какое значение имеет этот персонаж в пьесе? Кроссенс «Литературные герои в актерском исполнении» Кадры из фильма «Ревизор» реж. В. Петрова (1952 г.) (по одноименному произведению Н. В. Гоголя).

Особый прием: речевая характеристика персонажа «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России и за одним разом посмеяться над всем». Н.В.Гоголь. Приемы раскрытия характера персонажа «Говорящие» фамилии «Замечания для господ актеров» Характеристика персонажа через других героев Работа в группах: 1 группа: анализ фамилии героя (работа со словарями). 2 группа: анализ «Замечаний для господ актеров» (работа с текстом). 3 группа: анализ «монолога Осипа» (работа с текстом: 1 действие 3 явление).

Анализ фамилии героя «Большой толковый словарь русского языка» «Словарь синонимов» Вывод: можно предположить, что фамилия «Хлестаков» говорит о том хлестком впечатлении, которое герой старается произвести своим поведением и речью на окружающих. Назад

анализ «Замечаний для господ актеров» Назад «Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде». Согласны вы с автором, который  назвал героя несколько приглуповатым  и, как говорят, без царя в голове, которых в  канцеляриях называют пустейшими. Кто такой пустой человек? Вывод: Хлестакова автор назвал приглуповатым. Писатель, видимо, дорожит этим определением и с разных сторон разъясняет его, уточняет. Ему словно нужно убедить актера, играющего роль Хлестакова, в том, что герой его — не дурак, хотя и «без царя в голове». Он и не умен, а скорее, «один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими». И особенно подчеркивает автор в Хлестакове ту черту, которая и позволяет герою пройти по тонкой грани между хитростью и глупостью. Хлестаков не в состоянии «…остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли», «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Эти особенности поведения — не результат притворства, не проявление хитрости. Это результат естественности, простодушия в отношении ко всему на свете. Поэтому и «Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».

анализ «монолога Осипа» " Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! ..Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…" Слова Осипа дают нам представление о Хлестакове. Чем он занимается в жизни? Какой статус имеет? Вывод: из монолога Осипа мы узнаём, что Хлестаков - мелкий петербургский чиновник, сын небогатого саратовского помещика, по дороге из Петербурга в Саратовскую губернию проигрался в карты, понимаем,  что его хозяину присущи расточительность, стремление порисоваться, произвести фурор, пустить пыль в глаза, легкомыслие, безответственность.

речевая характеристика персонажа Гоголь Н. В. выступает тонким мастером речевой характеристики героев. Речь каждого персонажа представляет собой законченную систему, в которой отражается соответствующий характер. Рассмотрим это на примере образа Хлестакова (проверка индивидуального домашнего задания, запись информации в тетради). «Хлестаков-щина» 1. Разговор с Осипом 2. Первая встреча с городничим 3.Сцены вранья и взяток 4. Сцена сватовства «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым». Н.В.Гоголь (барская манера говорить, грубость, высокомерие) (испуган, труслив, но хорохорится) (болтливость, зазнайство, глупость, тщеславие, фамильярность, наглость) (изворотливость, беспечность, двуличие) Вот поэтому имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина» Хлестаковщина – это желание сыграть роль значительнее той, что тебе отведена, попытка казаться другим, а не быть настоящим. Эта черта свойственна многим людям и в наше время. Так что хлестаковщина – это явление вневременное.

Подведение итогов: Н.В. Гоголь выступает новатором в развитии драматургических приемов. В основе сюжета данной пьесы лежит необычный случай, «анекдот», рассказанный автору А.С. Пушкиным. Пьеса имеет особое строение. Главный герой-Хлестаков-не присутствует ни в первом, ни в последнем действии «Ревизора»: его нет как в завязке, так и в развязке. Кульминация в развитии конфликта также происходит без главного героя. Основой пьесы становятся не личные столкновения, а общее, социальное начало, социальные проблемы, свойственные России 19 века. У Гоголя нет в пьесе положительных героев. По замечанию самого автора, «смех является единственным положительным лицом комедии». ДОМАшнее задание: 1. Подготовиться к сочинению по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (для всех). Индивидуально: 1. Составить  синквейн с ключевыми  словами (на выбор): Хлестаков, хлестаковщина. 2. Письменный ответ на вопрос: «Опасны ли Хлестаковы для общества?»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.