Урок литературы в 8 классе «Н.В. Гоголь "Ревизор" как социальная комедия»

4
1
Материал опубликован 16 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Цель урока:

Познакомить ребят с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

Задачи:

Дать основные теоретические понятия.

Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Формировать положительные нравственные ориентации.

Ход урока.

Мотивация к уроку. Прием «яркое пятно»

Объявление темы урока.

Цели и задачи урока.

Слово учителя о комедии Гоголя “Ревизор”. История создания.

О жанре комедии.

Литературоведческий комментарий. Работа с терминами.

Композиция пьесы.

Парад героев.

Природа гоголевского юмора. Смех “единственное честное, благородное лицо в комедии”.

Объявление домашнего задания (составление таблицы, работа по чтению).

Мотивация (1 слайд) «яркое пятно».

Объявление темы урока. (запись в тетрадь)

Цели и задачи (2 слайд)

Слово учителя

Цель урока:

Познакомить ребят с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

Задачи:

Дать основные теоретические понятия.

Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Формировать положительные нравственные ориентации.

(3 слайд) Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

(4 слайд) Комедия «Ревизор». Обращение к эпиграфу произведения.

Слово учителя.

Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» .

Роль эпиграфа в любом произведении велика, а в "Ревизоре" так вообще подавно.

Эпиграф представляет собой народную пословицу. И он весьма связан с основной мыслью комедии. В произведении рассказывается о чиновниках, которые принимают случайного приезжего за ревизора и пытаются перед ним выслужится. Они представляют из себя воров, казнокрадов, лицемеров и эгоистов. 

В итоге ошибка выясняется. И чиновникам ничего больше не остается, как "на зеркало пенять". Ведь пытаясь выслужится перед "ревизором" они потеряли все человеческие качества, ради собственной выгоды и покрытия своих грешков шли на все возможное.

Вот так вот и получается, что "коли рожа крива" нечего никого обвинять в этом. Нужно уметь признавать ошибки и учиться на них.

Слово учителя.

Комедия “Ревизор”. Отъезд Гоголя за границу. 7 октября 1835

(5 слайд) Гоголь писал Пушкину: “Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!”

Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. (запись в тетради выделенного материала)

События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии.

(6 слайд) Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.

Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. В апреле 1936г. комедия была поставлена на сцене. (запись в тетради выделенного материала)

Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен по дальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Литературоведческий комментарий. Работа с терминами.

(7 слайд) Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой). (запись в тетрадь определения пьеса – это..)

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки.

(8 слайд) (запись в тетрадь определения ремарка – это…) В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

Композиция пьесы. (9 слайд)

3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени: (10 слайд)

Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.

Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.

Развязка – событие, завершающее действие.

(запись терминов в тетерадь)

(11 слайд) Физминутка

Парад героев

Характеры и костюмы.

Замечание для господ актеров.

(Авторские ремарки)

Городничий. (12 слайд)

Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Анна Андреевна и Марья Антоновна. (13 слайд)

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

Хлестаков. (14 слайд)

Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип. (15 слайд)

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский (16 слайд), оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин (17 слайд), судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника (18 слайд), попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

(19 слайд)

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии”

В статье “Петербургская сцена в 1835-36году” гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.

Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.

“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.

Но… герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).

Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.

Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”.

Объявление домашнего задания. (20 слайд)

1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

 

Характер

 

Речевые

 

Поступки

 

2. Прочитать 1, 2 действие.

/data/files/g1487256591.pptx (Н.В.Гоголь "Ревизор" как социальная комедия.Урок-презентация)

Предварительный просмотр презентации

Цели и задачи урока: Познакомиться с историей создания комедии Дать основные теоретические понятия Формировать положительные нравственные ориентации Прокомментировать природу гоголевского смеха

Николай Васильевич гоголь (1809 - 1852)

«Ревизор» Комедия в пяти действиях «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» Народная пословица

Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте хоть какой-нибудь сюжет, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию»

Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всеми».

Пьеса - это драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре. Это общее видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.

Ремарка  — пояснение, которое даёт автор в драматургическом произведении, описывая, как он себе представляет внешность, возраст, поведение, чувства, жесты, интонации действующих лиц, обстановку на сцене. Ремарки являются указаниями для исполнителей ролей и режиссёра, ставящего пьесу, пояснением для её читателей.

Композиция пьесы 1. пьеса делится на части: Действия (акты) Внутри могут быть картины (сцены) Каждый приход и уход действующего лица дает начало новому явлению 2. По своему объему пьеса не может быть большой. Конфликт

Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия. Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия. Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия. Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе. Развязка – событие, завершающее действие.

Физминутка

Городничий Он с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!» По глубокому убеждению Антона Антоновича, "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов", который пропустил бы то, "что плывет в руки". Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Анна Андреевна и Марья Антоновна «...Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Марья Антоновна - дочь городничего: Возраст - 18 лет. Она очень недурна собой. Дочь городничего - ветреная девушка. Марья Антоновна - жеманная. кокетливая барышня. Ей кажется, что почтмейстер ухаживает за ней.

Хлестаков Хлестаков Иван Александрович. «…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли».

Осип Осип - это пожилой слуга молодого барина Хлестакова.  Осип - крепостной крестьянин, неглупый и даже в чем-то хитрый человек. Именно Осип советует Хлестакову поскорее уезжать из города N, пока его не разоблачили. 

Бобчинский и Добчинский Добчинский гласности, он хочет, Чтоб знали, что Добчинский есть: Он рвётся, мечется, хлопочет, Чтоб в люди и в печать залезть. … Всё это вздор, но вот что горе: Бобчинских и Добчинских род, С тупою верою во взоре Стоят пред ним, разинув рот.

Ляпкин-Тяпкин «...Ляпкин‑Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес.   Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину.   Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют...»

Земляника Земляника Артемий Филиппович - попечитель богоугодных заведений. .Земляника - кляузник и сплетник, выдающий из корысти всю подноготную чиновников, своих коллег, мнимому ревизору.

Смех – единственное «честное, благородное лицо в комедии» «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Глубокий, содержательный урок. Работа с таблицами и схемами всегда особенно эффективна на уроке, нравится детям. Спасибо.

10 July 2017