Приём «Морфологический ящик» при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

7
1
Материал опубликован 11 January 2018 в группе

Севидова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

города Новокузнецка Кемеровской области

Приём «Морфологический ящик» при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Пояснительная записка

Педагогический приём «Морфологический ящик» используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. «Морфологический ящик» универсален, может быть использован педагогами всех школьных дисциплин.

Предложенный далее «Морфологический ящик» я использую при изучении в 8 классе комедии Н.В Гоголя «Ревизор» в качестве проверки умения пользоваться текстом художественного произведения при создании характеристики героев.

Образовательные цели.

Цель учителя: развитие умения учащихся «собирать» характеристику героя изучаемого литературного произведения.

Цель учащихся: научиться выделять и компоновать элементы характеристики героя художественного произведения.

Планируемые результаты:

Личностные:

способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Метапредметные:

- регулятивные УУД

решать проблемы поискового характера;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать информацию;

выполнять анализ (выделение признаков);

представлять информацию в виде буквенно-цифровых строк;

- коммуникативные УУД

организовывать учебное взаимодействие;

слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные:

характеристика литературного героя.

Данный приём использую по-разному: в классах с продвинутым уровнем усвоения знаний учащиеся работают самостоятельно; учащиеся минимального и общего уровня усвоения знаний (по классификации, предложенной профессором В.В. Гузеевым) работают в группах (как правило, в работе 4 варианта) и имеют возможность самостоятельно проверить свою работу по образцу либо прибегнуть к взаимопроверке групп.

Литература

1. Гузеев В.В., Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. – 128с. 

2. . Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.

3. Кругликов, Г.И., Симоненко, В.Д.Технология творчества. – Курск, 1995. – 204 с.

4. Гоголь Н.В., Ревизор. – любое издание.

Морфологический ящик

«Персонажи комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Используя «морфологический ящик», составьте характеристики

Сквозника - Дмухановского, Осипа, Хлестакова, Ляпкина – Тяпкина, Земляники, Шпекина

   

1

2

3

4

5

6

Характеристика героя в «Замеча-ниях для господ актёров» Н.В.Гоголя

А

Молодой человек лет 23, несколько при-глуповат и, как говорят, без царя в голове… слова вы-летают из уст его совершенно неожиданно.

Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Человек, прочитав-ший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Го-ворит басом, с … хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют.

Простодушный до наивности человек.

Говорит серьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр … Голос его всегда почти ровен.. не любит много говорить…

.. очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно… говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

Положение персонажа

Б

почтмейстер

слуга Хлестакова

городничий

чиновник из Петербурга

судья

попечитель богоугодных заведений

Информация о героя из текста

В

Благоустройством города не зани-мается, государст-венные деньги им расхищаются. По-пустительствует во взяточничестве чи-новникам.

Больные, как мухи, выздоравливают, кормит их вместо положенной пищи прокисшей капус-той, а лекарств дорогих не употребляет.

Занимается больше охотой, нежели своими прямыми обязанностями, бе-рёт взятки борзыми щенками.

Вскрывает и читает чужие письма.

Житьё в Питере, по его мнению, лучше всего.

Любит приврать, берёт якобы в долг, но отдавать не собирается. Не прочь поволочиться и за до-черью, и за матерью.

Реплики героя

Г

«Я всякий день на балах». «Меня сам государственный совет боится». «А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж! Ведь это не столица».

«… как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».

«Сегодня мне всю ночь снились две какие-то необыкновенные крысы». «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

«Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы».

«Человек простой: если умрёт, он и так умрёт; если выздоро-веет, то и так вы-здоровеет».

«.. это преинте-ресное чтение: иное письмо с наслаж-дением прочтёшь: так описываются раз-ные пассажи – а назидательность какая… Лучше, чем в «Московских ведомостях»!»


 


 

Ответы:

Вариант 1.

Сквозник – Дмухановский - А6, Б3, В1, Г3

Осип – А5, Б2, В5, Г4

Хлестаков – А1, Б4, В6, Г1

Ляпкин – Тяпкин – А3, Б5, В3, Г2

Земляника – А2, Б6, В2, Г5

Шпекин – А4, Б1, В4, Г6

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо,Елена Владимировна!Интересное задание!

1 June 2023