12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Севидова Елена Владимировна610 Более 20 лет работаю в школе. Пробовала поменять профессию - не смогла. Как нельзя лучше подходят для моей педагогической деятельности слова В. Белякова: "Кусочек сердца отдавать кому-то - такая, брат, у нас с тобой работа"... Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Приём «Морфологический ящик» при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Севидова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Новокузнецка Кемеровской области
Приём «Морфологический ящик» при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Пояснительная записка
Педагогический приём «Морфологический ящик» используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. «Морфологический ящик» универсален, может быть использован педагогами всех школьных дисциплин.
Предложенный далее «Морфологический ящик» я использую при изучении в 8 классе комедии Н.В Гоголя «Ревизор» в качестве проверки умения пользоваться текстом художественного произведения при создании характеристики героев.
Образовательные цели.
Цель учителя: развитие умения учащихся «собирать» характеристику героя изучаемого литературного произведения.
Цель учащихся: научиться выделять и компоновать элементы характеристики героя художественного произведения.
Планируемые результаты:
Личностные:
способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Метапредметные:
- регулятивные УУД
решать проблемы поискового характера;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать информацию;
выполнять анализ (выделение признаков);
представлять информацию в виде буквенно-цифровых строк;
- коммуникативные УУД
организовывать учебное взаимодействие;
слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные:
характеристика литературного героя.
Данный приём использую по-разному: в классах с продвинутым уровнем усвоения знаний учащиеся работают самостоятельно; учащиеся минимального и общего уровня усвоения знаний (по классификации, предложенной профессором В.В. Гузеевым) работают в группах (как правило, в работе 4 варианта) и имеют возможность самостоятельно проверить свою работу по образцу либо прибегнуть к взаимопроверке групп.
Литература
1. Гузеев В.В., Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. – 128с.
2. . Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
3. Кругликов, Г.И., Симоненко, В.Д.Технология творчества. – Курск, 1995. – 204 с.
4. Гоголь Н.В., Ревизор. – любое издание.
Морфологический ящик
«Персонажи комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Используя «морфологический ящик», составьте характеристики
Сквозника - Дмухановского, Осипа, Хлестакова, Ляпкина – Тяпкина, Земляники, Шпекина
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Характеристика героя в «Замеча-ниях для господ актёров» Н.В.Гоголя | А | Молодой человек лет 23, несколько при-глуповат и, как говорят, без царя в голове… слова вы-летают из уст его совершенно неожиданно. | Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. | Человек, прочитав-ший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Го-ворит басом, с … хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют. | Простодушный до наивности человек. | Говорит серьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр … Голос его всегда почти ровен.. не любит много говорить… | .. очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно… говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. |
Положение персонажа | Б | почтмейстер | слуга Хлестакова | городничий | чиновник из Петербурга | судья | попечитель богоугодных заведений |
Информация о героя из текста | В | Благоустройством города не зани-мается, государст-венные деньги им расхищаются. По-пустительствует во взяточничестве чи-новникам. | Больные, как мухи, выздоравливают, кормит их вместо положенной пищи прокисшей капус-той, а лекарств дорогих не употребляет. | Занимается больше охотой, нежели своими прямыми обязанностями, бе-рёт взятки борзыми щенками. | Вскрывает и читает чужие письма. | Житьё в Питере, по его мнению, лучше всего. | Любит приврать, берёт якобы в долг, но отдавать не собирается. Не прочь поволочиться и за до-черью, и за матерью. |
Реплики героя | Г | «Я всякий день на балах». «Меня сам государственный совет боится». «А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж! Ведь это не столица». | «… как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда». | «Сегодня мне всю ночь снились две какие-то необыкновенные крысы». «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..» | «Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы». | «Человек простой: если умрёт, он и так умрёт; если выздоро-веет, то и так вы-здоровеет». | «.. это преинте-ресное чтение: иное письмо с наслаж-дением прочтёшь: так описываются раз-ные пассажи – а назидательность какая… Лучше, чем в «Московских ведомостях»!» |
Ответы:
Вариант 1.
Сквозник – Дмухановский - А6, Б3, В1, Г3
Осип – А5, Б2, В5, Г4
Хлестаков – А1, Б4, В6, Г1
Ляпкин – Тяпкин – А3, Б5, В3, Г2
Земляника – А2, Б6, В2, Г5
Шпекин – А4, Б1, В4, Г6
Комментарии (1)

Отредактировано 01-06-2023 10:40