Урок литературы на тему «Роль "немой сцены" в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"»
Урок литературы 8 класс.
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Шинкаренко Ольга Петровна
Тема: «Роль «Немой сцены» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»»
МОТИВАЦИЯ к уроку:
«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух?» А.С. Пушкин.
Учитель: К чему может подвигнуть нас на уроке эта фраза? Что мы сегодня будем делать?
Ученик: Попробуем, если дух просвещения нас посетит, сделать открытия.
Учитель : Мы заканчиваем изучение комедии Гоголя «Ревизор». На прошлом уроке мы с вами говорили о способах передачи комичного в комедии Гоголя «Ревизор». Дома я просила вас ответить на вопрос: при помощи каких художественных изобразительных средств Гоголь высмеивал чиновников уездного города? При помощи чего добивался определенного комизма?
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
В качестве проверки д/з - проверочный тест ( СЛАЙД)
Такой же тест есть в ваших рабочих листах, они уже подписаны. Мы будем работать весь урок на них. В конце урока сдадим на проверку. Я буду произносить вопросы для того, чтобы регламентировать время, вы работаете в рабочих листах.
Вопросы теста:
Сквозник-Дмухановский, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Абдулин, Уховертов, Держиморда, Гибнер и т.д.
1.Какое художественное изобразительное средство комического используется здесь?
А) Метафора
Б) Говорящие фамилии
В) Сравнение
«… в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою»
2.Какое художественное изобразительное средство комического используется здесь?
А) Алогизм (отсутствие логики)
Б) Гипербола
В) Литота
«суп в кастрюльке прямо приехал из Парижа»
3.Какое художественное изобразительное средство комического используется здесь?
А) Алогизм (отсутствие логики)
Б) Гипербола
В) Литота
«Он упрям и глуп, как бревно»
4.Как называется следующее явление изобразительного средства комического:
А) Метафора
Б) Эпитет
В) Сравнение
«…таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почесывался» , «теперь сидит и хвост подвернул» (Осип)
5.Как называется следующее явление изобразительного средства комического:
А) Высокая, книжная лексика
Б) Лексический повтор
В) Просторечная лексика
АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Я хочу пригласить к доске ученика. (Прошу занять его любую определенную мной позу,с выражением лица скорби или чрезмерной радости, ученик стоит неподвижно в этой позе все время, пока идет разговор с учениками)
Действительно, смех Гоголя находит разнообразные средства для своего выражения.
Кого и что высмеивает Гоголь в своей пьесе?
Ученики: пороки чиновников 19 в, праздную молодежь 19в, помещиков, не желающих заниматься землей.
Учитель: Гоголевская сатира беспощадна и в то же время смешна. ( ученик уже не может стоять неподвижно, и мы его отпускаем)
Остается ли на протяжении всей пьесы желание смеяться или наше настроение где-то меняется?
Ученик: В конце пьесы, когда все понимают, что Хлестаков не ревизор, приехал настоящий ревизор.
Учитель: Что происходит с героями комедии?
Ученик: Следует немая сцена.
Учитель: По замыслу Гоголя все герои должны были занять свои места в определенных позах и стоять так 3-4 мин. Обессиленные актеры, когда играли первые спектакли, не выдерживали, женщины падали в обморок. Тогда Гоголь сжалился и сократил время до 1,5 мин. Но не меньше! Вы видели, что ученик смог простоять всего 40 сек. 1,5 мин это – много и тяжело. Вопрос: Как вы думаете, какой смысл в этом был? Неужели только показать глупое положение, в котором оказались жители этого города? Зачем нужна была такая сцена?
ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
Давайте определим, какова же тема нашего урока?
Ученик: Роль немой сцены в пьесе.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
Учитель: Какие цели мы поставим перед собой?
Ученики: 1. Проанализировать немую сцену комедии Гоголя «Ревизор».
2. Определить значение немой сцены в пьесе Гоголя «Ревизор»
И исходя из эпиграфа нашего урока, мы попробуем сделать с вами открытие!
Учитель: Начнем с чтения и анализа немой сцены.
Мы с вами сейчас будем читать ее и будем иллюстрировать при помощи фотографии немой сцены театра на Таганке 1966г (слайд) ( Читают постепенно и каждый персонаж выводится на слайд)
Кто на ваш взгляд стоит не так, как написано у Гоголя?
Ученик: Городничий и почтмейстер
Учитель: Давайте попробуем сами изобразить этих персонажей.
(Вызываю к доске ученика тот становится в позе, которая описана у Гоголя,т.е. крест)
Скажите, на что похожа эта поза?
Ученик: На крест
Учитель: Почему Гоголь выбрал такую позу? Ведь городничий не был таким праведником или сильно верующим человеком? Почему крест? Может это какой-то символ? ( вешаю на доске слово «Крест»)
Учитель: Что должно было быть в позе почтмейстера?
Ученик: Вопрос.
Учитель: Почему какой-то вопрос? Какой вопрос? Видимо, это тоже какой-то образ, знак, символ! ( вешаю на доске)
Начнем читать чуть раньше. Явление последнее. (Читают)
Учитель: Жандарм – это (читаем по слайду) Найдите описание жандарма в действующих лицах в начале пьесы?
Ученик: Его там нет!
Учитель: Кто этот чиновник из Петербурга?
Ученик: Это и есть новый ревизор.
Учитель: Он кто? Есть ли его имя? Его чин?
Ученик: Нет.
Учитель: Кто же это – жандарм, новый ревизор? ( вешаю на доске).
Мы видим сразу несколько таких зашифрованных образов. Получается целое закодированное, зашифрованное послание к зрителю или к читателю.
Давайте попробуем расшифровать это послание.
Все эти образы прописаны у вас в рабочих листах, вы сейчас, совещаясь друг с другом в парах, попробуете дать объяснение этим символам. Но прежде я хотела бы вам сказать о том, что, Гоголь создавал свою немую сцену, глядя на картину Брюллова «Последний день Помпеи». Это день, когда Помпеи были засыпаны пеплом соседнего вулкана, город погиб, но на картине изображены люди за несколько мгновений перед тем, как они предстанут перед Богом! (Слайд)
И еще вам помогут разобраться в зашифрованном послании слова М.Ю. Лермонтова
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата.
Учитель: Посовещайтесь, подумайте и запишите напротив каждого символа, что они обозначают.
(ученики работают в течение 3 мин?)
Учитель: Давайте произнесем ваши мысли. Кто этот ревизор? И жандарм? Что означает крест? Какой вопрос Гоголь хотел задать?
Ученики: Ревизор – Бог! совесть! Жандарм – это символ неминуемого наказания за все нравственные пороки. Крест – символ веры, Иисуса Христа, смерти, гроба.
Учитель: Давайте попробуем расшифровать закодированное послание.
( Работа в группах) Читают.
Осталось нам с вами сравнить наши выводы с тем, что сказал Ф.М. Достоевский о немой сцене.
Ф. Достоевский:
«Развязка пьесы - всеобъемлющий символ. Страшен тот ревизор, который ждет нас у двери гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор. Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть. А суд - это высший суд Бога».
Учитель: Мы с вами не сказали, а что же означает тот самый вопрос?
Ученик: Вопрос. Чему смеетесь? И сам отвечает! Над собой смеетесь. Эх вы! (Явление 8)
Учитель: Как вы считаете, в чем суть этого вопроса?
Чтобы и в этом разобраться еще немного из истории создания пьесы: Гоголь в конце пьесы приказал выкатить зеркала и направить их в зрительный зал! Зрители увидели там себя! Что должны были понять зрители?
Ученик: Зрители должны были понять, что и их ждет когда-то жизненный финал и каждый из них должен будет перед своей совестью, Богом ответить за каждый свой грех!
ВЫВОД: Давайте сделаем вывод , каково место немой сцены во всем произведении?
Ученик: Немая сцена самая главная в этом произведении!!! Потому что она несет философский замысел этого произведения!
РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: Ребята, какие открытия мы с вами сегодня сделали?
Домашнее задание:
Письменное размышление по выбору
*«В чем суть идейного замысла комедии «Ревизор» Н. Гоголя?»(с использованием материалов урока)
** Как вы думаете,
если бы Гоголю пришлось
сделать финал пьесы не открытым,
чем бы пьеса
должна была бы закончиться?