О балете «Щелкунчик»
и становлении зрительской компетентности
При теоретическом изучении правил написания рецензий на спектакли, воспитанники выполняют творческие задания, пишут рецензии на полюбившиеся спектакли, пробуя себя в качестве театральных критиков.
Некоторые рецензии получились совсем уж «шедевральными».
Получив подобные образцы выполнения творческих заданий, я убедилась в необходимости практического освоения темы и дополнительной работе над становлением зрительской компетентности воспитанников. И в канун 2024 года был организован поход на спектакль «Щелкунчик» в городской театр оперы и балета.
Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича основан в 1931 году. В 2010 году завершилась реконструкция здания театра, подарившая ему роскошные интерьеры и технологии, достойные XXI века. Театр располагает довольно сильной труппой артистов и обширным репертуаром. Благодаря фестивальным инициативам театра (фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, международный фестиваль «Басы XXI века», «Пять вечеров в Тольятти». Международный оперный фестиваль имени Ирины Архиповой) самарские зрители имеют возможность познакомиться с искусством крупнейших мастеров оперного и балетного искусства.
Спектакль «Щелкунчик» порадовал, как всегда. Это особенный балет, вневозрастной и сказочный. Исполнение, костюмы, декорации, свет – все очень достойно и соответствует восхитительной музыке П.И.Чайковского. Премьера последней постановки в Самаре состоялась в 2011 году. Дирижер-постановщик - А.Анисимов, балетмейстер - постановщик - К. Шморгонер.
По окончании спектакля зрители долго и воодушевленно аплодировали артистам балета.
Поскольку спектакль проводился в канун Нового года, предновогодняя атмосфера царила не только на сцене. В фойе театра стояла роскошная елка, в разных уголках расположились уютные и милые фотозоны по теме спектакля.
Одним из стационарных элементов оформления фойе, кстати, является упоминание о первом исполнении здесь 5 марта 1942 года Седьмой Симфонии Д.Шостаковича, эвакуированного в г.Куйбышев с оркестром Большого театра. Здесь же шла работа над написанием симфонии. Имя композитора присвоено театру в 2022 году.
Стоит добавить, что площадь перед театром каждый год по-особому украшена. Здесь располагается величественная елка, выстраивается ледовый городок и новогодняя ярмарка, заливаются катки. Площадь - любимое место отдыха горожан в период новогодних праздников.
Приложение
Становлению зрительской компетентности воспитанников способствует полученный перед походом в театр методический инструментарий - Памятка компетентного зрителя
Памятка компетентного зрителя
Написание рецензии на спектакль подразумевает выполнение следующих правил:
- познакомься с литературным произведением, на основе которого поставлен спектакль;
- найди материал об исторической эпохе и авторе;
- перед спектаклем приобрети программку к нему;
- вспомни правила поведения в театре;
- найди в фойе театра информацию и фотоматериалы об истории театра, актёрах, режиссёрах-постановщиках;
- будь внимателен ко всем художественным элементам спектакля: актёрской игре, убранству сцены, декорациям, музыке, костюмам;
- в антракте сделай несколько пометок в записной книжке о художественных деталях спектакля, которые произвели впечатление;
- приступай к написанию рецензии к спектаклю по плану.
Цель написания рецензии – разбор и оценка произведения.
1. Понравился ли тебе спектакль? Чем именно?
2. Кто из героев запомнился больше всего? Почему?
3. О чём этот спектакль? Какие проблемы подняты в нем?
4. Как художественные элементы спектакля помогают раскрыть замысел режиссёра?
5. Что осталось непонятным, показалось спорным?
6. Что удалось найти об авторе, истории создания спектакля?
7. Общие впечатления. Можешь порекомендовать посмотреть спектакль друзьям?
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна