О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения
О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.
Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не существует. При этом общеизвестно, что анализ художественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение
истории создания,
тематики,
проблематики,
идеи,
композиции,
образа лирического героя,
языка, средств поэтической выразительности,
особенностей стиха,
а также значения произведения в творчестве поэта, литературной жизни эпохи, литературной традиции.
Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.
Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает с чего начать, можно рекомендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов.
Вот ее возможный вариант:
В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?
Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?
Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?
Как построено стихотворение?
Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?
Как звучит начало стихотворения?
Как нарисована картина и с помощью каких художественных средств?
Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?
Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?
Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?
Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?
Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?
Каков итог лирического высказывания?
Находит ли лирический конфликт свое разрешение?
Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения?
В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?
Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, общекультурный контекст?
(Л.В.Гушарашвили)
Василий Михайлович Савин