О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения

5
1
Материал опубликован 16 August 2016 в группе

О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.

Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не существует. При этом общеизвестно, что анализ художественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение

истории создания,

тематики,

проблематики,

идеи,

композиции,

образа лирического героя,

языка, средств поэтической выразительности,

особенностей стиха,

а также значения произведения в творчестве поэта, литературной жизни эпохи, литературной традиции.

Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.

Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает с чего начать, можно рекомендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов.

Вот ее возможный вариант:

В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?

Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?

Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?

Как построено стихотворение?

Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?

Как звучит начало стихотворения?

Как нарисована картина и с помощью каких художественных средств?

Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?

Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?

Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?

Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?

Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?

Каков итог лирического высказывания?

Находит ли лирический конфликт свое разрешение?

Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения?

В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?

Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, общекультурный контекст?

(Л.В.Гушарашвили)

Комментарии

Да, существующие варианты плана анализа стихотворения несовершенны. Порой даже ущербны. Разве в лирике содержание имеет приоритет над формой, а не наоборот? Даже т.н. гражданская лирика (например, у Некрасова), несмотря на её публицистичность, сюжетность и тенденциозность, всё-таки в первую очередь лирика, т.е. особое художественное произведение, как правило, малой формы, в котором личное мировосприятие лирического героя передаётся с помощью стихотворной речи, для которой обычно характерны ритм, мелодика, рифмовка, звуковые, лексические и синтаксические средства выразительности. В обычных классах лучше, конечно, работать над отзывом с элементами анализа или с помощью элементов анализа готовить к выразительному чтению стихотворения. Лишь единицам может пригодиться в дальнейшем полноценный стихотворный анализ, и лучше с ними заниматься по возможности индивидуально, чтобы не приучать к штампам и клише. Как-нибудь попробую выложить свои наработки по этой интересной теме. Может, кому-то поможет не наступать на одни и те же грабли.

20 November 2017