Статья «О профессиональной этике учителя»
Статья "О профессиональной этике учителя"
Автор Желнина О.В.,
учитель, Калужская область.
Педагогическая этика современного учителя. О ней пишут учёные, бакалавры и магистры, преподаватели, аспиранты вузов, учителя, родители. О профессиональной этике размышляют на протяжении веков. Учитель - педагог, преподаватель, наставник, мастер.
Сегодня Учитель не обучает, а руководит процессом обучения, не воспитывает, а направляет учащегося на понимание того, что такое "воспитание личности". Учитель понимает важность этого ответственного процесса - значит и ученик понимает, что "значит" быть самостоятельным, творческим, понимающим... Когда проявятся эти формируемые компетентности учащегося, насколько будет велика отдалённость их проявления - вопросы для размышления.
Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Управлять многими процессами, которые формируют личность человека, - один из сложнейших видов педагогической работы. Обучение, Образование, Формирование, Воспитание, Развитие. Невозможно назвать важнейшее направление учительской деятельности. И не забудем о функции Семейной, Гражданской, Общественной.
Я.А.Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность. Чешский педагог подчёркивал, чтобы учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и словами.
В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.
В ряду этих качеств "человечность, доброта, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие".
Сегодня выше становятся требования общества к учителю. В.Сухомлинский пишет о значимости воспитательного аспекта в деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно в первую очередь является нравственным формированием человеческой личности. «Непричастного» к воспитанию обучения нет, не может и не должно быть. Одна из волнующих тем - профессиональная этика в системе "учитель-ученик". И это система социальных связей, простых и сложных, возникающих по-разному во времени и в пространстве. Важную роль играют отношения нравственные. Именно они лежат в основе педагогического процесса и определяют характер отношений. Принцип педагогической морали гласит: учитель несёт моральную ответственность за всесторонне развитие личности учащегося, что важно было всегда и что более, чем важно в наше сложное время. В ряд нравственных норм включаем: любовь и внимание к учащемуся любого возраста, отношение к нему как к личности, уважение и поддержка личностных качеств, столь ценных для развития человека, понимание внутреннего мира учащегося. И это даст взрослому человеку возможность понять и принять грамотные решения, прогнозировать педагогические и общественные последствия своего слова, поступка, действия. Характер отношений "учитель-ученик" товарищеский, доверительный, и вместе с тем деловой, официальный: требовательный (не забывать о мере уважения к учащемуся), оптимистический (не забывать о разных способностях учащегося и возможности их развития со временем). Требовательность к учащемуся как выражение уважения к личности учащегося, как умение грамотно оценивать знания, слова и поступки, личностные качества учащегося для дальнейшего совершенствования личности, его культуры слова, поступка, действия. Требовательность как норма педагогической этики имеет признаки, и среди них важные - целесообразность, объективность, "с отсутствием угнетения", "доброжелательность", "искренняя заинтересованность", реалистичность, выполнимость.
На практике возникают трудности в реализации требовательности. Связано они с отступлением от норм, с отсутствием в среде учителей единства в понимании принципа требовательности. Со стороны учащегося -непонимание и восприятие это требования как "придирка учителя", "несправедливость учителя", "зло учителя". Легко ли быть требовательным учителем? На практике - трудно и сложно. Учителю важно не отходить от нормы - уважать мнение учащегося, что и создаёт условия, комфортные для взаимоуважения "учитель-ученик". Требовательность учителя к себе - это умение задавать ежечасно вопросы "Как прошёл мой рабочий день?", " Какие ошибки и как их исправить?", "Какими были слово, поступок, действие?" И размышление над взаимосвязью понятий «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ», «ЭТИКЕТ» И вопрос... Этика 21 века? И понимание того, что основа этики на принципе нравственности - не вреди человеку, коллективу, обществу, природе своей, природе учащегося, природе окружающего мира, не вреди ни словом, ни мыслью, ни поступком. Созидай для человека, коллектива, общества, природы. Созидай мыслью, словом, делом.
Использованная литература:
1.Этика: Энциклопедический словарь Под общей ред.Р.Г.Апресена, А.А.Гусейнова.-М.:Гардарики,2001.
2.Чернокозов И.И.Этика учителя. Изд-во" Радянска школа", Киев,1988.
3. Приложение 1. Список персоналий. * (Профессиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2014)
Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ, который систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью которого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время. Аристотель создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности).
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание человека» и др. Триада идей - свобода, творчество, личность - легла в основу его философского учения.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) - русский и советский педагог и психолог,автор свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике . Основы построения новой школы - труд и самообразование.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)- нем. философ. Основные работы: «Философия духа», «Система нравственности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия философских наук» и др. Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Воспитание считал обязанностью государства и семьи, с которой всё начинается.
Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) - фр. философ-материалист, просветитель. Основные работы: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Считал человека продуктом обстоятельств.. Обучение, по Гельвецию, должно быть наглядным, строиться на личном опыте ребёнка, учебный материал - простым и доступным, школа - светской и государственной.
Гербарт Иоганн Фридрих (1776-1841) - нем. философ, педагог, психолог. Основные педагогические труды: «Общая педагогика, выделенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Гербарту, педагогика теснее всего связана с философией, которая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, указывающей пути достижения этих целей.Цель воспитания, считал Гербарт, заключается в формировании добродетельного человека, уважающего установленный правопорядок.
Демокрит (ок.460-370 до н.э.) - древнегреческий философ-материалист. Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами». Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. Был убеждён, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравственных поступках.
Дидро Дени (1713-1784) - фр. просветитель-материалист XVIII в., автор «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». В 1773 году по приглашению Екатерины II Дидро год жил в Петербурге и составил «План университета для России», который не был реализован Дистервег Фридрих Вильгельм Адольф (1790-1866) - крупнейший немецкий педагог, видный деятель в области народной школы и педагогического образования. . Разработал такие принципы воспитания, как природосообразность (следование за естественным развитием ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей), культуросообразность (связь воспитания с жизнью общества и национальной культуры своего народа), а также дидактику развивающего обучения, которую представил в виде 33 законов и правил обучения. Главную задачу обучения видел в развитие мышления, внимания, памяти, но в то же время справедливо указывал, что развитие этих способностей неразрывно связано с усвоением детьми самого материала, умениями самостоятельно работать.
Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) - русский революционер-демократ, философ-материалист, прогрессивный публицист. Вопросам воспитания и обучения посвятил специальные работы: «О значении авторитете в воспитании», «О народном воспитании», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Учитель должен служить идеалом…» Большое значение в воспитании придавал убеждениям и нравственному облику учителя, который должен быть образцом для детей. В центре всей воспитательной системы, считал Добролюбов, стоит ребёнок, которому надо не столько передавать определенную сумму знаний, сколько научить «думать самостоятельно, внушить... любовь к знаниям, сообщить... ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ, педагог и психолог. Главное место в педагогическом процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «путём делания». В таком педагогическом процессе учитель выступает лишь как консультант, ребёнок - как исследователь. В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Основное кредо Дьюи и его последователей: «Ребенок - это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».
*Список персоналий использован из книги " Профессиональная этика педагога": Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2014)
Легоцкая Вера Сергеевна