Пояснительная записка к презентации
Одним из актуальных требований к качеству школьного образования выпускников каждой его ступени стала необходимость планомерного развития и оценивания функциональной грамотности выпускников как показателя уровня его социализации, в содержании ФГОС определяемое, как метапредметные образовательные результаты.
Определим функциональную грамотность как сформированную в рамках школьной урочной и внеурочной деятельности способность ученика не только адаптироваться, но и решать проблемы, существующие или возникающие в социум [2]. Тогда выпускнику школы просто необходимо идти в жизнь, уже имея субъективный опыт разрешения как моделируемых бытовых, социальных ситуаций, так и проблемных ситуаций в общении.
Как обеспечить развитие функциональной грамотности школьника? Какой подход к выполнению данного требования образовательных стандартов наиболее продуктивен? - кто из учителей не задавался этими вопросами.
По мнению исследователей, решению данной проблемы российского школьного образования служат включение в учебный процесс компетентностных вопросов и ситуационных задач, имеющих сюжеты практические, типичные, реальные [1]. Поиск решения предложенной задачи или отработка действий в конкретной ситуации развивают прикладные умения ребёнка, служат осознанному формированию таких ключевых компетентностей, как коммуникативная, информационная. Деятельность по решению таких задач, кроме поиска пути решения проблемы, требует вдумчивой работы с любым видом текста: его восприятия, обсуждения, анализа, совершенствуя тем самым и читательскую грамотность школьников.
В поисках ответа на вопрос о том, какие задачи для изучающих физику можно отнести к ситуационным, выделила критерии, соответствие которым считаю важным для идентификации заданий.
Задача (задание) – представленное в виде текста завершенное описание явления, действия, проблемы, жизненной ситуации;
Графическая составляющая может стать базовым компонентом или элементом, определяющим условия и обстоятельства ситуации, предложенной в задаче;
Поднятая проблема или предложенная ситуация должна быть актуальной, по возможности, реальной, чтобы успешная работа над ней, активизируя познавательную деятельность, мотивировала школьников к поиску собственного решения;
В тексте задачи имеется информация из различных источников, обеспечивая тем самым полноценность, реалистичность ситуации;
При составлении текста задач необходимо помнить о возрастных особенностях его восприятия, учитывать возможность проявления обучающимися различных эмоций.
В российской школе пионерами в конструировании таких задач и включении их в процесс обучения стали педагоги Санкт-Петербурга ещё в 2001 году. Но и сегодня проблемы приобретения образовательного опыта выпускниками школ и комплексной оценки их предметных и надпредметных умений стоят остро. Причина - недостаток «точек соприкосновения» содержания образования с жизнью подростков, их проблемами, особенностями современного социума. Решая указанные выше проблемы, составляю и на разных этапах уроков использую компетентностные вопросы и ситуационные задачи. В 5 – 6 классах в пропедевтическом курсе физики предлагаю вопросы или задания, к решению которых дети, работая чаще всего парами, добираются небольшим (до5) числом универсальных действий.
Юные исследователи на планете ЕСТЕНА. К итоговому занятию
PPTX / 1.64 Мб
В основной школе (7-9 классы) при составлении задач часто текст дополняю графиком, рисунком, схемой.
Пример - ВИДЕОРЕГИСТРАТОР на перекрёстке - тест по теме Кинематика.
Считаю, что деятельность по решению таких задач на уроках не только физики усиливает практико-ориентированную направленность школьного образования, способствует достижению каждым учеником максимальных личностных и метапредметных результатов.
Литература:
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пи скунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб, КАРО, 2008, 96 с.
- Конасова Н. Ю. Технологии оценивания образовательных результатов
- Ситуационные задачи. Развитие и оценка функциональной грамотности учащихся. Волгоград, Учитель, 2014, 114 с.
Дискуссия для обсуждения материала с опросом здесь: Ситуационные задачи на уроке: я считаю...
Забелина Маргарита Владимировна
Омарова Альмира Шигаповна
Огрызко Ирина Владимировна