12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45810
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Учителя физики»
7

Статья «О ситуационных задачах в курсе школьной физики»



Одним из актуальных требований к качеству школьного образования выпускников каждой его ступени стала необходимость планомерного развития и оценивания функциональной грамотности выпускников как показателя уровня его социализации, в содержании ФГОС определяемое, как метапредметные образовательные результаты.

Определим функциональную грамотность как сформированную в рамках школьной урочной и внеурочной деятельности способность ученика не только адаптироваться, но и решать проблемы, существующие или возникающие в социум [2]. Тогда выпускнику школы просто необходимо идти в жизнь, уже имея субъективный опыт разрешения как моделируемых бытовых, социальных ситуаций, так и проблемных ситуаций в общении.

Как обеспечить развитие функциональной грамотности школьника? Какой подход к выполнению данного требования образовательных стандартов наиболее продуктивен? - кто из учителей не задавался этими вопросами.

По мнению исследователей, решению данной проблемы российского школьного образования служат включение в учебный процесс компетентностных вопросов и ситуационных задач, имеющих сюжеты практические, типичные, реальные [1]. Поиск решения предложенной задачи или отработка действий в конкретной ситуации развивают прикладные умения ребёнка, служат осознанному формированию таких ключевых компетентностей, как коммуникативная, информационная. Деятельность по решению таких задач, кроме поиска пути решения проблемы, требует вдумчивой работы с любым видом текста: его восприятия, обсуждения, анализа, совершенствуя тем самым и читательскую грамотность школьников.

В поисках ответа на вопрос о том, какие задачи для изучающих физику можно отнести к ситуационным, выделила критерии, соответствие которым считаю важным для идентификации заданий.

Задача (задание) – представленное в виде текста завершенное описание явления, действия, проблемы, жизненной ситуации;

Графическая составляющая может стать базовым компонентом или элементом, определяющим условия и обстоятельства ситуации, предложенной в задаче;

Поднятая проблема или предложенная ситуация должна быть актуальной, по возможности, реальной, чтобы успешная работа над ней, активизируя познавательную деятельность, мотивировала школьников к поиску собственного решения;

В тексте задачи имеется информация из различных источников, обеспечивая тем самым полноценность, реалистичность ситуации;

При составлении текста задач необходимо помнить о возрастных особенностях его восприятия, учитывать возможность проявления обучающимися различных эмоций.

В российской школе пионерами в конструировании таких задач и включении их в процесс обучения стали педагоги Санкт-Петербурга ещё в 2001 году. Но и сегодня проблемы приобретения образовательного опыта выпускниками школ и комплексной оценки их предметных и надпредметных умений стоят остро. Причина - недостаток «точек соприкосновения» содержания образования с жизнью подростков, их проблемами, особенностями современного социума. Решая указанные выше проблемы, составляю и на разных этапах уроков использую компетентностные вопросы и ситуационные задачи. В 5 – 6 классах в пропедевтическом курсе физики предлагаю вопросы или задания, к решению которых дети, работая чаще всего парами, добираются небольшим (до5) числом универсальных действий.


Юные исследователи на планете ЕСТЕНА. К итоговому занятию
PPTX / 1.64 Мб

В основной школе (7-9 классы) при составлении задач часто текст дополняю графиком, рисунком, схемой.

Пример - ВИДЕОРЕГИСТРАТОР на перекрёстке - тест по теме Кинематика.

Считаю, что деятельность по решению таких задач на уроках не только физики усиливает практико-ориентированную направленность школьного образования, способствует достижению каждым учеником максимальных личностных и метапредметных результатов.

Литература:

  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб, КАРО, 2008, 96 с.
  2. Конасова Н. Ю. Технологии оценивания образовательных результатов
  3. Ситуационные задачи. Развитие и оценка функциональной грамотности учащихся. Волгоград, Учитель, 2014, 114 с.

Дискуссия для обсуждения материала с опросом здесь: Ситуационные задачи на уроке: я считаю...

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (3)

Забелина Маргарита Владимировна, 01.07.17 в 13:55 1Ответить Пожаловаться
Использую ситуационные задачи в своей работе, может быть, не так часто как хотелось бы. Спасибо за материал!
Омарова Альмира Шигаповна, 09.07.17 в 22:18 1Ответить Пожаловаться
Очень много ситуационных задач использую в 7-8 классах.
Огрызко Ирина Владимировна, 21.07.17 в 19:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал! Занимаюсь развитием функциональной грамотности на уроках математики.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.