Статья «О ситуационных задачах в курсе школьной физики»

7
3
Материал опубликован 30 June 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Одним из актуальных требований к качеству школьного образования выпускников каждой его ступени стала необходимость планомерного развития и оценивания функциональной грамотности выпускников как показателя уровня его социализации, в содержании ФГОС определяемое, как метапредметные образовательные результаты.

Определим функциональную грамотность как сформированную в рамках школьной урочной и внеурочной деятельности способность ученика не только адаптироваться, но и решать проблемы, существующие или возникающие в социум [2]. Тогда выпускнику школы просто необходимо идти в жизнь, уже имея субъективный опыт разрешения как моделируемых бытовых, социальных ситуаций, так и проблемных ситуаций в общении.

Как обеспечить развитие функциональной грамотности школьника? Какой подход к выполнению данного требования образовательных стандартов наиболее продуктивен? - кто из учителей не задавался этими вопросами.

По мнению исследователей, решению данной проблемы российского школьного образования служат включение в учебный процесс компетентностных вопросов и ситуационных задач, имеющих сюжеты практические, типичные, реальные [1]. Поиск решения предложенной задачи или отработка действий в конкретной ситуации развивают прикладные умения ребёнка, служат осознанному формированию таких ключевых компетентностей, как коммуникативная, информационная. Деятельность по решению таких задач, кроме поиска пути решения проблемы, требует вдумчивой работы с любым видом текста: его восприятия, обсуждения, анализа, совершенствуя тем самым и читательскую грамотность школьников.

В поисках ответа на вопрос о том, какие задачи для изучающих физику можно отнести к ситуационным, выделила критерии, соответствие которым считаю важным для идентификации заданий.

Задача (задание) – представленное в виде текста завершенное описание явления, действия, проблемы, жизненной ситуации;

Графическая составляющая может стать базовым компонентом или элементом, определяющим условия и обстоятельства ситуации, предложенной в задаче;

Поднятая проблема или предложенная ситуация должна быть актуальной, по возможности, реальной, чтобы успешная работа над ней, активизируя познавательную деятельность, мотивировала школьников к поиску собственного решения;

В тексте задачи имеется информация из различных источников, обеспечивая тем самым полноценность, реалистичность ситуации;

При составлении текста задач необходимо помнить о возрастных особенностях его восприятия, учитывать возможность проявления обучающимися различных эмоций.

В российской школе пионерами в конструировании таких задач и включении их в процесс обучения стали педагоги Санкт-Петербурга ещё в 2001 году. Но и сегодня проблемы приобретения образовательного опыта выпускниками школ и комплексной оценки их предметных и надпредметных умений стоят остро. Причина - недостаток «точек соприкосновения» содержания образования с жизнью подростков, их проблемами, особенностями современного социума. Решая указанные выше проблемы, составляю и на разных этапах уроков использую компетентностные вопросы и ситуационные задачи. В 5 – 6 классах в пропедевтическом курсе физики предлагаю вопросы или задания, к решению которых дети, работая чаще всего парами, добираются небольшим (до5) числом универсальных действий.


Юные исследователи на планете ЕСТЕНА. К итоговому занятию
PPTX / 1.64 Мб

В основной школе (7-9 классы) при составлении задач часто текст дополняю графиком, рисунком, схемой.

Пример - ВИДЕОРЕГИСТРАТОР на перекрёстке - тест по теме Кинематика.

Считаю, что деятельность по решению таких задач на уроках не только физики усиливает практико-ориентированную направленность школьного образования, способствует достижению каждым учеником максимальных личностных и метапредметных результатов.

Литература:

  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб, КАРО, 2008, 96 с.
  2. Конасова Н. Ю. Технологии оценивания образовательных результатов
  3. Ситуационные задачи. Развитие и оценка функциональной грамотности учащихся. Волгоград, Учитель, 2014, 114 с.

Дискуссия для обсуждения материала с опросом здесь: Ситуационные задачи на уроке: я считаю...

Предварительный просмотр презентации

Юные исследователи на планете «ЕСТЕНА» Автор: Спицына Л. И., учитель физики МАОУ лицея № 64 г. Краснодара 2017 К итоговому занятию курса по внеурочной деятельности обучающихся 5 – 6 класса

Цель: Подвести итоги курса, творчески работая в коллективе над решением ситуационных заданий, отыскивая наиболее оптимальные пути решения проблемных вопросов.

Не старайся! Просто так их не увидишь - Нужен будет электронный микроскоп. Демокрит о них поведал миру первым, Названье дал им древний грек Левкипп! Из них, имеющих столь малые размеры, И движущихся непрестанно внутри тел, Материальный мир, привычный всем нам, сложен, Земля и человек, природа, звёзды, горы. Да что там горы - Вся Вселенная построена из них! Взаимодействия и превращенья им не чужды, Законам физики при этом подчиняются они. Они рождаются, живут и гаснут, словно звёзды, Чтоб знали мы: Всё во Вселенной состоит из них! ЧТО ИЗ ЧЕГО? В природе существует особым мир, который называют микромиром!

Исследователи ЕСТЕНЫ обнаружили послание - рисунки, на которых представлено строение каких-то частиц: протонов – 4, нейтронов – 5, электронов - 3 1 протонов – 3, нейтронов – 4, электронов - 4 2 протонов – 15, нейтронов – 16, электронов -15 3 протонов – 1, нейтронов – -, электронов - 2 4 Помоги исследователям ответить на вопросы: Назови правильно каждую частицу; Какая из частиц электронейтральная; Какая из частиц положительно заряжена; Какова величина и знак заряда частицы № 2; Что можно сказать о частице № 4

1 3 6 5 2 Каждому исследователю необходимы умения правильно измерять… 1. Назовите физические величины, для измерения которых используют приборы, представленные на слайде. 2. Все ли представленные приборы измерительные? Почему? 3. Применение какого из приборов позволит вам выполнить самые точные измерения? 4 8 7

КТО БЫСТРЕЕ? 18 м/с 50 км/час 1,5 км/мин 70 км/час 600 м/мин Исследованиями установлено, что в экстремальной ситуации эти животные способны развивать скорость до… Определи, в какой последовательности они финишируют на дистанции в 500 метров 2. Сможет ли на этой дистанции волк догнать зайца, если на старте между ними было расстояние в 1 метр?

Физика – основа всех естественных наук, Ведь именно она законы мира открывает! Назови СИЛУ, под действием которой… … летит стрела Ивана-царевича … воздушный шарик, наполненный гелием, поднимется в небо …морковь или свёклу не сразу удается вытянуть из грядки … останавливаются санки, пущенные с горы … на Земле происходят приливы и отливы вод мирового океана … гвоздь забивают в деревянный брусок Подумай над вопросами *** Что общего у этих сил? Назови отличительную особенность каждой из названных тобой сил!

В честь него был назван век, Есть в крови у нас у всех… Так много в яблоках его, В метеоритах заодно. Ржавчина его съедает. … Кто металл этот не знает? Железо Fe В жизни всем она нужна, и в лицее так важна, Будем мы учить прилежно химию от А до Я! Нужно вам назвать металл! Первый слог его — предлог, Слог второй - оценка, цифра, К ней добавим букву «Й», Сложим всё , получим - … Натрий Na

«Химические» перевёртыши ! Чтобы быстрее выучить названия химических элементов, Ваня складывал их из букв разрезной азбуки. Старший брат, решив пошутить, переставил буквы в словах – получились перевёртыши. Помоги Ване - назови восемь химических элементов! ЙЛИАМЮНИ ВЕНЦИС ДОРСОЛИК БОРЕСЕР ИЦАЛЬКЙ ОДРОДВО ГОДРЕЛУ РОХЛ алюминий, свинец, кислород, серебро, кальций, водород, углерод, хлор

Сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых кислород, называются … оксиды Без него прекращается горение, он необходим для дыхания не только человеку, но и растениям, и животным … кислород Что за реакция такая, которая начинается одним участником, а завершается двумя новыми? реакция разложения

Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем НИКОГДА! Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется С нами рядом! Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти НИКОГДА! Зеленые долы, леса и поля, И синяя в море вода. В. Берестов Хочу, чтоб в мире было много света, Хочу, чтоб в мире было много лета, В котором – солнце, птичьи голоса, И на траве – зеленая роса! Хочу, чтоб в мире было меньше плача, А больше смеха, радости, удачи! С. Ахматова СДЕЛАЙ свой ВЫБОР!!!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Использую ситуационные задачи в своей работе, может быть, не так часто как хотелось бы. Спасибо за материал!

1 July 2017

Очень много ситуационных задач использую в 7-8 классах.

9 July 2017

Спасибо за материал! Занимаюсь развитием функциональной грамотности на уроках математики.

21 July 2017