Обеспечение обязательного обучения для осуждённых, находящихся в исправительной колонии, создание условий для предупреждения неуспеваемости
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
по структурному подразделению
ГК ОУ РО «Ростовская –на-Дону санаторная школа-интернат»
__________________ В.А. Финюк
«____» ______________ 2022 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКП ОУ № 208
_______________ А.И. Власов
«___» _______________ 2022 года
Методический семинар
«Обеспечение обязательного обучения для осуждённых, находящихся в исправительной колонии, создание условий для предупреждения неуспеваемости».
Семинар по проблеме «Обеспечение образования для осуждённых, находящихся в исправительной колонии, создание условий для предупреждения неуспеваемости».
Цель: Определение способов деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по созданию условий для качественного обучения учащихся, преодоление неуспеваемости, повышение уровня мотивации познавательной деятельности.
Задачи:
1. Выявить трудности, возникающие в процессе учебно - воспитательной работы при решении поставленной проблемы.
2. Определить пути решения данной проблемы.
3. Разработать управленческую программу действий.
4. Определить объект и предмет мониторинга
Профессиональное обучение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, рассматривается как одно из основных средств их исправления и подготовки к жизни после освобождения. Функции образовательного учреждения при исправительном учреждении определены ст. 108. Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы. Обучение осуждённых учитывается при определении степени их исправления. Педагогические коллективы оказывают помощь администрации колонии в воспитательной работе с осуждёнными Предмет деятельности : Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ. Обеспечение реабилитации обучающихся средствами содержания образования. Обеспечение ресоциализации личности обучающихся, социальной адаптации к жизни в обществе Создание условий для развития личности, её самореализации, самоопределения.
Образовательное учреждение в пенитенциарной системе – это учреждение, в котором происходит переоценка всех существующих в сознании учащегося - осужденного ценностей, средств и целей ; даются правильные установки, производящие заинтересованность учащегося в получении необходимой системы знаний; предоставляется учащемуся возможность к выявлению и реализации своих творческих потенциалов ; обеспечивается необходимая как психическая, так и духовная помощь и поддержка.
Модель выпускника (желаемый результат). Для достижения желаемого результата необходимо: скорректировать систему обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся; преодолеть негативное отношение учащихся к обучению, научить самостоятельно преодолевать учебные трудности; приобщить учащихся к культурным и духовным ценностям; оказывать содействие в профессиональной ориентации; формировать творческий педагогический коллектив, сориентированных на работу с новыми технологиями в режиме личностно – ориентированного обучения; повышать уровень квалификации педагогов.
-Осознание себя личностью;
- образованность – не ниже ФГОС;
- выработка нравственных ценностей;
-самоопределение,
-самообразование,
-ответственность за свои поступки;
-умение строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки;
-позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Проблемы, препятствующие достижению желаемого результата. Большой перерыв в обучении. Негативное отношение осужденных к учёбе, к учителям, к образовательному учреждению, перенесённое из детской школы. У многих учащихся отсутствует стремление к учебному труду, низкий уровень мотивации к обучению. Низкая грамотность, минимальный запас слов, неумение излагать свои мысли, рассуждать, делать правильные выводы. Незнание основ профессии обучающимися. Движение контингента в течение года. Негативное воздействие микросоциума. Проблема профессионального самоопределения. Проблемы режимного характера.
Программа работы по обеспечению профессионального образования. В анализ работы включается:
- Учёт осужденных, не имеющих общего образования;
- Соблюдение законодательства при приёме учащихся;
-Учёт посещаемости учащихся;
-Работа с не посещающими занятия;
-Работа с неуспевающими;
-Взаимодействие с начальниками отрядов;
-Использование альтернативных форм обучения (индивидуальная, заочная с использованием дистанционных технологий ).
В план работы включается6
- Работа по набору осуждённых, не имеющих профессионального образования.
-Работа с учащимися, часто пропускающими учебные занятия.
-Работа с неуспевающими и слабоуспевающими. Совместная работа с воспитательным отделом колонии.
-Работа с учащимися, совмещающими обучение в школе с работой на разных объектах колонии, с обучением в профессиональном училище.
-Работа с вновь прибывшими учащимися по их адаптации к новым условиям.
-Работа с учащимися, не имеющими возможность посещать занятия.
«Учитель – тот, кто с добротой выводит блуждающего на дорогу» Квинта Эннте. Одним из главных условий успешного выполнения целей учебно-воспитательного процесса при работе со спецконтингентом является создание атмосферы психологической комфортности обучающихся. Она базируется на трёх составляющих:
-Обеспечение возможности общения;
-Реализация себя через деятельность;
-Признание интеллектуальной составляющей учащихся.
Стержнем работы является индивидуальный подход к ученику, который проявляется :
-В оптимистическом прогнозировании его поведения, деятельности, успехов;
-В доброжелательном, уважительном и ободряющем отношении педагогов;
-В кропотливой работе по склеиванию остатков знаний, умений, навыков в нечто дидактически значимое.
Работа педагогического коллектива, направленная на предупреждение неуспеваемости. Создание условий для адаптации вновь прибывших учащихся. Работа преподавателя на уроках и консультациях. Контроль и индивидуальная работа с обучающимися.
Классно-обобщающий контроль как одно из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации вновь прибывших учащихся. Цели адаптационного периода:
-Помочь учащимся освоиться в новом коллективе, принять требования преподавателей, правила, освоиться в учебной ситуации.
-Создание максимально благоприятных условий для реализации личности учащихся.
Задачи адаптационного периода:
-Адаптация к разным требованиям преподавателей.
-Поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого обучающегося.
-Определение образовательного уровня и индивидуальных способностей.
-Организация доброжелательной конструктивной обратной связи.
Коллективная деятельность по адаптации вновь прибывших учащихся. Педагогические работники:
-Ознакомление учащихся с едиными требованиями, контроль над их соблюдением.
- Помощь обучающимся по ориентации в расписании, расположении кабинетов.
-Изучение психологических характеристик, характеристик воспитательных отделов ИУ.
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов обучающихся через: индивидуальные беседы, посещение уроков, анкетирование, привлечение к внеклассной деятельности.
Координация взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Преподаватели:
-Индивидуальные консультации.
-Использование на уроках индивидуальных и дифференцированных работ.
Заместитель директора по УПР :
-Посещение занятий.
- Выработка рекомендаций по совершенствованю учебной деятельности.
-Координация деятельности педагогических работников.
-Взаимодействие с воспитательным отделом колонии по возникающим проблемам.
-Проведение малых педагогических советов и совещаний.
Председатель педагогического совета:
Разработка рекомендаций по применению технологий и методик, обеспечивающих эффективность учебной деятельности вновь прибывших обучающихся.
Организация методических семинаров.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости учащихся. В начале образовательного процесса сосредоточить усилия на всемерном развитии у обучающихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности. Особое внимание обратить на психологический микроклимат, тактичный, внимательный подход к обучающимся, учитывать их интересы. В заключительном периоде обучения сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учащихся. Во всех звеньях необходимо обеспечивать дифференцированный подход к обучающимся. Сконцентрировать внимание на повышении эффективности преподавания, особенно производственных дисциплин, так как от степени владения ими зависит качество выполняемой работы.
1.Профилактика типичных причин неуспеваемости.
2. Выявление и учет специфических для образовательного учреждения причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.
3. Единство действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости и повышению уровня мотивации к обучению.
4. Установление межпредметных связей в обучении, координация действий педагогов с ученическим коллективом.
5. Включение в тематику заседаний педагогических советов проблем, связанных с предупреждением неуспеваемости обучающихся.
6. Постоянный контроль за работой с наиболее «трудными» учащимися, строгий учёт результатов этой работы.
Работа преподавателя по профилактике неуспеваемости и оказание помощи на разных этапах урока. При организации самостоятельной работы. Процесс контроля за подготовленностью обучающихся. Создание атмосферы особой доброжелательности. Снижение темпа, разрешение дольше готовиться. Предложение обучающимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые обучающимися, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала обучающимися, пропустившими предыдущие занятия.
При изложении нового материала. Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям, высказанными сильными обучающимися. Обязательная проверка в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулирование вопросов со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал. Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний.
При организации самостоятельной работы. Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях. Использование карточек - консультаций, карточек с направляющим планом действий. В ходе самостоятельной работы обучающихся на уроке. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных в предыдущих работах. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы при выполнении задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения задания, требования к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки. Проверка, исправления.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему обучающемуся. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения, выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок). Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и т. д.). Контроль над учебной деятельностью (более частый контроль учащихся, активизация самоконтроля в учебной деятельности). Различные формы взаимопомощи. Индивидуальный подход к обучающемуся. Дополнительные занятия преподавателя с обучающимся (консультации).
Предложение по предмету и объекту мониторинга.
Объект: группа обучающихся, принятых в образовательное учреждение.
Предмет: адаптация принятых обучающихся к новым условиям, к требованиям преподавателей (краткосрочный мониторинг, в течение учебного года).
Объект: группа неуспевающих обучающихся.
Предмет: преодоление неуспеваемости обучающимися в разных классах (долгосрочный мониторинг).