12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Идоленко Ульяна Джамаловна16
1

Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся

Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся


                                                                   Плохой учитель сообщает истину,

                                                                                  хороший учит её находить.

                                                                                                  Адольф Дистервег 


Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Безусловно,  следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной.

Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий для ее успешной реализации. Современному учителю важно знать, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа, представляющая  собой особый вид учебной деятельности, применяется на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно – наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход к творческим силам детской души. ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(3лайд) 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формирование системы географических знаний, умений и навыков. 2ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формировании самостоятельности, навыков учебного труда. 3.РАЗВИВАЮЩИЕ:Формирование приемов умственной деятельности. Структура самостоятельной работы(4 СЛАЙД)  В структуру самостоятельной работы включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия: ¾ выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; ¾ выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности); ¾ выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества); ¾ выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа. На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия). Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(5  СЛАЙД) При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: ¾ по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие); ¾ по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически); ¾ по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля); ¾ по месту выполнения (на уроке, вне урока); ¾ по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик). В результате правильно организованной самостоятельной работы происходит осознание учащимися результатов своих достижений. Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых). Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Показателем работы в решении поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.

Ожидаемые результаты деятельности Любому учителю в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из учеников. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОКАЗАЛ (7 СЛАЙД) 1. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. 2. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях. 3. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению. 4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике. 5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения. 6. Развития творческого воображения у школьников. 7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера. 8. Достижения высокого уровня развития личности ученика. Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

Заключение Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. 



Классный руководитель  является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников. Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:

         –свести воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к такому серьезному для всех испытанию, как единый государственный экзамен;

– сделать все для создания у родителей положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса;

– продумать социально-психологическое сопровождение ребенка;

– постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя  защищенным.

Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕГЭ, должны быть согласованными, требования к детям - едиными.

Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ.

Все педагоги, работающие в классе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь  этого можно только совместными усилиями, координируемыми классным руководителем.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

– взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

– взаимопомощь в решении сложных проблем;

– заинтересованность в успешности каждого ученика;

– согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;

– совместный анализ результатов деятельности;

– совместное определение перспектив в работе с классом, с отдельными учащимися  их родителями.


Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся
PPT / 232 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.