Развитие познавательной активности на уроках химии в общеобразовательной школе при исправительной колонии
Развитие познавательной активности на уроках химии в общеобразовательной школе при исправительной колонии.
учитель химии МКОУ В(С)Ш №36 при ФБУ ИК-3 г.Новосибирска
Холодкова Е.В.
"Тысячи окружающих нас загадок не тревожили, а интересовали бы нас, если бы только в сердцах у нас жили радость и интерес к миру."
Фридрих Ницше
Современный этап развития предъявляет повышенные требования к качеству подготовки выпускников школы. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, развитие умений ориентироваться в различных сферах науки, культуры, формирование умений преодолевать стереотипы, быть готовыми к интеллектуальной инновационной деятельности. И эти требования предъявляются любому типу общеобразовательного учреждения, будь то обычная школа или специализированная вечерняя общеобразовательная школа при исправительной колонии. Именно о проблемах развития познавательной активности учащихся в школах при исправительных учреждениях пойдет речь в данной статье. Понимание важности и значимости образования, как для личности, так и для общества в целом, нашло подтверждение в законодательных актах российского государства. Все заключённые имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Порядок организации получения образования, лицами отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы регулируется Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», утверждённым Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г № 61/70.
Право осуждённых на получение общего образования обеспечивается путём создания вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы. Типовое положение «О Вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», утверждённом Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1237. Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения). Школа создаётся на базе имущества, предоставляемого исправительным учреждением. Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учётом особенностей режима отбывания наказания. Обучающиеся, водворённые в штрафной изолятор, переведённые в помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, осваивают образовательные программы в заочной форме. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до её начала, может проводиться досрочно. Работники школы обязаны выполнять правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.
Согласно положениям ст. 112 УИК РФ, обязательному обучению в школе подлежат осуждённые к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования. Осуждённые старше 30 лет и осуждённые, являющиеся инвалидами первой и второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
Только на территории НСО функционирует около 12 учреждений исполнения наказания, в которых находятся общеобразовательные школы. Несмотря на то, что все школы в стране подчиняются единым требованиям государственного стандарта, преподавание учебных дисциплин в такого рода учреждениях имеет свои особенности, как в методическом так и в практическом плане. До последнего времени этому вопросу практически не уделялось внимания, несмотря на то, что количество подобных школ в нашей стране велико.
С 2010 года я работаю в муниципальном казенном общеобразовательной учреждении "Вечерняя сменная школа №36" при ФБУ ИК-3. Школа имеет свою специфику, в первую очередь, связанную с рядом особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся от 18 до 30 лет. Учащиеся являются осуждёнными за самые разные преступления, они имеют уже определенный жизненный опыт, сформированные негативные ценностные ориентации. Отношение к учебной деятельности у обучающихся чаще всего негативное, у них практически отсутствует учебная мотивация, большинство из них можно отнести к категории педагогически запущенных.Уровень учебных знаний умений и навыков у обучающихся очень разный, чаще всего гораздо ниже требуемого стандартом образования. Многие из них имеют очень узкий кругозор и низкий уровень познавательных интересов. Возможности для самообразования обучающихся крайне ограничены: вне школы у них практически нет доступа к интересующим книгам, Интернет-ресурсам, элементарных условий для самостоятельного выполнения заданий. В данный момент они вырваны из обычной социальной среды и находятся в особых жизненных условиях, отбывая установленное им наказание. В связи с тем, что учащиеся ограничены в свободе передвижения они находятся в постоянной стрессовой ситуации, отсюда возникает агрессия, недоверие ко всему, что их окружает.
К сожалению, у многих учащихся-осужденных отсутствует понимание острой необходимости обучения для жизни. Учеба воспринимается ими как вынужденный долг. А такие наиболее ценные внутренние мотивы к учебной деятельности как творческое развитие, стремление принести пользу обществу (действие вместе с другими и для других), познание нового, неизвестного, а также самореализация и самоутверждение в учебном процессе встречаются в этой среде довольно редко.
Обладая природными способностями к изучению тех или иных предметов, некоторые учащиеся-осужденные порой и не подозревают об их существовании. Этому нередко способствует заниженная самооценка и негативные ценностные ориентации. Задача педагогов такой школы найти у ученика способности, помочь ему развить их, создать для него ситуацию успеха, отмечая каждый раз все те моменты, когда он действительно прилагает усилия для преодоления трудностей в учебе, и у него это получается, поддерживая в случае неудачи. Все это помогает ученику раскрыться более полно и становится хорошим стимулом к учебе.
Как известно, обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно соответствует уровню развития ученика. Если задания для него являются непосильными или наоборот слишком легкими, то он может потерять только возникший интерес к учебе. В связи с этим возникает необходимость дифференцирования заданий по уровню сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В условиях колонии это диктуется не только различием их по уровню обученности, но и большим перерывом в обучении и неоднородностью учащихся по возрасту.
Познавательные интересы у учащихся к химии складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать сущность предмета на основе теоретического знания иего практического применения, овладеть методами познания – как теоретическими, так и экспериментальными. Зачастую, познавательная активность осужденных носит избирательный характер.Если изучаемые понятия, предметы или явления представляются важными, имеющими жизненную значимость, тогда они с увлечением ими занимаются, стараются глубоко изучить. В противном случае, если интерес и будет, то он будет носить случайный, поверхностный характер.
Применяя эти правила на практике, нередко удается пробудить познавательный интерес к своему предмету, улучшить усвоение изучаемого материала. Но труднее всего бывает постоянно поддерживать этот интерес на протяжении всего учебного процесса. Для меня, как учителя, работающего в школе при ИК, в целях повышения познавательного интереса учащихся к предметухимия первостепенное значение имеет проведение более привлекательных форм уроков, интересная внеурочная деятельность. Развитию интереса учащихся к изучению химии при ИК способствует проведение демонстраций и опытов. Некоторые из них возможны при наличии оборудования, разрешенного администрацией колонии, но основная часть лабораторных и практических работ проводится виртуально и описательно. Для этой цели служит целый набор электронных учебных пособий. Кроме того, на уроках используется возможность проведения опытов и лабораторных работ, для которых не требуется специальное оборудование. Что касается проведения практической части программы по химии, то оно также осуществимо в виде ознакомления с коллекциями веществ, природных соединений и демонстрации некоторых опытов.
В настоящее время в учебном процессе в школе при ИК-3 широко используются компьютерные средства обучения, что существенно повышает интерес учащихся-осужденных к изучению предметов. Виртуальные уроки-экскурсии на различные производствасвязывают учебный процесс с реальной жизнью. В нашей школе такие уроки – насущная необходимость, так как обучающиеся крайне ограничены в источниках информации, у них нет в данный момент возможности путешествовать, посетить экскурсию, или просто посмотреть познавательную телепередачу. Как показывает опыт, обучающиеся не только с удовольствием воспринимают такие уроки, но и активно участвуют в их создании. Таким образом, они имеют возможность не только больше узнать об окружающем мире, но и научиться пользоваться Интернет-ресурсами (у многих такой опыт отсутствует), добывать и анализировать информацию, компоновать её, осваивают культуру публичного выступления.Создание презентаций совместно с учащимися, участие в дистанционных олимпиадах - все это помогает учащимся чувствовать себя нужными обществу, повышает их самооценку.
Наиболее эффективно для развития познавательного интереса проходятпроблемные уроки.К ним относятся уроки-диспуты, деловые игры, дебаты. Главная особенность таких уроков: совместная постановка проблемы и поиск её решения. Помимо развития общеучебных и предметных умений и навыков данный метод повышает уровень коммуникативной культуры, воспитывает чувство уважения к чужому мнению. Проблемы, которые ставятся на уроках химии, чаще всего затрагивают практическую значимость предмета, а их решение помогает изменить взгляд на окружающий мир. Особое место в развитии познавательного интереса занимают игры. Например, викторины, брейн-ринг, химические ребусы и кроссворды. Интеллектуальные игры стали традиционными в нашей школе и пользуются не меньшей (а может и большей) популярностью, чем обычном общеобразовательном учреждении. Если вдуматься, то это закономерно: большинство этих взрослых - дети, которые в своё время «не доиграли», слишком рано приобщившись к «взрослой» жизни. Как и у детей, у взрослых учащихся нашей школы, игра помогает формировать практически все ключевые компетенции: коммуникативную, познавательную, общекультурную, социальную, личностную.
Игра – эмоциональное действие, помогающее личности раскрываться, самореализоваться. Очень важно, что игра помогает учащемуся включаться в учебный процесс, полностью отдаваться ему. Результат отходит на второй план, на первом оказывается удовольствие. Игра – деятельность коммуникативная, это форма общения людей в соответствии с определёнными правилами. Многие из учащихся нашей школы не имеют навыков эффективного взаимодействия в группе. Проще всего этому научиться именно в игре, решая совместные конструктивные задачи, не боясь ситуации личного неуспеха.
Важными вспомогательными формами обучения, применяемыми в школах при ИК, являются факультативные и элективные курсы.Поэтому мною были разработаны Элективные курсы "Химия вокруг нас" для 9-х классов и "Химия в жизни человека" для 10-х классов. Неизменный интерес у учащихся-осужденных вызывает тот факт, что каждый человек, сам того не подозревая, в повседневной жизни осуществляет химические реакции (умывание с мылом, приготовление пищи, замешивание песка и цемента с водой и т.д.), а также то, что различные процессы в любом живом организме – дыхание, рост, усвоение пищи и др. - основаны на химических реакциях. Значение таких курсов очень велико. Они не только расширяют кругозор учащихся, но и способствует повышению познавательного интереса к предмету и способствуют развитию внутренней мотивации ученика. Знания, полученныена таких урокахпомогают учащимся лучше понимать и осваивать те или иные виды их практической деятельности, а также развивать творческие способности.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что успех образовательной деятельности напрямую зависит от уровня познавательных интересов в определенной области. Таким образом, одна из основных задач педагога – использовать все возможные образовательные ресурсы для развития этих интересов.
Аспицкая А.Ф., Кирсберг Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 356 с.
Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. М.: 5 за знания, 2007. 112 с.
Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1997. 238 с.
Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.
Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
Кузнецова Н., Васильева П. Обучение химии. С.-Пб.: КАРО, 2003. 128 с.
Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2005. 54 с.
Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. // Химия в школе. 2001. №2. С.31.
Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Дрофа, 1984. 254 с.
Чернобельская Г.М: Теория и методика обучения химии. М.: Дрофа, 2010. 336 с.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 72 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.