12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ильнура Набиева854
Учитель истории и обществознания с 2013-2014 учебного года. До этого работала воспитателем ГПД. Мой девиз: " Не обязательно быть лучше всех, главное - быть лучше, чем вчера"
Россия, поселок Мариец
6

Статья «Создание ситуации успеха как условие личностно-ориентированного обучения»


Публикация
DOCX / 617.88 Кб

 

 «Создание ситуации успеха как условие личностно-ориентированного обучения»

В педагогической работе немало различных проблем, одна из которых - нежелание детей учиться, выполнять требования школы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в условиях модернизации российского образования произошёл перевод учеников в позицию субъектов учебной деятельности. Противоречие состоит  в  неготовности  детей к самостоятельному приобретению знаний,    развитию активности и отсутствием или неправильным использованием ситуаций успеха педагогами.
Сегодня обществу нужны инициативные, самостоятельные, специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность, а это под силу успешным людям. Завтрашний успех в жизни - это сегодняшний успех на уроке. Поэтому очень важно построить обучение таким образом, чтобы дети на уроках могли преодолеть трудности, чтобы у них были уверенность и желание учиться.
Цель: создание ситуаций, способствующих успешности учащихся.
Основной задачей является правильное использование приемов для создания ситуаций успеха.
Если использовать в учебной деятельности ситуации успеха, то это вселит уверенность детей в свои возможности и способности, повысится мотивация к учению.
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. 
Создать ситуацию успеха - значит дать детям радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний, показать пути к новым достижениям.
Данной проблеме уделяли и уделяют внимание, как современники, так и педагоги, и психологи прошлых лет. К. Д. Ушинский в своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» писал о том, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. 
В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира. По его словам, «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
 Доктор педагогических наук А. Р. Белкин считал,что успех должен быть доступен каждому ребенку.
Существует немало различных приемов создания ситуации успеха. Приведу те, которые я использую в своей практике. Многие приемы можно использовать на различных этапах урока.
Метод эмоционального стимулирования
Прием «Эмоциональные поглаживания»
    На уроках стараюсь хвалить детей за их личностный рост, особенно тех, кому сложно учиться.Данный прием
использую в начале урока , на этапе оргмомента провожу игру-разминку «Я желаю тебе (вам) сегодня…»
Также можно в соответствии с какой- либо знаменательной датой поднять настрой учащихся.Например, День улыбок, День спасибо, День заказов подарков и написания писем Деду Морозу. Предвкушение праздника, ожидание чуда поднимает настроение, и с хорошим настроением дети работают на уроке.
 Прием «Анонсирование»
    Заранее предупреждаю ребят о предстоящей письменной работе, говорю, на что следует обратить внимание. 
        Смысл - в предварительном обсуждении того, что должны будут  сделать дети. Это необходимо, чтобы у учащихся была уверенность и не было бы страха того, что они не смогут справиться.
Прием «Авансирование»
        Этот прием использую перед изучением нового материала или перед самостоятельным выполнением задания.Ободряю детей фразами: «У вас обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Авансирование успешного результата важно для уверенности детей в свои силы и возможности.
Метод оптимизации психоэмоционального состояния
Приемы релаксации, физкультминутки и нейробические упражнения
  Детям нравятся нейробические упражнения, у них поднимается настроение, а главное, что от этих упражнений есть польза.
Нейробика - это гимнастика для мозга. Регулярные занятия нейробикой активизируют психические процессы. Они способствуют развитию  уверенности, креативности, умению находить выход из неординарной ситуации и т.д.  А это всё влияет на процесс становления успешной личности.
3.Метод воздействия на источник активности
1) Прием «Подражание»
В учебниках обществознания за 6 и 7 классы есть рубрика «Жил на свете человек». Отрывки из этой рубрики привожу в качестве примеров, когда известные люди, работая над собой, преодолевали трудности, добивались успехов.
4.Метод развития познавательного интереса
1) Прием «Ребус»
Учащиеся разгадывают ребус, в котором зашифровано ключевое слово к теме урока, затем самостоятельно формулируют тему урока
Прием «Занимательные задачи»
Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. 
Метод проблемного обучения 
 Прием «Создание проблемных вопросов и ситуаций» 
Часто провожу работу с притчами. Предлагаю посмотреть видео или прочитать. На определенном моменте создаю проблемную ситуацию, задаю вопрос «Почему, находясь в равных условиях, в первом случае ( в аду) люди остались голодными озлобленными, а во втором случае  (в раю) все были довольны?»
Притча про ад и рай

Притча о пророке и длинных ложках
«Притча «Замечайте только хорошее»
    Проблемный вопрос: «Почему в первый раз человек не заметил вещей синего цвета?»
Ребята выдвигают свои версии. Послушав их, дочитываем притчу и делаем поучительный вывод.
Прием «Умышленная ошибка»
Применяя этот прием, важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.
Говорю, что каждый может ошибаться, никто от этого не застрахован и предлагаю, чтобы ребята помогли исправить ошибки, допущенные в тексте.
Метод дифференцированного обучения
Прием «Разноуровневые задания»
Можно использовать на любом этапе урока, причем как отдельно, так и комплексно. Я использую на этапе закрепления, проверки знаний и домашнего задания. Например, задание с пропущенными словами и датами. Даю всем одинаковый текст и одинаковое задание. Но на листах у более слабых учеников есть слова дол справок (подсказки).
Для проверки знаний тестовое задание с вариантами ответов выполняют слабые ребята, у более сильных детей - задание без выбора ответа. 
Прием «Идеальное домашнее задание»
Это может быть работа по собственному выбору и пониманию ученика. Кто-то готовит пересказ, кто-то отвечает на вопросы по теме, кто-то ограничивается только чтением параграфа.
Часто предлагаю разноуровневое домашнее задание, чтобы ребята сами выбрали в соответствии со своими возможностями.
7.Метод контроля (само- и взаимоконтроль)
1) Прием «Листы самооценки»   https://www.youtube.com/watch ?v=jSbmNA1viiQ

Проверь правильность выполнения заданий и оцени их

 
№ задания     Количество баллов (наибольшее количество
 5 баллов)    Насколько я доволен своей работой
(наибольшее количество
10 баллов)       
1
               
2
               
3
               
4
               
5
               
Общее количество баллов               
Максимальное количество баллов    25    50     

История, 6 класс «Гуситское движение». Самостоятельная работа с таблицей и оценивание своей работы.

 
 Что сравнивать    Умеренные    Табориты    Оценка       
Какие слои населения входили в эту группу?    Зажиточные бюргеры, дворяне.    Горожане, бедные рыцари.            
За что боролись?    За упразднение привилегий и землевладения церкви, упрощение обрядов и введение богослужений на чешском языке.    Боролись не только за реформирование церкви, но и всего общества: уничтожение частной собственности, всех повинностей и налогов.          

 «Проверочный лист»

 
Вопросы    Верно    Неверно    Оценка       
Одна из функций государства - сбор налогов                   
К доходам бюджета государства относятся стипендии                   
Налогами облагаются все доходы граждан                   
Налог с выигрыша в лотерею - это прямой налог                   
Свободная конкуренция приводит  к сглаживанию неравенства среди населения                   
Налоги появились с возникновением государства                   
Производством общественных благ занимается акционерное общество                 


«Лесенка успеха» 
 


Взаимопроверка
После небольшого задания прошу детей, чтобы они поменялись тетрадями и проверили работу друг у друга. Слабый ученик, проверяя работу сильного ученика чувствует ответственность, что ему доверили проверить задание, но в то же время это придает ему уверенность.
Все перечисленные методы и приемы создают ситуацию успеха, мотивируют детей к обучению и являются необходимым условием личностно-ориентированного обучения. В целом все эти приемы важны. Помочь ребенку поверить в себя - значит заложить основы успешного воспитания. 
Но есть и свои минусы: 
- Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к  завышенной оценке своих возможностей. 
- Постоянное обеспечение успешности учения  может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.
- Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
 Поэтому  использовать создание  ситуаций успеха следует уместно. Надо правильно формулировать свои фразы и замечания и грамотно разговаривать с обучающимися.
По данной теме я работаю второй год. Подвести определённые итоги деятельности уже можно, но говорить о полной реализации  цели слишком рано. 
Я изучаю научно-популярную литературу по данной теме ,  учу детей не бояться трудностей, не стыдиться, если что-то не получается с первого раза, главное не лениться и не опускать руки. 
О результатах деятельности по данной теме можно судить и по проведенному мониторингу.  Мониторинг, по моей просьбе, проводила педагог-психолог школы. В качестве объекта исследования были взяты  5 и 6 классы. Создание ситуации успеха в обоих классах ведется с начала  5 класса. Исследования уровня  мотивации изучения истории и обществознания и  уровня комфортности на данных уроках учащихся экспериментальных классов показывают положительную динамику у 6 класса и 5 класса.
 Мониторинг проводился в декабре 2019 года (5 класс)  и декабре 2020 года ( 5 и 6 классы). Сравнение результатов показало, что повысился уровень психологической комфортности и мотивации к изучению предметов (история и обществознание). 
Таким образом, в результате проведенного исследования  подтвердилась гипотеза о том, что использование в учебной деятельности  ситуации успеха способствует уверенности детей в свои возможности и способности, повышению мотивации к учению.
Была проведена диагностика уровня обученности в 5 и 6 классах. 
Еще было оценено качество знаний в сравнении: 5 класс (декабрь 2018) (создание ситуации успеха не проводилось)  и 5 и 6 классы (декабрь 2020г) (экспериментальные классы). У учащихся 6 класса наблюдается положительная динамика, у учащихся 5 класса - стабильность. Результаты экспериментальных классов выше.
Своим педагогическим опытом по данной теме с удовольствием делюсь с коллегами: выступаю на семинарах, методических советах.  Работы еще много впереди - не все изучено и отработано.  
Работая над этой темой, я не делала новых научных открытий, их делать и не обязательно. Просто нужно научиться применять в своей работе тот положительный опыт, который разработали другие. Анализируя результаты своей работы,  утверждаю,  что  на  уроках      актуально создание ситуаций успеха,  эти приёмы  создают комфортные условия,  мотивируя детей к учению.

Т. Д. Дубовицкая
Диагностика направленности учебной мотивации по конкретному предмету
 

Исследование уровня мотивации изучения истории и обществознания
и психологической комфортности на  уроках

 

 
Уровень обученности

5 класс история
 

6 класс обществознание
 

6 класс история
 


Предметные знания (качество знаний) по истории в 5-х классах в сравнении

 


Список литературы и источников

А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителей. -М.:Просвещение, 1991

2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя- изд. 13-е. -М.:ВИТА - ПРЕСС,2013

3. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения - Юрайт, 2017

4. https://litvek.com/books/20288-kniga-vasiliy-aleksandrovich-suhomlinskiy-serdtse-otdayu-detyam

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.