12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Елена Владимировна403
Россия, Архангельская обл., Архангельск
2

Блок-модуль темы: «Повторение изученного в начальной школе: орфограммы» для учащихся, находящихся на домашнем обучении

Русский язык. 5 класс (ФГОС)

Блок-модуль темы: "Повторение изученного в начальной школе: орфограммы» для учащихся, находящихся на домашнем обучении.

 УЕ 1. Сформулируйте понятие.

Орфограмма – это ____________________________________________________________________

  УЕ 2.Обратитесь к учебнику и изучите теоретический материал § 7-13, стр. 16-32.

Запишите таблицу в тетрадь 

Опознавательные признаки для орфограмм

гласных букв:

согласных букв:

• безударные гласные: осень, зима, снегирь;

• шипящие и Ц: щука, челка, панцирь;

 

• стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный;

• конец слова: лев, приз, род и т. д. 

 УЕ 3. Ответьте на вопросы:

·        По каким приметам можно найти орфограммы в словах?
·        Как называются значимые части слов?
·        Как называется главная часть слова?
·        Что понимают под «точками» применения правил?

 Запишите в тетрадь

 Орфограммами могут быть не только буквы. Есть ещё орфограммы-пробелы. Слитное или раздельное написание слов — это тоже орфограммы.

 

УЕ 4. Ответьте на вопросы:

·        Как поступить, если безударные гласные в корне слова не проверяются ударением?

  • Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова?

·        Что надо знать о буквах и звуках, чтобы правильно писать сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу?

·        В чем особенность букв Ъ и Ь?

·        В каких случаях употребляется Ь?

·        Какие функции, кроме разделительной, может выполнять Ь?

·        Вспомните, какие части речи могут иметь предлоги. (Существительные, местоимения.)

·        Может ли глагол иметь предлог? (Нет. У глаголов могут быть только приставки.)

·        Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложениях.)

·        В каких случаях существительные и местоимения имеют предлоги? (Предлоги появляются только в косвенных падежах.)

 

УЕ 5. Практикум

1. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

ЗА ГРИБАМИ

Найти гр..(б/п) в пёстром к..вре из опавш..х лист...ев трудная задач.. В эту поз..нюю пору с..едобных гр..бов осталось очень мало. В тиш..не я медленно бр..дил (по)пустым п...лянкам, щ...рился на со..нце и (за)глядывал (под)п..ньки.

Только к с..р..дине дня я нашёл сем..ю в..сёлых опят. Они радос..но т..лпились возле двух к..рней и были похож... на оз..рных ребят. Я нач..л ост..рожно их ср..зать и положил в свою к..рзинку. А из-за б...рёзки (на)меня гл...дел настоящий груз..ь! Скоро к..рзинка уже не м..гла вм..стить всю мою добычу. Я был самым удачливым чел..веком!

(По Е. Носову)

 2. Выполните задания

  • Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова», «Проверяемые согласные в корне слова» и «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.
  • Выделите морфемы в слове корзинка.
  • Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».
  • Найдите и запишите слово (слова) с нулевым окончанием.

 

3. Выполните тест

 Какое слово пишется не так, как произносится?

1) винт

2) лак

3) весы

4) курс

 

 В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

1) в..сна, м..тель

2) к..тёнок, пр..ём

3) с..гласный, л..теть

4) с..бака, укр..шать

 

 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) матро.., зале..ть

2) нахо..ка, пило..ка

3) варе..ка, сторо..

4) вокру.., во..зал

 

 В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

1) лес..ница

2) чу..ство

3) ус..ный

4) ше..ствие

 

Литература для учителя:

1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч.1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2012.  

 2. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016.

 3. "Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс": учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Егорова. — М.: Вако, 2012.   

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.