Блок-модуль темы: «Повторение изученного в начальной школе: орфограммы» для учащихся, находящихся на домашнем обучении
Русский язык. 5 класс (ФГОС)
Блок-модуль темы: "Повторение изученного в начальной школе: орфограммы» для учащихся, находящихся на домашнем обучении.
УЕ 1. Сформулируйте понятие.
Орфограмма – это ____________________________________________________________________
УЕ 2.Обратитесь к учебнику и изучите теоретический материал § 7-13, стр. 16-32.
Запишите таблицу в тетрадь
Опознавательные признаки для орфограмм |
|
гласных букв: |
согласных букв: |
• безударные гласные: осень, зима, снегирь; • шипящие и Ц: щука, челка, панцирь;
|
• стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный; • конец слова: лев, приз, род и т. д. |
УЕ 3. Ответьте на вопросы:
· По каким приметам можно найти орфограммы в словах?
· Как называются значимые части слов?
· Как называется главная часть слова?
· Что понимают под «точками» применения правил?
Запишите в тетрадь
Орфограммами могут быть не только буквы. Есть ещё орфограммы-пробелы. Слитное или раздельное написание слов — это тоже орфограммы.
УЕ 4. Ответьте на вопросы:
· Как поступить, если безударные гласные в корне слова не проверяются ударением?
- Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова?
· Что надо знать о буквах и звуках, чтобы правильно писать сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу?
· В чем особенность букв Ъ и Ь?
· В каких случаях употребляется Ь?
· Какие функции, кроме разделительной, может выполнять Ь?
· Вспомните, какие части речи могут иметь предлоги. (Существительные, местоимения.)
· Может ли глагол иметь предлог? (Нет. У глаголов могут быть только приставки.)
· Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложениях.)
· В каких случаях существительные и местоимения имеют предлоги? (Предлоги появляются только в косвенных падежах.)
УЕ 5. Практикум
1. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
ЗА ГРИБАМИ
Найти гр..(б/п) в пёстром к..вре из опавш..х лист...ев трудная задач.. В эту поз..нюю пору с..едобных гр..бов осталось очень мало. В тиш..не я медленно бр..дил (по)пустым п...лянкам, щ...рился на со..нце и (за)глядывал (под)п..ньки.
Только к с..р..дине дня я нашёл сем..ю в..сёлых опят. Они радос..но т..лпились возле двух к..рней и были похож... на оз..рных ребят. Я нач..л ост..рожно их ср..зать и положил в свою к..рзинку. А из-за б...рёзки (на)меня гл...дел настоящий груз..ь! Скоро к..рзинка уже не м..гла вм..стить всю мою добычу. Я был самым удачливым чел..веком!
(По Е. Носову)
2. Выполните задания
- Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова», «Проверяемые согласные в корне слова» и «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.
- Выделите морфемы в слове корзинка.
- Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».
- Найдите и запишите слово (слова) с нулевым окончанием.
3. Выполните тест
Какое слово пишется не так, как произносится?
1) винт
2) лак
3) весы
4) курс
В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
1) в..сна, м..тель
2) к..тёнок, пр..ём
3) с..гласный, л..теть
4) с..бака, укр..шать
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) матро.., зале..ть
2) нахо..ка, пило..ка
3) варе..ка, сторо..
4) вокру.., во..зал
В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
1) лес..ница
2) чу..ство
3) ус..ный
4) ше..ствие
Литература для учителя:
1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч.1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2012.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016.
3. "Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс": учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Егорова. — М.: Вако, 2012.