Урок ОБЖ «Обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 20 December 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Пояснительная записка

     Активные перемены,  происходящие в современном обществе, требуют дальнейшего совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающими государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением развития образования становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в современной системе образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Именно поэтому , каждому учителю-предметнику, работающему над реализацией ФГОС нового поколения необходимо овладеть новыми методами работы, в частности системно – деятельностным подходом в организации учебной деятельности. Конструкт урока четко показывает смещение акцента с отбора предметного содержания на отбор способов деятельности, поэтому в данной работе отчетливо прослеживается ее

цель: 

Составить конструкт урока основ безопасности жизнедеятельности по теме «Обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре»

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие

задачи

·         Изучить нормативные и методические документы по организации и сопровождению ИД обучающихся согласно требованиям ФГОС

·         Выбрать перечень УУД, развиваемых у обучающихся на основе включения их в исследовательскую деятельность

·         Научиться составлять конструкт, согласно требованиям ФГОС

Планируемые результаты

·         Знакомство с нормативными документами ФГОС

·         Разработка конструкта

·          Повышение профессиональной компетентности

 

Объект: образование в сфере безопасности жизнедеятельности в основной общеобразовательной школе

Предмет: Формирование исследовательских способностей обучающихся на уроке основ безопасности жизнедеятельности.

Для реализации проекта используется метод проектно-исследовательского обучения.

 

 

Конструкт урока

Тема: «Обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре»

Класс: 8

Тип урока: Изучение нового материала

 

Планируемые результаты:

 

1.      Предметные - приобретение теоретических знаний о пожароопасных объектах, причинах и условиях возникновения и распространения пожаров, основных поражающих факторах пожара и способах обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

2.      Метапредметные – умение организовывать свою деятельность, определить её цель и задачи, вести  самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, формулировать и аргументировать собственное мнение, делать выводы, работать в группе.

3.      Личностные –понимание ценности образования в области безопасности жизнедеятельности, формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

 

Универсальные учебные действия, формируемые в процессе урока:

·         личностные: осознать необходимость образования в области безопасности жизнедеятельности

·         регулятивные: понимать и формулировать учебную проблему.

·         познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

·         коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 

УМК:

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В.В Марков. – 5-е изд., М.: Дрофа– 254с.

 

 

Оборудование:  компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеофильм «Выжить в мегаполисе. Пожар».

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный

 

Проверяется готовность учащихся к уроку, определяется состав групп для работы с различными направлениями в исследовании

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

 

II. Мотивационный.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации посредством просмотра видеоролика о пожарах в Москве и Московской области в 2010 году. Фиксация новой учебной задачи.

В результате просмотра видеоролика учащиеся определяют тему  и цели урока. Осознают потребность изучения особенностей пожара с целью определения алгоритма действий для обеспечения собственной безопасности

Формулирование темы урока.

Планирование учебного сотрудничества

III. Проблемное изложение нового материала.

Цель этапа: 

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

 

Организует учебное исследование по обсуждению материала в группах  для выделения  общих сведений о пожаре (определение пожара, сущность горения, классификация веществ по группам возгораемости, подразделение пожаров  по признакам и местам возникновения, выявление условий распространения, основные поражающие факторы), определения основных причин возникновения пожаров, классификации пожароопасных объектов. Контролирует работу учащихся в группах

Выполняют отдельные операции в рамках

исследования, работают с текстом, выделяют информацию, которую уже знают и которая является новой. Обсуждают содержание материала

Готовят отчет о своем исследовании

Дополняют ответы товарищей

Осуществляют самоконтроль

Смысловое чтение, поиск и выделение информации, выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

IV. Обмена и связывания информации

Цель этапа: обобщение результатов работы исследовательских групп

Организует объединение результатов работы выполненной на уроке.

Возвращает к проблемному вопросу и

вместе с обучающимися формулирует вывод

 

Слушают, фиксируют выделенные связи и понятия

Анализируют отчеты товарищей, задают уточняющие вопросы

устанавливают причинно-следственные связи между понятиями и возможными событиями

Планируют личное поведение с учётом сложившейся ситуации и личных возможностей.

Формулируют вывод (ответ на проблемный вопрос)

Создают памятку о мерах по обеспечению собственной безопасности и безопасности близких во время пожара

Синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, планирование общих способов деятельности.

V. Подведения итогов и рефлексии

Цель этапа: самооценка результатов деятельности групп и всего класса.

Организует проведение рефлексии деятельности учащихся, оценивание и самооценку.

Осуществляют самопроверку. Производят оценку деятельности в микрогруппе и всего коллектива. 

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самооценка, понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении нормам безопасности жизнедеятельности.

 

 

 

Заключение

Выполняя данную работу, я ознакомился  с нормативными и методическими документами по организации и сопровождению учебной деятельности обучающихся согласно требованиям ФГОС; составил пример конструкта урока и, таким образом, повысил свою профессиональную компетентность.

Данное направление работы (работа над конструктом) считаю перспективным, так как оно предоставляет возможность дальнейшего повышения уровня профессиональной компетентности педагога.

 

 Конспект урока

Тема: «Обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре»

Класс: 8

Тип урока: Изучение нового материала

     Здравствуйте! Прежде чем обозначить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, по окончании которого вы сами наверняка сможете сформулировать ее.

Просмотр ролика.

     А теперь ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: « Как защитить себя и своих близких при пожаре?»

     Для того, чтобы найти решение поставленной проблемы, давайте вместе обозначим тему  нашего занятия и его цель:

Тема: «Обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре».

Цель: выработать алгоритм правильных действий в случае возникновения пожара.

Для достижения поставленной цели нужно ответить на дополнительные вопросы:

·         Что такое пожар?

·         Как вообще происходит горение и можно ли его прекратить?

·         Какие бывают пожары?

·         Существуют ли какие-то условия для распространения пожара?

·         Чем опасен пожар для человека?

·         Почему возникают пожары?

·         На каких объектах возможно возникновение пожара?

·         Какими нормативно-правовыми актами регулируется деятельность граждан в области защиты от пожаров?

 

     В поиске ответов на эти вопросы я предлагаю вам разделиться на творческие группы, у каждой из которых будет своя учебная задача по поиску и анализу информации. Информацию о пожарах можно найти в ваших учебниках, в параграфах 2.1 – 2.6, кроме того, вы можете актуализировать знания, полученные вами на уроках по другим учебным дисциплинам. Внутри творческих групп обсудите полученную информацию, дополните высказывания своих коллег, проверьте себя.

     А теперь я предлагаю вам вынести информацию творческих групп на обсуждение всего класса, с тем, чтобы выслушав и проанализировав ее мы вместе смогли понять как же нам действовать в случае возникновения пожара. Для наглядности давайте оформим полученную информацию в виде мультимедийной презентации.

     Пожалуйста, дайте оценку свой деятельности, деятельности творческих групп и всего класса в целом, скажите, добились ли мы успеха в изучении проблемы пожаров?

     Для закрепления усвоенных знаний давайте еще раз выделим их в ходе просмотра учебного видеофильма.

Просмотр видеофильма.

 

В качестве домашнего задания я предлагаю вам выполнить творческий проект: «Памятка о действиях граждан в случае возникновения пожара».

Предварительный просмотр презентации

Если из зоны горения исключить один из этих компонентов, огонь потухнет

По внешним признакам пожары подразделяются на: Одновременно наружные и внутренние – огнем охвачены внутренние помещения и наружные конструкции зданий

По внешним признакам пожары подразделяются на:

Классификация пожаров по месту возникновения

Стадии развития пожара

Условия распространения пожара

Нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений Несоблюдение мер пожарной безопасности и неосторожное обращение с огнем Нарушение правил безопасности при эксплуатации электрооборудования Эксплуатация неисправного оборудования

Сохранить самообладание, правильно оценить обстановку и принять правильное решение; Самостоятельно попытаться тушить пожар можно только в его начальной стадии, используя для этого имеющиеся средства пожаротушения и обесточив при этом электрооборудование;

При невозможности потушить пожар необходимо как можно скорее покинуть здание, используя для защиты органов дыхания имеющиеся подручные средства: мокрую ткань, одеяла; При движении в сильно задымленном помещении передвигаться нужно ползком или пригнувшись, вдоль стены по направлении к выходу;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.