Урок экологии в 10–11 классе «Проблема радиационной безопасности»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Проблема радиационной безопасности
В настоящее время существуют три точки зрения на биологическую роль малых доз облучения. Согласно первой из них - радиационно-гигиенической, - любой, сколь угодно малой поглощенной дозе соответствует определенный вредный эффект, т. е. биологическое действие излучения может быть представлено линейной зависимостью «доза - эффект». Эта точка зрения наиболее консервативна, оправданность ее признания базируется на гигиенической презумпции - лучше переоценить возможный вредный эффект облучения, чем недооценить. Каких-либо убедительных научных данных, свидетельствующих о справедливости этой концепции (или, наоборот, о ее некорректности) для области малых доз, нет. Все современные расчеты риска облучения человека основываются на этой концепции
Вторая точка зрения противоположна первой: считается, что естественный радиационный фон обязателен для нормального развития всего живого. Дискутируется вопрос о радиационном гормезисе (т. е. таком состоянии, когда для нормального развития живого организма необходимо облучение в небольшой дозе). Сторонники этой точки зрения видят подтверждение ее справедливости в наличии стимуляционных эффектов при облучении разных видов живых организмов (микроорганизмов, растений, животных и даже человека) малыми дозами. Имеются результаты опытов, в которых снижение дозы облучения естественного фона ведет к ослаблению роста и торможению роста живых организмов.
Радиационная безопасность. Мероприятия по радиационной защите
Атом электрически нейтрален. Это означает, что положительный заряд протонов, находящихся в ядре, компенсируется отрицательным зарядом электронов, образующих электронные оболочки. Если один из орбитальных электронов с помощью внешней силы выбивается с орбиты и покидает атом, то есть становится свободным, то атом превращается в положительный ион. Свободный электрон может участвовать в некоторых физических и химических процессах. Процесс образования ионов, разных знаков называется ионизацией.
Ионизирующее излучение (ИИ) – это излучение, взаимодействие которого со средой приводит к образованию в этой среде ионов разных знаков и свободных радикалов. Каждый атом характеризуется своим значением энергии ионизации.
Ионизирующее излучение делят на корпускулярное и фотонное.
Корпускулярное излучение – это поток частиц с массой, отличной от нуля (электроны, позитроны, протоны, нейтроны, альфа-частицы).
Фотонное излучение – это электромагнитное излучение (гамма-излучение, характеристическое излучение, тормозное излучение, рентгеновское излучение, аннигиляционное излучение).
Альфа-излучение – это поток альфа-частиц, испускаемых при радиоактивном распаде, а также при ядерных реакциях и превращениях. Альфа-частицы обладают сильной ионизирующей и незначительной проникающей способностью. В воздухе они проникают на глубину 2-9 см, а в биологической ткани – 0,02-0,06 мм, задерживаются листом бумаги, тканью одежды. Альфа-излучение особо опасно при попадании его источника внутрь организма с пищей или вдыханием воздухом.
Бета-излучение – это поток электронов или позитронов, испускаемых ядрами радиоактивных элементов при бета-распаде. Энергия бета-частиц колеблется в больших пределах, а проникающая способность в воздухе может составлять от нескольких сантиметров до 3 метров. В биологической ткани они протекают на глубину 2 см, одеждой задерживается только частично. Их ионизирующая способность значительно меньше, чем альфа-частиц. Бета-излучение опасно для здоровья человека, как при внешнем, так и при внутреннем облучении.
Протонное излучение – это поток протонов, составляющих основу космического излучения, а также наблюдаемых при ядерных взрывах. Их пробег в воздухе и проникающая способность занимают промежуточное положение между альфа- и бета- излучением.
Нейтронное излучение – поток нейтронов, наблюдаемых при ядерных взрывах, особенно нейтронных боеприпасов, при работе ядерного реактора, при спонтанном делении ядер тяжелых радиоактивных элементов.
Гамма-излучение – электромагнитное излучение, возникающее в некоторых случаях при альфа- и бета- распаде, аннигиляции частиц, при возбуждении атомов и их ядер, торможении частиц в электрическом поле.
Тормозное излучение – это фотонное излучение с непрерывным энергетическим спектром, испускаемое заряженной частицей при уменьшении кинетической энергии за счет ее торможения электрическим полем. Воздействие на окружающую среду такое, как и гамма-излучения.
Характеристика излучения – фотонное излучение с дискретным энергетическим спектром, возникающее при изменении энергетического состояния электронов атома.
Аннигиляционное излучение – фотонное излучение, возникающее в результате аннигиляции частицы и античастицы (например, позитрона и электрона).
Рентгеновское излучение – фотонное излучение, состоящее из тормозного и характеристического излучения, генерируемого рентгеновскими аппаратами. В отличии от гамма-излучения оно обладает такими свойствами, как отражение и преломление, его энергия невелика и не превышает 0,2 МэВ. Поэтому оно менее опасно для здоровья и используется для диагностики заболеваний человека.
.
Пути обеспечения радиационной безопасности
Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:
-- качества проекта радиационного объекта;
-- обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;
-- физической защиты источников излучения;
-- зонирование территорий вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;
-- условий эксплуатации технологических систем;
-- разрешений уполномоченных государственных органов на практическую деятельность
в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения;
-- государственной санитарно-гигиенической экспертизы изделий и технологий по радиационному контролю;
-- планирование и проведение мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;
-- радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения радиационная безопасность работающего персонала обеспечивается;
-- ограничением допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения;
-- знанием и соблюдением правил работы с источниками;
-- достаточностью коллективных средств защиты, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками измерения;
-- созданием условий труда, отвечающих требованием НРБ-2000 и настоящих правил;
-- применением индивидуальных средств защиты;
-- организацией радиационного контроля;
-- информированием о радиационной обстановке;
-- проведением эффективных мероприятий из защиты персонала при планировании повышенного обучения в случае угрозы и возникновении аварии.
При разработке мероприятий по снижению доз облучения персонала и населения следует исходить из следующих основных положений:
-- индивидуальные дозы должны в первую очередь снижаться там, где превышают допустимый уровень облучения;
-- мероприятия по коллективной защите людей в первую очередь должны осуществляться в отношении тех источников излучения, где возможно достичь наибольшего снижения коллективной дозы облучения при минимальных затратах;
-- снижение доз от каждого источника излучения должно, прежде всего, достигаться за счет уменьшения критических групп для этого источника излучения.
Радиационная безопасность населения обеспечивается:
-- созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованием НРБ-2000 и настоящих правил;
-- установлением квот на облучение от разных источников излучения;
-- организацией радиационного контроля;
-- эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите и нормальных условий в случае радиационной безопасности;
-- организацией системы информации о радиационной обстановке.
Авария на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986г. в 1ч.23мин.6с., когда два взрыва уничтожили активную зону четвертого энергоблока, а также разрушили крышу здания реактора. Авария была вызвана комбинацией двух факторов – как особенности конструкции, так и действием операторов. В результате двух взрывов на территорию республики Беларусь в период аварии выпали радионуклиды: изотопы стронция, цезия, йода и различных радионуклид.
Последствия катастрофы ЧАЭС для здоровья населения РБ:
-- увеличение количества онкологических заболеваний;
-- ослабление иммунной системы;
-- поражение головного мозга;
-- рост генетических последствий;
-- преждевременное старение организма и сокращение продолжительности жизни;
-- обострение хронических болезней;
-- усиление тяжести заболеваний и их деятельности;
-- медленное выздоровление после болезней и медленное заживление хирургических ран;
-- уменьшение чувствительности организма к действию лекарственных препаратов;
-- преждевременные роды и выкидыши;
-- рост количества мертворожденных;
-- увеличение количества аллергических заболеваний;
-- увеличение количества заболеваний катарактой глаз с последующей потери зрения;
-- рост количества заболеваний органов дыхания;
-- рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта;
-- рост числа заболеваний системы кровообращения;
-- рост количества заболеваний эндокринной системы;
-- рост количества заболеваний сердечно сосудистой системы;
-- рост количества заболеваний туберкулезом;
-- рост количества заболеваний мочеполовой системы;
-- рост количества заболеваний нервной системы.
Международная комиссия по радиологической защите подразделяет облучение на три вида:
-- профессиональное;
-- медицинское;
-- облучение, которое включает все виды облучения.
Вопросы и задания
1.Какие существуют точки зрения ученых по вопросу влияния облучения,на биологические объекты?
2.Какие основные направления международного сотрудничества в области радиоактивных отходов были приняты на конференции в Рио-де-Жанейро?
Обеспечение радиационной безопасности населения
Основы радиационной безопасности
Нормы радиоактивной безопасности
Радиационная безопасность и радиационный контроль
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Радиационная безопасность. Мероприятия по радиационной защите
https://studfiles.net/preview/5240358/page:17/
Физические поля как мощный экологический фактор (основы, физической, химической и биохимической экологии)
http://nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol02.htm
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций