Применение технологий «Облако слов» сетевого сервиса Web 2.0 в образовательном процессе (из опыта работы)»
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
«Облако слов» сетевого сервиса Web 2.0 в образовательном процессе (из опыта работы)
Для повышения эффективности преподавания и оптимизации процесса формирования и развития познавательной активности учащихся в настоящее время в образовательном процессе широко используются информационно-коммуникационные технологии с использованием сервисов Интернета.
Один из таких ресурсов, предоставляемых Интернетом, является «Облако слов» сетевого сервиса Web 2.0. Этот сервис даёт возможность создавать учителю разнообразные дидактические задания, которые не только развивают познавательный интерес к предмету, но и реализуют принцип активности обучающихся в ходе образовательного процесса. Принцип активности остаётся в дидактике и в настоящее время одним из основных, так как позволяет реализовать системно-деятельностный подход не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Одновременно, облако слов может являться хорошей иллюстрацией к статье, материалу.
В свою очередь, применение данного сервиса делают занятия более эффективными, привлекательными и запоминающимися для ребят, что, несомненно, повышает интерес к обучению.
Работа с данным сервисом предполагает особый, визуальный, способ подачи текстовой информации. Объект или явление даётся в виде набора ключевых слов (облака слов), вписанных в графическую фигуру. Если ребёнок визуал, а их в настоящее время, большинство, то в его голове картинка начинает ассоциироваться с набором слов, а это облегчает усвоение нового материала, т.к. принцип наглядности обеспечивает высокий уровень непроизвольного внимания, переходящего в произвольное, что положительно сказывается как на усвоении, так и на запоминании.
Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Таким образом, применение на занятиях визуальных средств обучения способствуют развитию не только творческой активности, увлечению предметом, но и, в конечном счете, – повышению эффективности усвоения материала.
Оказалось, что сервисы для создания облака слов очень полезные в обучении инструменты, успешное использование которых возможно практически на всех этапах урока. Сохраненное в качестве рисунка созданное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, а также вывести на интерактивную доску или экран.
Создавать облака слов могут и сами учащиеся самостоятельно как при выполнении домашнего задания, так и во внеурочной деятельности в компьютерном классе.
На своих уроках использование сервиса «Облако слов» применяю в нескольких вариантах: непосредственно в режиме on-line, на слайдах презентации или в печатном виде. Непосредственно в режиме on-line чаще работаем с использованием интерактивной доски. Такой режим позволяет при наведении на нужное слово увеличить термин, что очень удобно при первичном закреплении знаний, любом способе контроля. Для удобства выхода в on-line со слайда на изображении облака слов создаётся гиперссылка.
Приведу некоторые примеры применения облака слов на уроках биологии. Был использован сервис https://wordart.com .
В начале урока карточки с облаком слов выдаются ученикам (можно 1 на парту или группу, в зависимости от формы ведения урока). Учитель может использовать их на любом этапе.
1. Проверка домашнего задания, актуализация знаний: При изучении темы генерируется облако слов с основными понятиями данной темы. Учащиеся выбирают знакомые понятия и объясняют значение выбранных терминов. Облако «Природные сообщества» https://wordart.com/3xta04ng364z/природные-сообщества
2. Определение темы урока: рассмотрите облако слов и попробуйте назвать тему урока. Как вы думаете, какие понятия будут рассмотрены в данной теме? Значение каких слов вам неизвестно в этом облаке? – «Воздушное питание растений – фотосинтез» https://wordart.com/9o2xgp55rlot/воздушное-питание-растений-фотосинтез.
3. Изучение нового материала.: С помощью облака «Тип Хордовые» https://wordart.com/zig4sz1ifvc5/тип-хордовые - Учащиеся отыскивают и выделяют систематические группы Типа Хордовые: Класс Рыбы, Класс Земноводные, Класс Пресмыкающиеся, Класс Птицы, Класс Млекопитающие и составляют схему классификации Типа Хордовые (7класс). Облако «Отделы Царства Растения» https://wordart.com/a657df941g6q/отделы-царства-растения - отыскивают и выделяют Отделы Царства Растений.
4. Биологический диктант. Использование сервиса для запоминания и правильного написания биологических терминов: используя облако «Природные сообщества – словарь» https://wordart.com/bbljqjxo5n98/природные-сообщества-словарь, записать в тетради термины, проверить написание по облаку.
5. Заполнение таблицы (схемы, кластера). Используя облако «Класс Млекопитающие» https://wordart.com/ohud31soxozj/отряды-млекопитающих, впишите в таблицу (схему, кластер) название отрядов Млекопитающих и представителей данных отрядов.
6. Восстановление последовательности. Запиши растения из облака «Эволюция растений» https://wordart.com/7ur0bt51gfev/эволюция-растений по порядку номеров. У тебя получится ряд усложнения растений в ходе эволюции.
7. Установление соответствия. Используя облако «Найди соответствие ВНС» https://wordart.com/jq6rmenhqk7p/найди-соответствие-внс, найди соответствие между сокращениями сердечной мышцы и регулирующими веществами.
Это только несколько вариантов использования сервиса «Облако слов» сетевого сервиса Web 2.0 на уроках. Как их применять – это творчество каждого учителя.
Введение ФГОС, новых образовательных и профессиональных стандартов, вся современная ситуация подводит к тому, что учитель любого предмета должен уметь применять новые технологии, использовать современные методы и приемы работы, внедрять в образовательный процесс интеллектуальные Web-технологии, подключать ресурсы и использовать возможности, предоставляемые Интернет - средой. По мнению современных специалистов в сфере образования, ИКТ, если педагоги применяют сервисы должным образом и с должным эффектом, то они оказывают огромное влияние на учебную деятельность школьников.
Учитель же, прекрасно владеющий компьютерными технологиями и умеющий создавать самостоятельно интерактивный дидактический материал для своих занятий, на ещё одну ступень поднимается выше в глазах своих учеников.
Таким образом, применение сервиса «Облако слов» практически на любом из этапов урока позволяет учителю-предметнику перейти на новый уровень взаимоотношений с учениками.
Источники
- Сервис для создания облаков http://adminu.ru/2016/02/servis-dlya-sozdaniya-oblakov-slov-tagul-com/
- Использование возможностей сервиса для создания "Облако слов" на уроках https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskaia-razrabotka-mastier-klassa-ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-siervis.html
- Применение сетевого сервиса Web 2.0 «Облако слов» в образовательном процессе https://www.1urok.ru/categories/21/articles/2804
Легоцкая Вера Сергеевна
Медведева Татьяна Александровна
Аладышева Татьяна Петровна
Медведева Татьяна Александровна
Айгуль Айратовна
Медведева Татьяна Александровна