Сервисы Web 2.0 в деятельности учителя биологии
Статья "Сервисы Web 2.0 в деятельности учителя биологии"
Модернизация российского образования предполагает внедрение в учебный процесс различных электронных ресурсов. Проведение уроков с использованием ИКТ - это огромный пласт образования, который в настоящее время активно разрабатывается и пропагандируется. Использование электронных ресурсных материалов позволяет совершенствовать и оптимизировать образовательный процесс, разнообразить применение методических приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся и повышения эффективности образовательного процесса. ЭОР дают уникальную возможность для рассмотрения биосферы на всех уровнях жизни в комплексе и многообразии, взаимодействии всех её частей и взаимном влиянии друг на друга, позволяет ознакомить учащихся с представителями экосистем родного края, оценить роль хозяйственной деятельности человека на биологическое разнообразие экосистем и здоровье человека.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями позволяет человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим в обществе социальным изменениям. Применение ЭОР помогает повысить эффективность обучения, развивать интеллектуальный кругозор, творческие и познавательные способности обучающихся, повышать мотивацию, формировать УУД, стимулировать активную познавательную деятельность, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Определение Web 2.0. дано Тимом О’Рейлли в 2004 году. В это понятие он включил большое число сайтов, которые предоставляют пользователям базовые функции, в основном, на безвозмездной основе. Второе название Веб 2.0. – социальные сервисы, т.к. каждый человек может пользоваться Интернет-ресурсами, создавать собственные материалы, совместно использовать и редактировать в сети тексты, таблицы в электронном формате, презентации и др. Сервисы Веб 2.0. играют большую роль в развитии информационной образовательной среды, благодаря доступности, открытости, интерактивности, коллективному взаимодействию, что весьма значимо для реализации задач эколого-биологического образования.
Рассматривая сервисы Web2.0. с точки зрения использования в образовательном процессе, можно отметить их достоинства для уроков биологии и экологии:
- продуктивное использование ресурсов разных пользователей и своих собственных;
- устная и письменная коммуникация;
- повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности;
- повышение качества используемых наглядных материалов;
- возможность создания образовательных ресурсов разной степени сложности с учётом потребностей и возможностей обучающихся;
- «уплотнение» изучаемого материала за счёт инфографики;
- использование педагогом доступных для него сервисов, постепенно осуществляя переход от простых к более сложным.
Подчёркивая актуальность использования ЭОР в обучении, хочу отметить, что использую созданные на этих сервисах ресурсы на разных этапах образовательного процесса:
- на уроках при изучении нового материала;
- при закреплении и систематизации полученных знаний;
- отработке навыков и в качестве домашнего задания;
- в качестве иллюстративного материала на лекциях и практикумах;
- для дистанционного обучения учащихся, отсутствующих на занятиях по уважительной причине;
- для самостоятельного изучения учащимися некоторых тем биологии;
- для собственного самообразования.
В данной статье изложен опыт работы автора по использованию различных сервисов Web 2.0. для создания электронных ресурсов. В приложениях указаны некоторые примеры созданных автором интерактивных материалов, опубликованных на сайте УрокРФ.
- Сервисы Фотоколлаж, Мой коллаж
Русскоязычные сервисы предназначены для быстрого создания коллажей из загруженных пользователем фотографий. Для начала работы не нужно регистрироваться. При любом действии пользователя предлагается русскоязычная инструкция. Фотографии на сервисе не хранятся. Коллаж, созданный из фотографий, сохраняется на своем компьютере и используется по мере надобности. Сервис работает быстро, использую его для создания тематических коллажей по созданию обучающих карточек по ботаническим семействам и систематическим группам животных, например, «Птицы», «Бабочки», «Пауки» и др., что способствует визуализации изучаемого материала, осуществляется знакомство с многообразием растительного и животного мира (приложение 1).
- Сервис https://wordcloud.pro/ru, Облако слов (тегов) Облако слов WordCloud
Данный технологический прием часто использую в младших классах для создания ресурсов «Облако слов (тегов)». Сервис достаточно простой и интуитивно понятный, позволяет быстро создавать ресурсы по любой теме биологии и экологии. Для удобства пользователей команда профессиональных художников и иллюстраторов подготовила коллекцию эскизов. Пользователю необходимо выбрать и отметить эскиз для своего дизайна. Затем надо ввести слова для создания собственного облака слов и сохранить полученный результат. Указанный сервис легко освоили учащиеся и в качестве домашнего задания создали свои облака слов, которые способствуют продуктивной работе с терминами, визуализации биологических объектов, развивают аналитическое мышление (приложение 2).
3. https://etreniki.ru/ - это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Тренажер «Криптон» предназначен для создания интерактивных упражнений, в которых учащимся необходимо из предложенных букв составить слово. Упражнение развивает орфографическую зоркость, закрепляет грамотное написание терминов. Данный тренажёр можно использовать на интерактивной доске. Например, работа с терминами по генетике для учащихся 10 класса, Очень динамичным является тренажёр «Кокла», в котором предлагаемые объекты необходимо распределить по группам. В тренажёре «НЛО» учащиеся должны быстро среагировать и удалить «неправильные» или «лишние» объекты из предложенного блока. Для отработки навыков работы с картами предназначен тренажёр «Картофан», с помощью которого необходимо соотнести подписи из перечня с объектами на карте. Такой ресурс подготовлен для урока по теме «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Примеры разных ресурсов, созданных на данном сервисе, приведены в приложении 3.
4. Сервис Learningapps (http://learningapps.org/) – конструктор интерактивных заданий разных типов. Работаю на этой платформе с 2014 года. Создано более 200 интерактивных заданий. Сервис очень удобный, информативный, легко осваивается не только педагогом, но и учащимися. Все выполненные задания сразу проверяются, учащиеся могут найти свою ошибку и исправить её. Для учащихся на этом сервисе создала классные комнаты с аккаунтами детей, учащиеся получили логины и пароли. На данном сервисе создаю интерактивные задания в различных формах: викторины, упражнения с пропусками слов, пазлы, задания на классификацию объектов, сравнение и т.д. Учащиеся получают ссылку на задание на уроке или по форме обратной связи на этом сервисе и работают в онлайн-режиме. В классной комнате отражается, какие задания и с каким результатом выполнили учащиеся, сколько времени затратили на выполнение заданий. Учащиеся старших классов могут создавать собственные ресурсы для закрепления или систематизации изученного материала и обмениваться ими с одноклассниками. Преимущество сервиса Learningapps – заключается в интерактивности обучения и обратной связи, что повышает мотивацию и познавательную активность. В данном случае успешно реализуется системно-деятельностный подход как фактор развивающего обучения и ориентации обучающихся на достижение личного успеха. Данный сервис позволяет формировать все виды УУД, как того требуют стандарты нового поколения (приложение 4).
5. Сервис https://quizlet.com/ru позволяет конструировать различные задания, позволяющие учащимся работать с обучающими карточками, которые помогают запомнить термины и проверить себя, как усвоены основные понятия. В интерактивном тестировании по данной теме можно сформировать 4 группы заданий по 5 вопросов:
- пять вопросов для письменного ответа;
- пять вопросов для подбора;
- пять вопросов с выбором ответа;
- пять вопросов "верно-неверно".
Данный тест можно распечатать и выдать учащимся в бумажном варианте. В ходе выполнения подобных заданий одна тема рассматривается с разных сторон, изучение нового материала сопровождается тестированием и заканчивается быстрой динамичной игрой. Разработаны модули для 10-11 классов, каждый модуль состоит из 7 заданий, которые можно использовать в комплексе или по отдельности: Образовательный интерактивный модуль по биологии для учащихся 10 класса по теме «Уровни организации живой материи», Образовательный модуль к уроку «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина», Образовательный модуль по биологии для учащихся 11 класса по теме «Популяции. Генетический состав популяций» (приложение5).
6. Сервис https://www.educaplay.com/user/
Использую для создания различных викторин, проверочных работ, кроссвордов, головоломок, которые можно применять в качестве интерактивных упражнений на уроках, во внеурочной деятельности, для домашних заданий. Для учащихся младших классов оформлены игры «Отряды Млекопитающих», «Отряды птиц», «Узнай птицу», викторина «Бабочки», для старшеклассников созданы упражнения «Учёные - генетики», тесты по экологии, игра «Селекция» и др. (приложение 6).
7. Для создания дидактических карточек использую сайт https://childdevelop.ru/generator/ (Обучающие карточки для начальной школы «Систематизация животных», тематические кроссворды).
8. Ребусы создаём с помощью генератора http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator (Дидактическая карточка «Класс Ракообразные», «Проверочная работа по теме «Культурные злаковые растения», ребусы для актуализации нового материала).
9. Для создания кроссвордов используем генераторы кроссвордов, которые не требуют регистрации на сайте, что удобно для учащихся, которые выполняют некоторые домашние задания в форме кроссворда. Несколько вариантов кроссворда на одну тему можно создать на сайтах:
В ходе создания дидактических карточек с кроссвордами идёт повторение учебного материала, запоминаются термины, развиваются навыки по формулированию вопросов и ответов к заданиям. Многие кроссворды учащихся опубликованы на данном сайте.
10. Для создания образовательных тестов, кроссвордов, головоломок, организации дистанционного обучения использую сайт https://onlinetestpad.com/, учащиеся выполняют предложенные задания, проверочные и контрольные работы. Результаты приходят учителю на электронную почту. Учащиеся при желании могут получить сертификат, подтверждающий результативность тестирования. В ходе дистанционного обучения этот удобный сервис максимально использовался и зарекомендовал себя надёжным инструментом для контроля знаний обучающихся.
Использование сервисов Web 2.0. на уроках биологии позволяет значительно повысить эффективность обучения, сделать уроки более продуктивными, интерактивными, заинтересовать учащихся изучаемым материалом, привлечь их к созданию собственных ресурсов в качестве домашнего задания. Особенно это актуально в условиях дистанционного обучения. При использовании сервисов Веб 2.0. каждому педагогу необходимо чётко представлять, какой материал должны освоить ученики, какие знания и навыки могут быть проверены или закреплены с помощью данного сервиса, будут ли интересны приложения сервиса учащимся, как педагог может сам создавать интерактивные материалы на этих сервисах и т.п. Именно в этом случае использование интерактивных технологий будет результативным и повысит эффективность обучения.
Приложение 1.
Приложение 1
DOCX / 70.94 Кб
Приложение 2.
Приложение 2
DOCX / 16.58 Кб
Приложение 3.
Приложение 3
DOCX / 14.74 Кб
Приложение 4.
Приложение 4
DOCX / 14.64 Кб
Приложение 5.
Приложение 5
DOCX / 17.03 Кб
Приложение 6.
Приложение 6
DOCX / 113.45 Кб
Источники информации:
Фотоколлаж,
Мой коллаж
https://wordcloud.pro/ru
https://etreniki.ru/
http://learningapps.org/
https://quizlet.com/ru
https://www.educaplay.com/user/
https://childdevelop.ru/generator/
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
http://cross.highcat.org/ru_RU/# ,
http://vneuroka.ru/krossvord_sozdat_online_iz_svoih_slov/
https://onlinetestpad.com/
Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Татьяна Кайзер
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Антропова Мария Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Янова Татьяна Викторовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Наталья Игоревна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ковалева Галина Валентиновна