"Обломов и Штольц. Два полюса: душа и разум" по роману И.А. Гончарова "Обломов"

23
26
Материал опубликован 9 August

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ «Обломов и Штольц. Два полюса: душа и разум» Роман И.А. Гончарова «Обломов» 10 класс

Вторая половина XIX века. Россия на пороге великих перемен, вопрос об отмене крепостного права стоит остро. Что принесет он России? Пойдет ли страна по западному пути или крепостничество – особый ее путь? И.А. Гончаров написал роман «Обломов» в это время, когда наступил переломный момент, связанный с реформами. На смену существовавшего патриархального строя приходил новый. На момент написания романа общество разделилось на два лагеря: те, кто разделял старые, частично архаические устои и сторонники обновлений

Общество разделилось на два лагеря…Такое сравнение стало основой противопоставления в романе Обломова и Штольца. На их примере автор пытается показать, как разное воспитание и образование формирует из двух представителей одного социального строя, одной эпохи, совершенно разных личностей. Сегодня мы попробуем увидеть не просто двух разных героев, а два возможных пути России Гончарову свойственно в своих крупных произведениях сталкивать два разных типа персонажей: обычно писатель сравнивает личности, склонные к творчеству и идеализированному видению мира (как Обломов) и героев-прагматиков, воплощающих «трезвые» взгляды на жизнь (как Штольц)

В основе романа «Обломов» лежит приём антитезы (противопоставление), помогающий сравнить двух разных героев. Гончаров показал двух героев в романе, двух ровесников, но одного отнес к «старому», а другого к «новому» поколению Обломова он относит к уходящему поколению. Это «лишний человек», который не «не успел» найти своё место и предназначение в жизни, а просто не стал этого делать Штольца причисляет к типу новых прогрессивных деятелей, устремлённых в светлое будущее

Обломов и Штольц антиподы, но на страницах романа являются ещё и лучшими друзьями. Причина в воспитании героев. Воспитание Обломова и Штольца в семье оказало на героев сильнейшее влияние и определило их мироощущение, самосознание и будущее Обломов рос в семье, которая вела пассивный образ жизни. Родители слишком оберегали сына от окружающего мира (не только от опасных моментов жизни, но и от полезных, например, от труда и образования). Они позволили его лени полностью заполучить контроль над рассудком героя Сам по себе Андрей Штольц был готов к познанию мира и вечному саморазвитию. Его отец, будучи строгим человеком, воспитывал в сыне характер, способный преодолеть любые жизненные трудности, и желание достичь успеха своими собственными руками

Детство Обломова и Штольца в романе «Обломов» представлено как два противоположных полюса, что подчеркивает их различные характеры и судьбы. Воспитание героев является ключевым фактором, определяющим их разные характеры и подготавливающим основу для их дальнейших путей Детство Обломова прошло в любви. Он был окружён заботой и нежностью, ему никогда не приходилось сталкиваться с трудностями и необходимостью самостоятельно добиваться чего-либо. В Обломовке все привыкли к комфортному и неторопливому образу жизни, который герой продолжает сохранять и потом.

Детство Штольца было другим. Его отец был немецким бюргером, который приучал его к труду, порядку. Мать воспитывала в нем любовь к искусству, чтению, светскому общению. Это сформировало в нем стремление к самосовершенствованию и упорство. Штольц к труду и самостоятельности с самого детства. В их доме часто принимали гостей, что способствовало раскрытию способностей Штольца к общению

Автор показывает родителей Штольца Штольц воспитывался в небогатой дворянской семье. Отец его по происхождению был немец, а мать — русская дворянка. Все дни напролет семья проводила в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, приучал к работе. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку, воспитывал в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься делом. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Отец Андрея настойчиво развивает в Андрее хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Мать учила сына литературе и сумела дать ему прекрасное духовное воспитание.  

Автор показывает родителей Обломова Родители Обломова были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды. Вся семья решала, «какие блюда будут в обед или ужин». А после обеда весь дом погружался в продолжительный сон. И так проходил каждый день в этой семье: лишь сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей Илюши не интересовали знания сына. Они сами придумывали предлоги, чтобы освободить любимое чадо от учебы, мечтали получить справку, что «Илья прошел все науки и искусства». Его оберегали от всего, не выпускали лишний раз на улицу. Обломов вырос ленивым, апатичным, не получил должного образования.

У героев говорящие фамилии. Илья Ильич Обломов Этимология фамилия Обломов трактуется по-разному: 1). Ассоциируется со словом «облом», которое в литературном языке означает действие по глаголу «обломать», а в современном жаргоне – неудача, крушение планов, нежелание делать что-либо. 2). «Облый» – круглый. Круг – жизнь, биографическое время героя. Повторение «одного того же, что бывало у отцов» Имя Илья – (с древнееврейского) божья помощь. Илья Ильич – «Илья в квадрате» - продолжатель родовых традиций. (Обломовка)

У героев говорящие фамилии. Андрей Иванович Штольц Фамилия Штольц произошла от  (немецк. stolz - гордый). Имя Андрей в переводе с греч. означает - мужественный, храбрый Значение собственных имен усиливает различия двух героев: мягкого Ильи и упорного Андрея На значении имени и фамилии делает акцент автор, изображая героя. С детства ему привили чувство собственного достоинства, научили храбро идти к своей цели. Штольц – фамилия, которую дал герою его отец-немец. Немецкие корни сделали его организованным, деятельным человеком. А русские корни дали высокие духовные устремления, душевную тонкость, восприимчивость к красоте.

Штольц с детства много учился. С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»... Андрей Штольц окончил университет. «Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй...». Он говорит по-русски и по-немецки. ...природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг... Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг...

Штольц с детства приучен к труду и самостоятельности. Будучи ребенком, он помогал отцу, за что получал деньги. «...отец сделал его репетитором в своем маленьком пансионе.., ...он положил ему жалованье: по 10 рублей в месяц, и заставлял его расписываться в книге...». В 14-15 лет мальчик отправлялся один с поручениями от отца в город, и «никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах...» «Когда-нибудь перестанешь же трудиться, – заметил Обломов. – Никогда не перестану..». «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей...». Целью его жизни являются труд. «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни...» (Штольц)

Штольц имеет чин надворного советника. Это достаточно высокий чин (VII класс в Табели о рангах). Обломов имеет чин коллежского секретаря (более низкий чин – чин X класса). Позднее Штольц получает право на потомственное дворянство благодаря успехам в карьере. Чин надворного советника дает ему право на личное дворянство. В отличие от Штольца Обломов является потомственным дворянином, и ему не нужно было делать карьеру, чтобы получать право на дворянство Классы Чины гражданские Что давало I Канцлер Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги II Действительный тайный советник III Тайный советник IV Действительный статский советник V Статский советник VI Коллежский советник VII Надворный советник VIII Коллежский асессор IX Титулярный советник Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги X Коллежский секретарь XI Сенатский секретарь XII Губернский секретарь XIII Сенатский регистратор XIV Коллежский регистратор Табель о рангах (1722 год)

В начале романа Андрей Штольц отставной чиновник. Уйдя в отставку, он занимается частной торговлей и становится коммерсантом. «Он служил, вышел в отставку... занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги». Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу (оптовый купец, ведущий торговлю с другими странами). Он занимает высокое положение в обществе. «Зачем ты не сказал, что он в силе? Они с генералом друг другу ты говорят...» (Мухояров о Штольце) Род деятельности Штольца – разнообразные деловые операции, связанные с поездками. Штольц, в противовес Илье Ильичу Обломову, – активно деятелен. Чем конкретно занимается Штольц? Ваши предположения?

Что мы знаем о деятельности Штольца? Чем он занимается конкретно? Все критики романа «Обломов» отмечают, что для читателя это так и остается загадкой, потому что конкретно об этом автор не говорит. Но мы то с вами внимательные читатели, попробуем разгадать задумку автора. В чем же заключается конкретная деятельность этого героя, каковы же точки приложения его сил? Куда ездит Штольц? С какими местами связаны его поездки? Таинственная неопределенность деловых операций Штольца, связанных с бесконечными поездками по России и Европе Киев – главный торговый центр свеклосахарной промышленности, сюда съезжались крупные купцы. «Скажи лучше, откуда ты теперь? – Из Киева» Нижний Новгород – знаменитые ежегодные Макарьевские ярмарки, центр всех купеческих расчетов, движение огромных капиталов. Одесса – крупнейший центр хлебного экспорта России, складочное место для иностранных товаров (доставка через море). «Хотите, я вам покажу коллекцию рисунков, которую Андрей Иваныч привез мне из Одессы? – спросила Ольга»

«Штольц уже уехал в Англию, взяв с Обломова слово приехать прямо в Париж. Вот уж август, Штольц давно в Париже, пишет к нему неистовые письма, но ответа не получает». Производство шелковых тканей Лион. После Парижа занимал первое место по производству шелковых тканей. Большая торговля вином, шерстью, хлопком и т. п. «На одной квартире сказали им, что он (Штольц) уехал в Лион, и они не знали, что делать… » Штольц часто отлучался из Петербурга в Москву, в Нижний, в Крым, а потом и за границу: в Австрию и через Кавказ – в Персию; крупный коммерческий банк способствовал развитию торговли Достаточно сопоставить маршруты Штольца с картой промышленного развития России, чтобы увидеть: Штольц всегда оказывается в торгово – промышленных центрах, где зарождается новая Россия – страна с прогрессивным укладом экономики.

«Я … смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене, выучил Европу, как свое имение... А Россия? Я видел Россию вдоль и поперек», – говорит Штольц Обломову. Он предлагает Обломову не «погибать молча», не сидеть сиднем, а бежать куда-нибудь и заняться делом «Если мерить человека той суммой пользы, которую он принесёт обществу, то, конечно, Штольц, перетянет чашу весов. Однако смысл жизни человека не только в том, чтобы увеличить благосостояние общества, но прежде всего в том, насколько каждый из нас пронесёт через жизнь душу живую, чистоту собственной души, полноту её, и с этой точки зрения Штольц проигрывает»,- писал А.И. Солженицын А вы как считаете?

Андрей Штольц выступает за прогрессивные идеи и изменения в обществе, не боится выражать свое мнение и действовать в соответствии с ним Штольц активно участвует в обсуждениях и деятельности общественных кругов, проявляя интерес к событиям в мире. Он проявляет высокую работоспособность и целеустремленность в своей карьере, стремится к профессиональному успеху и продвижению по службе. Он не останавливается на достигнутом и уделяет время развитию своих навыков и знаний.

Сравнивая Обломова и Штольца, И. А. Гончаров хотел показать всем, что нужно сочетать в себе принципы жизни обоих героев: нужно быть добрым, творческим, мечтательным и чувственным, как Обломов, и в то же время оставаться строгим, серьёзным, честным и самокритичным, как Штольц В романе говорится, что различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Несмотря на непохожесть характеров, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы. Они всегда рады были увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь наиболее близкими людьми на протяжении всей жизни.

Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком Обломов давал Штольцу ту теплоту, тот свет, которого ему не хватало в немецком быту, не хватало дома. Без Обломовки Штольц и не был бы таким человечным.

Андрей Штольц – единственный герой романа, который хорошо знает обо всех этапах жизни Обломова. Именно Штольц знает истинную цену Обломову: «В нем дороже всякого ума … честное, верное сердце! Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!», – говорит он Ольге. «Был ему (Обломову) по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренно его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц»

Штольц видит в друге честного и доброго человека и надеется, что тот «возьмётся когда-нибудь за голову». Обломов же видит в Штольце в первую очередь настоящего человека, он действительно ценит эту черту характера в друге, ведь она так редко встречается среди людей и так нужна в сегодняшнем мире. И Андрей, и Илья Ильич умеют дружить, их дружба помогает им держаться на плаву в обществе Штольц и Обломов — абсолютно разные люди, их интересы никогда не смогли бы пересечься, но они стали друзьями — настоящими друзьями. Они дополняют друг друга, они смогли разглядеть и оценить один в другом черты, неприсущие им самим, и оценить их по достоинству

В конце романа мы узнаем, что у Обломова есть сын, его назвал Андреем в честь своего друга Штольца. Мы его не видим, он только назван. Его судьба неизвестна, но уже понятно, что он будет тем самым «идеальным человеком» — смесь Обломова и Штольца Андрей является сыном Обломова, и поэтому он перенял черты характера отца, которые так необходимы настоящему человеку. Остальную работу сделает воспитание Штольца, которое повлияет на ребёнка и сделает его похожим на Андрея-«старшего» Гончаров считал, что все устроится, появятся новые люди, они соединят в себе лучшее от Обломова и Штольца. Такие люди появились: новое поколение, соединившее практическую деятельность с высокой культурой. Сколько таких людей, появившихся на рубеже веков, мы знаем!

ДЗ. Заполните таблицу, старайтесь свои мысли подтвердить цитатами из текста Критерии сравнения Обломов Штольц Возраст Внешность Происхождение, родители Отношение к образованию Отношение к труду Отношение к службе Отношение к дружбе, к друзьям Основные черты характера героев

Развернутый ответ в тетради по литературе

1 слайд - https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8c03779760ad951b3ec77f15ad829dd8ac6f753e-4592782-images-thumbs&n=13 – фон для презентации - https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2295c7486256a8ba5a8f44f45e5ddbf2e4af09c8-5227706-images-thumbs&n=13 – Гончаров. Коллаж 2 слайд - https://imperialhouse.ru/images/2021-03-04/1___.jpg - чтение манифеста - https://n1s1.hsmedia.ru/c3/ac/d7/c3acd77c6420d0200ffc71349915cd65/1200x630_0xac120004_9340327731681121602.jpeg - Кустодиев. Чтение манифеста в деревне 3 слайд - https://mur-mur.top/cat1/uploads/posts/2023-12/1703863345_mur-mur-top-p-obraz-zhizni-oblomova-i-shtoltsa-tsitati-v-23.jpg - коллаж Обломов и Штольц 4 слайд - https://sun9-5.userapi.com/c858032/v858032946/230f59/C3YwIpGDvAE.jpg - Обломов - http://afishaweekend.ru/wp-content/uploads/2099/12/oblomov-02.jpg - Штольц 5 слайд - https://nauka.club/wp-content/auploads/856122/nyanya_rasskazyvaet_oblomovu.jpg - Обломов в Обломовке - https://stihi.ru/pics/2016/02/25/3100.jpg - Штольц за уроками 6 слайд - https://magisteria.ru/data/2019/07/id-24-Ilyusha-s-nyankoy-Illyustraciya-k-romanu-I-A-Goncharova-Oblomov-1982.jpg - детство в Обломовке - https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8ce66031f5b988da6c4a0c2f83353aa0_l-5323930-images-thumbs&ref=rim&n=13&w=800&h=600 – В Обломовке 7 слайд - https://a.d-cd.net/6f3aj4k24e-960.jpg- Штольц с отцом на сенокосе - https://sun9-19.userapi.com/impg/-Ir1dlb_wkCXwu2oTbVpdav_MD15hn1i9PUD0g/vSuzXKuMr6o.jpg?size=1352x875&quality=96&sign=73f45fd4bfaeb56fe118f8c493afbea7&c_uniq_tag=RUliWAjEtY08FWoyXCxUrgrJR1npbehBaJp4FpNojRA&type=album – с матерью читает книгу - https://cdn.culture.ru/images/26c9f2a5-33dc-58b1-aeb0-9b3dd6872f68- на занятиях с Обломовым 8 слайд - https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/4b3/132334.jpg - семья 9 слайд - https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/404121846.c/0_158e4c_122141cc_orig.jpg - Обломов с отцом - https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNGI2NmUzMTEtM2MwNS00NGQ2LThjYTYtNDNhMDAzM2RhZDU5XkEyXkFqcGdeQXVyNjg3MTIwODI@._V1_FMjpg_UX1000_.jpg – с матерью 10 слайд - https://kakoy-smysl.ru/wp-content/uploads/2023/04/0zj4wbo_8j4.jpg - Обломов 12 слайд - https://avatars.mds.yandex.net/i?id=df806f8e7fcb002eb54bf649e89e9910_l-12900429-images-thumbs&n=13 – Штольц учится 13 слайд - https://i.pinimg.com/originals/ed/f3/4a/edf34af0a3771b3475431600f35919ce.jpg - дети помогают родителям в поле 14 слайд - https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c9d3945ecf989c850ddefb9940e8040f_l-7593915-images-thumbs&n=13 – Петр 1 Табель о рангах, коллаж Интернет ссылки

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю, Ирина Владимировна, за очередной прекрасный материал к урокам литературы! Спасибо з Ваш труд!

9 August

Людмила Юрьевна, спасибо за поддержку и добрые слова! Вы меня мотивируете на продолжение...

9 August

Ирина Владимировна! Ваш труд всегда востребован!! Спасибо за помощь!!!

9 August

Марина Юрьевна, мне очень приятно! Спасибо за поддержку и прогноз!

9 August

Отличный материал, Ирина Владимировна! Беру в копилку с большой благодарностью! Спасибо Вам!!!

9 August

Профессионально спроектированный образовательный материал!!! Серия роскошных презентаций к уроку литературы пополнилась ещё одной качественной публикацией! Спасибо за Ваш труд, Ирина Владимировна! ::smile2::

9 August

Елена Владимировна, очень приятно слышать такие отзывы именно от вас. Всегда восхищалась вашими работами! Спасибо большое!

9 August

Ирина Владимировна! Спасибо за интересную и познавательную публикацию! ::smile31::

9 August

Галина Владимировна, спасибо за поддержку, очень приятно!

9 August

Отлично как всегда, Ирина Владимировна!

9 August

Вера Сергеевна, благодарна за отзыв, поддержку!

9 August

От души благодарю за презентацию, Ирина Владимировна! прекрасная работа! очень понравился вопрос по цитате Солженицына, творческое домашнее задание. Все хотят этот роман убрать из программы, а герои заставляют о жизни задуматься. На уроках есть о чем порассуждать.

9 August

Галина Геннадьевна, спасибо за отзыв, полностью с вами согласна. Прослушала вебинар Натальи Ягинцевой и совершенно по-новому взглянула на героев романа. Есть о чем говорить и спорить!

9 August

Очень нравятся её разборы по многим темам! На сайте "Могу писать" есть и другие вебинары Н Ягинцевой!

10 August

Марина Юрьевна, согласна с вами. Слушаю ее вебинары, кое что приобретаю. Я у нее в друзьях, поэтому о ее новинках узнаю с ее сайта. Очень глубокие разборы произведений.. Жалко, что часов на литературу совсем мало

10 August

Ирина Владимировна! Спасибо за Ваш труд! Здорово!

9 August

Лидия Александровна, благодарю вас за поддержку!

9 August

Отличная презентация! Спасибо, Ирина Владимировна, за то, что делитесь своими материалами с коллегами!

9 August

Елена Владимировна, большое спасибо за отзыв, за поддержку!

9 August

Яркий, красочный, очень интересный материал представлен Вами, Ирина Владимировна! Спасибо за разработку!

10 August
Показать больше комментариев