12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Салюк Александр Петрович24 Украина, Луганская область, г. Краснодон |
Обобщающий урок физики с экологической направленностью «Что такое киловатт-час»
Обобщающий урок физики с экологической направленностью
«Что такое киловатт-час»
Цели урока:
исследовать на примерах практические возможности производства, использования и экологические последствия энергии 1 кВт·ч;
показать возможности снятия остроты проблемы изменения климата за счет использования возобновляемых источников энергии для энергообеспечения бытовых нужд;
развивать творческое мышление, способность к самостоятельной групповой и коллективной работы при анализе проблемной ситуации и ее решении;
воспитывать экологический подход к анализу физических явлений, формировать навыки сотрудничества в коллективе.
Тип уроку: урок обобщения знаний.
План-конспект урока
Этап урока | Время | Использованные материалы, иллюстрации | Результат |
Оргмомент | 1 мин | Приветствие | |
Актуализация опорних знаний | 5 мин | Фронтальная беседа «Микрофон» | Актуализация знаний об энергии, единицах измерения и вычислении различных видов энергии |
Сообщение темы урока, мотивация деятельности учащихся | 4 мин | Сообщение цели и темы урока, создание проблемной ситуации | Усвоение сущности проблемы, построение ее физической модели |
Работа в малых творческих групах | 10 мин | Карточки с заданиями по определению практических возможностей производства, использования и экологических последствий 1 кВт·ч энергии | Усвоение знаний об экологических последствиях производства энергии 1 кВт·ч традиционными способами и возможности производства 1 кВт·ч альтернативными путями |
Сообщение результатов | 5 мин | Творческий отчет о результатах исследований спикерами групп | |
Работа в объединенных творческих группах | 10 мин | Карточки с заданиями по определению возможностей снижения выбросов парниковых газов при использовании солнечной и ветровой энергетики | Формирование представлений о возможности снижения выбросов парниковых газов при использовании возобновляемых источников энергии |
Сообщение результатов | 5 мин | Творческий отчет спикеров групп о результатах исследований | |
Итоги урока | 5 мин | Обсуждение с учащимися итогов урока: что узнали нового, полезного, важного | Обобщение знаний о возможности уменьшения экологического давления энергетики в случае использовании возобновляемых источников энергии |
Описание практического интерактивного упражнения
Название: «Два, четыре, все вместе»
Цель: расчет возможности использования возобновляемых источников энергии для удовлетворения бытовых нужд и снижения таким образом выбросов парниковых газов
Этапы упражнения | Необходимые материалы | Результат |
Работа в малых творческих группах (2 - 4 ученика) | Карточка с творческим заданием№1: Какой объем воды можно поднять на высоту 5 этажа с помощью насоса с КПД 80%, использовав 1 кВт·ч электроэнергии? | Считая высоту этажа 3 м, а плотность воды 1000 кг/м3, получим объем поднятой воды 192 м3 |
Карточка с творческим заданием№2: Какой объем воды можно нагреть от 20 ° С до кипения, использовав электронагреватель с КПД 90%, который потребляет 1 кВт·ч энергии? | Считая плотность воды 1000 кг/м3, а ее удельную теплоемкость 4200 Дж/(кг·К) получим объем кипятка 9,6 л | |
Карточка с творческим заданием №3: Ноутбук во время работы потребляет из сети электроэнергию под напряжением 20 В при силе тока 3,25 А. Сколько времени может работать ноутбук за счет электроэнергии 1 кВт· ч? | Ноутбук сможет работать в течение 15 ч 20 мин | |
Работа в малых творческих группах (2 - 4 ученика) | Карточка с творческим заданием№4: Солнечный фотоэлемент размерами 180 × 40 мм создает напряжение 1,5 В при силе тока 300 мА. Какую площадь будут занимать такие фотоэлементы, если они должны производить 1 кВт·ч электроэнергии в течение шести часов? | Для производства такого количества электроэнергии необходимо 370 фотоэлементов, общей площадью примерно 2,66 м2 |
Карточка с творческим заданием№5: Ветроагрегат имеет КПД 30%, скорость ветра составляет 5 м/с. Какой диаметр должно иметь его колесо, чтобы производить 1 кВт·ч электроэнергии в течение шести часов? | Считая плотность воздуха 1,3 кг/м3, получим диаметр ветроколеса 3 м | |
Карточка с творческим заданием№5: Известно, что при сжигании 1 кг угля в атмосферу выбрасывается 2,6 кг парникового углекислого газа СО2. Сколько углекислого газа выбрасывает тепловая электростанция при производстве 1 кВт·ч электроэнергии, если ее КПД составляет 25%? | Считая удельную теплоту сгорания угля 30 МДж/кг, получим выбросы парникового газа СО2 массой 0,48 кг | |
Работа в объединенных творческих группах | Первая и пятая группа получают задание: какой объем воды можно закачать на пятый этаж с помощью электроэнергии, полученной от ветроколеса диаметром 3 м при скорости ветра 5 м / с в течение часа. На сколько уменьшатся при этом выбросы парниковых газов? | За это время ветроагрегат произведет примерно 1 кВт·ч электроэнергии, а потому поднимет 192 м3 воды и уменьшит выбросы парниковых газов на 0,48 кг |
Вторая и шестая группы выполняют задачи: сколько парниковых газов будет выброшено в воздух, если заварить чаю на весь класс | Если в классе 25 учеников, а объем стакана для чая составляет 0,2 л, то при производстве нужной электроэнергии на угольной ТЭС будет выброшено 10 г парниковых газов | |
Работа в объединенных творческих группах | Третья и четвертая группа получают задание: сколько фотоэлементов нужно, чтобы обеспечить работу ноутбука в номинальном режиме | Для номинальной работы ноутбука необходимо 145 фотоэлементов |
Результаты работы групп |
| Вполне реально использование существующих источников возобновляемой энергии для решения бытовых проблем: подъем воды в жиле здания с помощью ветроагрегатов, питание электронной техники с помощью солнечных батарей. В масштбах семьи или класса это дает снижение выбросов парникових газов на десятки и сотни граммов, но в масштабах города, страны, а тем более мира, это будет составлять существенные цифры |
Выводы:
В течение урока ученики увидели связь между проблемой изменения климата и использованием в быту традиционных источников энергии,а также возможности уменьшения экологического давления на климат путем использования ветровой и солнечной энергии для повседневных бытовых нужд
Знания и навыки, полученные на уроке, помогут в практической реализации продвижения идеи замены традиционных источников энергии возобновляемыми для решения бытовых потребностей в энергоносителях
Подобные действия могут обеспечить снижение выбросов ПГ (парниковых газов) в десятки и сотни граммов в расчете на отдельного бытового потребителя, что будет составлять в масштабах города или страны значительные результаты.