Обобщающий урок физики с экологической направленностью «Что такое киловатт-час»
Обобщающий урок физики с экологической направленностью
«Что такое киловатт-час»
Цели урока:
исследовать на примерах практические возможности производства, использования и экологические последствия энергии 1 кВт·ч;
показать возможности снятия остроты проблемы изменения климата за счет использования возобновляемых источников энергии для энергообеспечения бытовых нужд;
развивать творческое мышление, способность к самостоятельной групповой и коллективной работы при анализе проблемной ситуации и ее решении;
воспитывать экологический подход к анализу физических явлений, формировать навыки сотрудничества в коллективе.
Тип уроку: урок обобщения знаний.
План-конспект урока
Этап урока |
Время |
Использованные материалы, иллюстрации |
Результат |
Оргмомент |
1 мин |
Приветствие |
|
Актуализация опорних знаний |
5 мин |
Фронтальная беседа «Микрофон» |
Актуализация знаний об энергии, единицах измерения и вычислении различных видов энергии |
Сообщение темы урока, мотивация деятельности учащихся |
4 мин |
Сообщение цели и темы урока, создание проблемной ситуации |
Усвоение сущности проблемы, построение ее физической модели |
Работа в малых творческих групах |
10 мин |
Карточки с заданиями по определению практических возможностей производства, использования и экологических последствий 1 кВт·ч энергии |
Усвоение знаний об экологических последствиях производства энергии 1 кВт·ч традиционными способами и возможности производства 1 кВт·ч альтернативными путями |
Сообщение результатов |
5 мин |
Творческий отчет о результатах исследований спикерами групп |
|
Работа в объединенных творческих группах |
10 мин |
Карточки с заданиями по определению возможностей снижения выбросов парниковых газов при использовании солнечной и ветровой энергетики |
Формирование представлений о возможности снижения выбросов парниковых газов при использовании возобновляемых источников энергии |
Сообщение результатов |
5 мин |
Творческий отчет спикеров групп о результатах исследований |
|
Итоги урока |
5 мин |
Обсуждение с учащимися итогов урока: что узнали нового, полезного, важного |
Обобщение знаний о возможности уменьшения экологического давления энергетики в случае использовании возобновляемых источников энергии |
Описание практического интерактивного упражнения
Название: «Два, четыре, все вместе»
Цель: расчет возможности использования возобновляемых источников энергии для удовлетворения бытовых нужд и снижения таким образом выбросов парниковых газов
Этапы упражнения |
Необходимые материалы |
Результат |
Работа в малых творческих группах (2 - 4 ученика) |
Карточка с творческим заданием№1: Какой объем воды можно поднять на высоту 5 этажа с помощью насоса с КПД 80%, использовав 1 кВт·ч электроэнергии? |
Считая высоту этажа 3 м, а плотность воды 1000 кг/м3, получим объем поднятой воды 192 м3 |
Карточка с творческим заданием№2: Какой объем воды можно нагреть от 20 ° С до кипения, использовав электронагреватель с КПД 90%, который потребляет 1 кВт·ч энергии? |
Считая плотность воды 1000 кг/м3, а ее удельную теплоемкость 4200 Дж/(кг·К) получим объем кипятка 9,6 л |
|
Карточка с творческим заданием №3: Ноутбук во время работы потребляет из сети электроэнергию под напряжением 20 В при силе тока 3,25 А. Сколько времени может работать ноутбук за счет электроэнергии 1 кВт· ч? |
Ноутбук сможет работать в течение 15 ч 20 мин |
|
Работа в малых творческих группах (2 - 4 ученика) |
Карточка с творческим заданием№4: Солнечный фотоэлемент размерами 180 × 40 мм создает напряжение 1,5 В при силе тока 300 мА. Какую площадь будут занимать такие фотоэлементы, если они должны производить 1 кВт·ч электроэнергии в течение шести часов? |
Для производства такого количества электроэнергии необходимо 370 фотоэлементов, общей площадью примерно 2,66 м2 |
Карточка с творческим заданием№5: Ветроагрегат имеет КПД 30%, скорость ветра составляет 5 м/с. Какой диаметр должно иметь его колесо, чтобы производить 1 кВт·ч электроэнергии в течение шести часов? |
Считая плотность воздуха 1,3 кг/м3, получим диаметр ветроколеса 3 м |
|
Карточка с творческим заданием№5: Известно, что при сжигании 1 кг угля в атмосферу выбрасывается 2,6 кг парникового углекислого газа СО2. Сколько углекислого газа выбрасывает тепловая электростанция при производстве 1 кВт·ч электроэнергии, если ее КПД составляет 25%? |
Считая удельную теплоту сгорания угля 30 МДж/кг, получим выбросы парникового газа СО2 массой 0,48 кг |
|
Работа в объединенных творческих группах |
Первая и пятая группа получают задание: какой объем воды можно закачать на пятый этаж с помощью электроэнергии, полученной от ветроколеса диаметром 3 м при скорости ветра 5 м / с в течение часа. На сколько уменьшатся при этом выбросы парниковых газов? |
За это время ветроагрегат произведет примерно 1 кВт·ч электроэнергии, а потому поднимет 192 м3 воды и уменьшит выбросы парниковых газов на 0,48 кг |
Вторая и шестая группы выполняют задачи: сколько парниковых газов будет выброшено в воздух, если заварить чаю на весь класс |
Если в классе 25 учеников, а объем стакана для чая составляет 0,2 л, то при производстве нужной электроэнергии на угольной ТЭС будет выброшено 10 г парниковых газов |
|
Работа в объединенных творческих группах |
Третья и четвертая группа получают задание: сколько фотоэлементов нужно, чтобы обеспечить работу ноутбука в номинальном режиме |
Для номинальной работы ноутбука необходимо 145 фотоэлементов |
Результаты работы групп |
|
Вполне реально использование существующих источников возобновляемой энергии для решения бытовых проблем: подъем воды в жиле здания с помощью ветроагрегатов, питание электронной техники с помощью солнечных батарей. В масштбах семьи или класса это дает снижение выбросов парникових газов на десятки и сотни граммов, но в масштабах города, страны, а тем более мира, это будет составлять существенные цифры |
Выводы:
В течение урока ученики увидели связь между проблемой изменения климата и использованием в быту традиционных источников энергии,а также возможности уменьшения экологического давления на климат путем использования ветровой и солнечной энергии для повседневных бытовых нужд
Знания и навыки, полученные на уроке, помогут в практической реализации продвижения идеи замены традиционных источников энергии возобновляемыми для решения бытовых потребностей в энергоносителях
Подобные действия могут обеспечить снижение выбросов ПГ (парниковых газов) в десятки и сотни граммов в расчете на отдельного бытового потребителя, что будет составлять в масштабах города или страны значительные результаты.