12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малинина Алена Викторовна68
Учитель высшей квалификационной категории, Всегда стремлюсь познавать что-то новое, Постоянно нахожусь в творческом поиске. Ведь чтобы учить кого-то, надо учиться самому. Очень люблю детей, поэтому и отдала педагогике 23 года.
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское

Обобщающий урок – игра «Знатоки русского быта»

5 класс I четверть


Презентация к уроку "Знатоки русского быта"
PPTX / 3.79 Мб

Ф.И.О.

Малинина Алена Викторовна

Должность

Учитель изобразительного искусства

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Дата проведения

23.10 – 28.10.2017

Программа

«Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского

Тема урока

«Знатоки русского быта»

Тип урока

Обобщения и систематизации знаний

Педагогические технологии

Игровые технологии

Образовательные ресурсы

Авторская медиа презентация «Знатоки русского быта»

Оборудование

- для учителя: медиа проектор, экран, компьютер

- для учеников: фломастеры, маркеры листы белой бумаги, песочные часы

Базовый учебник

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015

Цель урока

Закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам в I четверти.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

- создать условия для активизации использования изученных ранее тем в I четверти.

- расширять понятийную базу;

- обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»

направленные на достижение личностных результатов:

- актуализировать жизненный опыт учащихся;

- формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

- развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

- создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о связи природы и человека. О роли геометрических и солярных знаков в композиции русского орнамента, и смысловой нагрузки.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно – прикладного творчества.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)

Личностные:

- развитие мотивации учебной деятельности;

- развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- осознание степени своего освоения материала;

- формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Форма работы

групповая

Ход урока

1.Организационный момент.

Преподаватель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих и проверяет готовность к уроку. Введение в нестандартную ситуацию.

Вступительное слово учителя

У нас сегодня не простой урок. Вы уже заметили, что сидите не обычно, а группами, значит, работать будем не обычно. Мы сегодня поиграем.

Правила игры

Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов;

Вопросы необходимо слушать до конца, затем капитан поднимает карточку и говорит, кто отвечает;

Уточнять ответ другому игроку нельзя; (Слайд 2)

Отвечает первой та команда, которая раньше подняла карточку;

Если ответ неточен или неверен, то право ответить предоставляется другой команде;

За правильный ответ дается жетон в указанное количество баллов. (Слайд3)

И так, мы начинаем!

Примечание: с 7 слайда, переход по щелчку отключен!!! Правильный ответ, небольшой поворот колесика на мышке или пробел на клавиатуре

1 раунд.

Анаграммы. Продолжи ответ. Угадай. (Слайд 4) гиперссылки на прямоугольнике

Анаграммы. (Слайд 7, 8, 9, 10) возвратные гиперссылки к исходному слайду

10 баллов Орнамент (Слайд 7) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Вышивка (Слайд 8) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Промысел (Слайд 9) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Фольклор (Слайд 10) управление возвратной стрелочкой

Продолжи ответ (Слайд 11, 12, 13, 14) возвратные гиперссылки к исходному слайду

10 баллов Непременная спутница русской женщины. Дарилась на память мужем жене, отцом дочери. Подарок хранившийся всю жизнь, передаваемый из поколения в поколение – это прялка (Слайд 11) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Основу любого русского костюма составляла рубаха (Слайд 12) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Предмет крестьянского быта, имевший образ ладьи, коня, птицы, солнца это ковш (Слайд 13) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Широкая лавка с крышкой, устроенная от двери до боковой стены. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами. Она называлась коник (Слайд 14) управление возвратной стрелочкой

Угадай (Слайд 15, 16, 17, 18) возвратные гиперссылки к исходному слайду

10 баллов Что это? Прялки (Слайд 15) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Что это? Ушат (Слайд 16) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Что это? Светец и лучина (Слайд 17) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Что это? Детская люлька (Слайд 18) управление возвратной стрелочкой

2 раунд.

Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Предметы народного быта (Слайд 5) гиперссылки на прямоугольнике

Убранство русской избы (Слайд 19, 20, 21, 22) возвратные гиперссылки к исходному слайду

10 баллов Глаза крестьянского дома - это окна (Слайд 19) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Как называли коня на крыше крестьянского дома? Конь – охлупень (Слайд 20) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Деревянное сооружение без пола, дверей и окон. Сруб (Слайд 21) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Причелина - это резная доска на фасаде избы (Слайд 22) управление возвратной стрелочкой

Внутренний мир русской избы (Слайд 23, 24, 25, 26) возвратные гиперссылки к исходному слайду.

10 баллов Горница – это чистая половина крестьянской избы (Слайд 23) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Душа крестьянского дома- это печь (Слайд 24) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Красный угол – это место, где висели иконы (Слайд 25) управление возвратной стрелочкой

40 баллов «запечье» или кут - это мужское пространство (Слайд 26) управление возвратной стрелочкой

Предметы народного быта (Слайд 27, 28, 29, 30) возвратные гиперссылки к исходному слайду.

10 баллов Небольшой берестяной короб с крышкой-это туес (Слайд 27) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения семени - это ступа (Слайд 28) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Длинная деревянная палка с рогаткой на конце - это ухват (Слайд 29) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Этот предмет использовали для глажения белья – рубель (Слайд 30) управление возвратной стрелочкой

3 раунд.

Пословицы и поговорки. Четвертый лишний. Загадки. (Слайд 6) гиперссылки на

Пословицы и поговорки (Слайд 31, 32, 33, 34) возвратные гиперссылки к исходному

слайду

10 баллов Не поле кормит, а нива (Слайд 31) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Дорогой товар из земли растет (Слайд 32) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Крестьянин без земли, как дерево без корня (Слайд 33) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Старинная пословица во век не сломится (Слайд 34) управление возвратной стрелочкой

Четвертый лишний (Слайд 35, 36, 37, 38) возвратные гиперссылки к исходному слайду.

10 баллов Какое слово здесь лишнее? Сито - все остальное это предметы и приспособления для домашнего прядения (Слайд 35) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Какое слово здесь лишнее? Наличник - это наружная часть окна крестьянского дома, все остальное предметы крестьянского быта (Слайд 36) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Какое слово здесь лишнее? Прялка - это предмет крестьянского быта, все остальное части крестьянского дома (Слайд 37) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Какое слово здесь лишнее? Чугунок - это предмет сделан из чугуна, все остальные предметы крестьянского быта сделаны из дерева. (Слайд 38) управление возвратной стрелочкой

Загадки (Слайд 39, 40, 41, 42) возвратные гиперссылки к исходному слайду. 

10 баллов В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. Печь (Слайд 39) управление возвратной стрелочкой

20 баллов Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. Ухват. (Слайд 40) управление возвратной стрелочкой

30 баллов Черный конь
Скачет в огонь. Кочерга (Слайд 41) управление возвратной стрелочкой

40 баллов Ни свет ни заря,

Пошел согнувшись со двора. Коромысло (Слайд 42) управление возвратной стрелочкой

Слайд 6 Подведение итогов. Гиперссылка уводит к последнему слайду

Объявление результатов по количеству набранных баллов командами.

Поздравление победителей, награждение. (Слайд46)

На этом наша игра окончена, спасибо!

Литература

Горяева Н.А., Островская О.В; под ред. Б.Н. Неменского. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009 г., 192 с.

Газета «Начальная школа» № 16 (апрель) Под ред. Богдановой М. Статья Древние символы народного искусства 1997 г, 16 с.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство 1988 г., 344 с.

Дрофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. – М.: Мозаика – Синтез 2004 г, 16 с.

Ильин М.А. Русское народное искусство. М.: Молодая гвардия, 1959 г., 69 с.

Кантора А.М. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь./ Под общ. ред. А.М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа, 2006 г, 252 с.


     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.