Урок изобразительного искусства по теме «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Учитель: Мардинская Татьяна Ананьевна
Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Цель: 1. Познакомить с историей возникновения промысла.
2. Показать отличительные особенности промысла.
3. Выполнить работу в смешанной технике живопись с аппликацией.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам.
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его
применении.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку
произведениям Жостово, развивать фантазию и воображение, навыки
самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные правила составления композиции жостовского подноса.
Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.
Дидактический материал:
Индивидуальный: учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой, 5 класс; кроссворд; таблица; оценочный лист.
Материалы: Цветной картон, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами (цветы вырезаны заранее до урока).
Зрительный ряд: презентация; иллюстрации с народными промыслами; предметы, представляющие различные промыслы русского народа (Хохлома, Гжель, Городец, глиняные игрушки, вышитые полотенца и т.д.)
Литературный ряд: стихотворение о жостовской росписи
Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Ход урока.
1. Актуализация знаний. 5 мин. (На доске иллюстрации с изображением разных промыслов) – слайд 2
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем экскурс в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на доске? (промыслы)
Кто создал эти промыслы? (русский народ)
Мы продолжаем знакомство с русскими промыслами.
В начале урока повторяем изученный материал, отгадываем кроссворд. (индивидуальная работа )
(На слайдах презентации задания)- слайды 3-9
1. Вид росписи (Гжель)
2. Вид росписи (Городец)
3. Цвет, используемый в гжельской росписи (синий)
4. Элемент городецкой росписи (бутон)
5. Название села, давшего имя этому промыслу (Дымково)
6. Материал, из которого изготовлены изделия (дерево)
7. Вид росписи (Хохлома)
- Кто заполнил все клетки кроссворда?
Самостоятельная проверка кроссворда. (на доске)
- Какое слово вы получили по вертикали? ( получится слово Жостово)- слайд 10
Оцените себя в оценочном листе
2. Формулирование темы и целей урока. 2 мин.
- Как вы думаете, что это такое «Жостово»? (ответы детей)
(На доске появляются иллюстрация с жостовскими подносами) – слайд 11
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)
- Возьмите в руки поднос. Из какого он материала? (из металла)
-Давайте сформулируем тему урока. (Жостово. Роспись по металлу) – слайд 12
- Откройте учебники. с. 92
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте поставим себе цели – слайд 13
1. Узнать историю возникновения промысла.
2. Найти отличительные особенности промысла.
3. Выполнить работу в технике живопись с аппликацией подноса.
3.Знакомство с новым материалом. 15 мин.
Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть слайды презентации. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
- После рассказа нам нужно заполнить таблицу. Давайте с ней познакомимся. (Зачитывают строки таблицы) – слайд 14
Название |
Жостовская роспись |
1.Месторасположение |
|
2.Предмет |
|
3.Материал |
|
4.Форма основы (заготовки) |
|
5.Цвета |
|
6.Узоры рисунка |
|
7.Композиция |
|
1 ученик : Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. – слайд 15
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
- Я хочу прочитать вам стихотворение П.Синявского «Жостовский поднос» – слайды 16-18
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
- Так что же можно увидеть на жостовском подносе? (ответы детей)
2 ученик : – слайд 19
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
- А сейчас начнем заполнять таблицу ( работа в парах).
Название |
Жостовская роспись |
1.Месторасположение |
|
2.Предмет |
|
3.Материал |
|
4.Форма основы (заготовки) |
|
5.Цвета |
|
6.Узоры рисунка |
|
7.Композиция |
|
- Раньше этим промыслом занимались мужчины.
- Как Вы думаете почему? (ответы детей)
Рассказ учителя:
- Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и нужных размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.
Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».
В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.
- А сейчас задание индивидуальное (по рядам): Работа с учебником. Прочитать статью учебника и подготовиться к ответу: первый ряд расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третий – как составлена композиция на подносах.
-Проверяем варианты ответов– слайды 20-24
Форма жостовских подносов: (чтение учебника с.92 4-й абзац)
- многоугольная
- круглая
- овальная
- комбинированная
Цвета фона: (2-й абзац)
- Чёрный
- красный
- Зелёный
- Бордовый
- Синий
- Какие цветы можно увидеть на подносах?
Композиция:
-«веночек»,
-«букет»,
-«уголок». (3-й абзац)
- Заполните таблицу до конца ( работа в парах).
Проверка заполнения таблицы. (коллективно)
Название |
Жостовская роспись |
1.Месторасположение |
Московская область с. Жостово |
2.Предмет |
Подносы |
3.Материал |
Железо |
4.Форма основы (заготовки) |
многоугольная - круглая - овальная - комбинированная |
5.Цвета |
все |
6.Узоры рисунка |
Цветы, фрукты, листья, птицы |
7.Композиция |
Букет, веночек, уголок. |
- Оцените себя в оценочном листе. (Учащиеся сдают оценочные листы.)
4. Практическая работа. 15 мин.
- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.
- Давайте составим план работы. – слайд 25
1. Вырезаем из цветного картона нужную форму подноса (выбирают на доске, обводят по шаблону).
2. Составляем композицию из цветов (вырезаны из открыток), приклеиваем. (работа в технике аппликации)
3. Дополняем композицию листьями (работаем гуашью)
4. Рисуем окантовку желтой гуашью.
Индивидуальная самостоятельная работа. – слайд 26
(Во время самостоятельной работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)
5. Выставка работ. 2 мин.(Самооценка и взаимооценка)
- Что получилось лучше всего?
- В чем затруднялись?
6. Повторение. 2 мин.
Продолжите предложения: – слайд 27
- Жостовская роспись возникла в селе….., недалеко от ……
- Мастера жостовской росписи расписывали ….
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….
- В жостовской росписи используют следующие цвета….
- Композиция на подносе может быть в форме …
7.Рефлексия. 3 мин.
- У меня в тазике вода. Это океан знаний, которые вы получаете в школе, в жизни. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.
(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).
8.Домашнее задание. 1 мин. – слайд 28
Подобрать иллюстрации и подготовить ответ на вопрос: «Где еще можно увидеть использование цветочных композиций ?»
Дементьева Ирина Михайловна
Вахрина Мария Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна