12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мардинская Татьяна Ананьевна37
1

Урок изобразительного искусства по теме «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»



Урок изобразительного искусства в 5 классе

 

Учитель: Мардинская Татьяна Ананьевна

 

Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

 

 Цель: 1. Познакомить с  историей возникновения промысла.

2. Показать отличительные особенности промысла.

3. Выполнить  работу в смешанной технике живопись с аппликацией.

 

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам.

Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном  искусстве и его

применении.

Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую  оценку

произведениям Жостово, развивать фантазию и воображение, навыки

самостоятельного творческого мышления.

 

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные правила составления композиции жостовского подноса.

 

Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

 

Дидактический материал:

Индивидуальный:  учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой, 5 класс; кроссворд; таблица; оценочный лист.

 

Материалы: Цветной картон, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами (цветы вырезаны заранее до урока).

 

 Зрительный ряд: презентация;  иллюстрации с народными промыслами; предметы, представляющие различные  промыслы русского народа  (Хохлома, Гжель, Городец, глиняные игрушки, вышитые полотенца  и т.д.)

 

Литературный ряд: стихотворение о жостовской росписи

 

Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

Ход урока.

 

1.     Актуализация знаний. 5 мин. (На доске иллюстрации с изображением разных промыслов) – слайд 2

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем экскурс в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на доске? (промыслы)

Кто создал эти промыслы? (русский народ)

Мы продолжаем знакомство с русскими  промыслами.

В начале урока повторяем изученный материал, отгадываем кроссворд. (индивидуальная работа )

(На слайдах презентации задания)- слайды 3-9

1.     Вид росписи (Гжель)

2.     Вид росписи (Городец)

3.     Цвет, используемый в гжельской росписи (синий)

4.     Элемент городецкой росписи (бутон)

5.     Название села, давшего имя этому промыслу (Дымково)

6.     Материал, из которого изготовлены изделия (дерево)

7.     Вид росписи (Хохлома)

 

- Кто заполнил все клетки кроссворда?

Самостоятельная проверка  кроссворда. (на доске)

- Какое слово вы получили по вертикали? ( получится слово Жостово)- слайд 10

Оцените себя в оценочном листе

 

2. Формулирование темы и целей урока. 2 мин.

-  Как вы думаете, что это такое «Жостово»? (ответы детей)

(На доске появляются иллюстрация с жостовскими подносами)  – слайд 11

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

- Возьмите в руки поднос. Из какого он материала? (из металла)

-Давайте  сформулируем тему урока. (Жостово. Роспись по металлу)  – слайд 12

- Откройте учебники. с. 92

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте поставим себе цели – слайд 13

 

1. Узнать историю возникновения промысла.

2. Найти отличительные особенности промысла.

3. Выполнить  работу в технике живопись с аппликацией подноса.

 

3.Знакомство с новым материалом. 15 мин.

Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть  слайды презентации.  (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

- После рассказа нам нужно заполнить таблицу. Давайте с ней познакомимся. (Зачитывают строки таблицы) – слайд 14

 

 

 

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

 

2.Предмет

 

3.Материал

 

4.Форма основы (заготовки)

 

5.Цвета

 

 6.Узоры рисунка

 

7.Композиция

 

 

 

1 ученик : Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. – слайд 15

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц.  Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

- Я хочу прочитать вам стихотворение П.Синявского «Жостовский поднос» – слайды 16-18

Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый, 
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно – 
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.

На жостовском подносе 
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев, 
Степной румянец мака, 
Багрянец поздних листьев, 
Лесной подснежник первый... 
А жостовские кисти 
Нежнее легкой вербы.

- Так что же можно увидеть на жостовском подносе? (ответы детей)

2 ученик : – слайд 19

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.   Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
 

- А сейчас начнем заполнять таблицу ( работа в парах).

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

 

2.Предмет

 

3.Материал

 

4.Форма основы (заготовки)

 

5.Цвета

 

6.Узоры рисунка

 

7.Композиция

 

 

- Раньше этим промыслом занимались мужчины.

- Как Вы думаете почему? (ответы детей)

Рассказ учителя:

- Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и нужных размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».

 В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.
 

- А сейчас  задание индивидуальное (по рядам): Работа с учебником. Прочитать статью учебника и подготовиться к ответу: первый ряд  расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третий – как составлена композиция на подносах.

 

-Проверяем варианты ответов– слайды 20-24

 

 

Форма жостовских подносов: (чтение учебника с.92 4-й абзац)

- многоугольная

- круглая

- овальная

- комбинированная

 

Цвета фона: (2-й абзац) 

- Чёрный

- красный

- Зелёный

- Бордовый

- Синий

- Какие цветы можно увидеть на подносах?

 

Композиция:

-«веночек»,

-«букет»,

-«уголок». (3-й абзац)

 

- Заполните таблицу до конца ( работа в парах).

Проверка заполнения таблицы. (коллективно)

 

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

Московская область

с. Жостово

2.Предмет

Подносы

3.Материал

Железо

4.Форма основы (заготовки)

многоугольная

- круглая

- овальная

- комбинированная

5.Цвета

все

 6.Узоры рисунка

Цветы, фрукты, листья, птицы

7.Композиция

Букет, веночек, уголок.

 

- Оцените себя в оценочном листе. (Учащиеся сдают оценочные листы.)

 

4.  Практическая работа. 15 мин.

- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.

- Давайте составим план работы. – слайд 25

 

1.     Вырезаем из цветного картона  нужную форму подноса (выбирают на доске, обводят по шаблону).

2.     Составляем композицию из цветов (вырезаны из открыток), приклеиваем. (работа в технике аппликации)

3.     Дополняем композицию листьями (работаем гуашью)

4.     Рисуем окантовку желтой гуашью.

 

Индивидуальная самостоятельная работа. – слайд 26

 

(Во время самостоятельной работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

 

5.     Выставка работ.  2 мин.(Самооценка и взаимооценка)

- Что получилось лучше всего?

- В чем затруднялись?

 

6.     Повторение. 2 мин.

Продолжите предложения: – слайд 27

- Жостовская роспись возникла в селе….., недалеко от ……

- Мастера жостовской росписи расписывали ….

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

- В жостовской росписи используют следующие цвета….

- Композиция на подносе может быть в форме …

 

7.Рефлексия. 3 мин.

- У меня в тазике вода. Это океан знаний, которые вы получаете в школе, в жизни. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.

(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).

 

8.Домашнее задание. 1 мин. – слайд 28

Подобрать иллюстрации и подготовить ответ на вопрос: «Где еще можно увидеть использование цветочных композиций ?»


Презентация к уроку. Жостово.
PPT / 4.69 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Дементьева Ирина Михайловна, 20.11.17 в 22:15 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Ананьевна, отсутствует презентация.
Вахрина Мария Ивановна, 21.11.17 в 09:27 1Ответить Пожаловаться
презентация открылась)))

Дементьева Ирина Михайловна, 21.11.17 в 16:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, теперь есть!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.