Урок изобразительного искусства по теме «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс)

1
3
Материал опубликован 20 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок изобразительного искусства в 5 классе

 

Учитель: Мардинская Татьяна Ананьевна

 

Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

 

 Цель: 1. Познакомить с  историей возникновения промысла.

2. Показать отличительные особенности промысла.

3. Выполнить  работу в смешанной технике живопись с аппликацией.

 

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам.

Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном  искусстве и его

применении.

Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую  оценку

произведениям Жостово, развивать фантазию и воображение, навыки

самостоятельного творческого мышления.

 

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные правила составления композиции жостовского подноса.

 

Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

 

Дидактический материал:

Индивидуальный:  учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой, 5 класс; кроссворд; таблица; оценочный лист.

 

Материалы: Цветной картон, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами (цветы вырезаны заранее до урока).

 

 Зрительный ряд: презентация;  иллюстрации с народными промыслами; предметы, представляющие различные  промыслы русского народа  (Хохлома, Гжель, Городец, глиняные игрушки, вышитые полотенца  и т.д.)

 

Литературный ряд: стихотворение о жостовской росписи

 

Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

Ход урока.

 

1.     Актуализация знаний. 5 мин. (На доске иллюстрации с изображением разных промыслов) – слайд 2

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем экскурс в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на доске? (промыслы)

Кто создал эти промыслы? (русский народ)

Мы продолжаем знакомство с русскими  промыслами.

В начале урока повторяем изученный материал, отгадываем кроссворд. (индивидуальная работа )

(На слайдах презентации задания)- слайды 3-9

1.     Вид росписи (Гжель)

2.     Вид росписи (Городец)

3.     Цвет, используемый в гжельской росписи (синий)

4.     Элемент городецкой росписи (бутон)

5.     Название села, давшего имя этому промыслу (Дымково)

6.     Материал, из которого изготовлены изделия (дерево)

7.     Вид росписи (Хохлома)

 

- Кто заполнил все клетки кроссворда?

Самостоятельная проверка  кроссворда. (на доске)

- Какое слово вы получили по вертикали? ( получится слово Жостово)- слайд 10

Оцените себя в оценочном листе

 

2. Формулирование темы и целей урока. 2 мин.

-  Как вы думаете, что это такое «Жостово»? (ответы детей)

(На доске появляются иллюстрация с жостовскими подносами)  – слайд 11

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

- Возьмите в руки поднос. Из какого он материала? (из металла)

-Давайте  сформулируем тему урока. (Жостово. Роспись по металлу)  – слайд 12

- Откройте учебники. с. 92

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте поставим себе цели – слайд 13

 

1. Узнать историю возникновения промысла.

2. Найти отличительные особенности промысла.

3. Выполнить  работу в технике живопись с аппликацией подноса.

 

3.Знакомство с новым материалом. 15 мин.

Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть  слайды презентации.  (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

- После рассказа нам нужно заполнить таблицу. Давайте с ней познакомимся. (Зачитывают строки таблицы) – слайд 14

 

 

 

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

 

2.Предмет

 

3.Материал

 

4.Форма основы (заготовки)

 

5.Цвета

 

 6.Узоры рисунка

 

7.Композиция

 

 

 

1 ученик : Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. – слайд 15

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц.  Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

- Я хочу прочитать вам стихотворение П.Синявского «Жостовский поднос» – слайды 16-18

Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый, 
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно – 
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.

На жостовском подносе 
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев, 
Степной румянец мака, 
Багрянец поздних листьев, 
Лесной подснежник первый... 
А жостовские кисти 
Нежнее легкой вербы.

- Так что же можно увидеть на жостовском подносе? (ответы детей)

2 ученик : – слайд 19

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.   Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
 

- А сейчас начнем заполнять таблицу ( работа в парах).

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

 

2.Предмет

 

3.Материал

 

4.Форма основы (заготовки)

 

5.Цвета

 

6.Узоры рисунка

 

7.Композиция

 

 

- Раньше этим промыслом занимались мужчины.

- Как Вы думаете почему? (ответы детей)

Рассказ учителя:

- Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и нужных размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».

 В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.
 

- А сейчас  задание индивидуальное (по рядам): Работа с учебником. Прочитать статью учебника и подготовиться к ответу: первый ряд  расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третий – как составлена композиция на подносах.

 

-Проверяем варианты ответов– слайды 20-24

 

 

Форма жостовских подносов: (чтение учебника с.92 4-й абзац)

- многоугольная

- круглая

- овальная

- комбинированная

 

Цвета фона: (2-й абзац) 

- Чёрный

- красный

- Зелёный

- Бордовый

- Синий

- Какие цветы можно увидеть на подносах?

 

Композиция:

-«веночек»,

-«букет»,

-«уголок». (3-й абзац)

 

- Заполните таблицу до конца ( работа в парах).

Проверка заполнения таблицы. (коллективно)

 

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

Московская область

с. Жостово

2.Предмет

Подносы

3.Материал

Железо

4.Форма основы (заготовки)

многоугольная

- круглая

- овальная

- комбинированная

5.Цвета

все

 6.Узоры рисунка

Цветы, фрукты, листья, птицы

7.Композиция

Букет, веночек, уголок.

 

- Оцените себя в оценочном листе. (Учащиеся сдают оценочные листы.)

 

4.  Практическая работа. 15 мин.

- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.

- Давайте составим план работы. – слайд 25

 

1.     Вырезаем из цветного картона  нужную форму подноса (выбирают на доске, обводят по шаблону).

2.     Составляем композицию из цветов (вырезаны из открыток), приклеиваем. (работа в технике аппликации)

3.     Дополняем композицию листьями (работаем гуашью)

4.     Рисуем окантовку желтой гуашью.

 

Индивидуальная самостоятельная работа. – слайд 26

 

(Во время самостоятельной работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

 

5.     Выставка работ.  2 мин.(Самооценка и взаимооценка)

- Что получилось лучше всего?

- В чем затруднялись?

 

6.     Повторение. 2 мин.

Продолжите предложения: – слайд 27

- Жостовская роспись возникла в селе….., недалеко от ……

- Мастера жостовской росписи расписывали ….

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

- В жостовской росписи используют следующие цвета….

- Композиция на подносе может быть в форме …

 

7.Рефлексия. 3 мин.

- У меня в тазике вода. Это океан знаний, которые вы получаете в школе, в жизни. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.

(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).

 

8.Домашнее задание. 1 мин. – слайд 28

Подобрать иллюстрации и подготовить ответ на вопрос: «Где еще можно увидеть использование цветочных композиций ?»


Презентация к уроку. Жостово.
PPT / 4.69 Мб

Предварительный просмотр презентации

Учитель Мардинская Татьяна Ананьевна

1. Вид росписи

2. Вид росписи

3. Цвет, используемый в Гжельской росписи

4. Элемент Городецкой росписи

5. Название села, давшего название этому промыслу

6. Материал, из которого сделаны эти изделия

7. Вид росписи

ЖОСТОВО

3. Выполнить работу в технике живопись с аппликацией подноса. 1. Узнать историю возникновения промысла. 2. Найти отличительные особенности промысла.

Название Жостовская роспись 1. Месторасположение 2. Предмет 3. Материал 4. Форма основы (заготовки) 5. Цвета 6. Узоры рисунка 7. Композиция

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области.

Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

1. Вырезаем из цветного картона нужную форму подноса. 2. Составляем композицию из цветов, выполняем аппликацию. 3. Дополняем композицию листьями, работаем гуашью. 4. Рисуем окантовку желтой гуашью.

Желаю успеха!

- Жостовская роспись возникла в селе…, недалеко от … - Мастера жостовской росписи расписывали … - На жостовских подносах мы можем встретить изображения… - В жостовской росписи используют различные цвета: … - Композиция на подносе может быть в форме …

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Татьяна Ананьевна, отсутствует презентация.

20 November 2017

презентация открылась)))

21 November 2017

Спасибо, теперь есть!!!

21 November 2017

Похожие публикации