Обобщающий урок по творчеству С.А.Есенина «Мир волшебных звуков и красок»
Класс:3
МБОУ «Краснозоринская СОШ» Боковского района
Учитель: Семирунняя С.С.
Тема: Обобщающий урок по творчеству С.А.Есенина «Мир волшебных звуков и красок»
Игра –викторина по творчеству С.А.Есенина.
Цель урока:
Повторение и обобщение изученного по теме « Творчество С.А.Есенина».
Задачи: 1. Обучающая. Прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией С. А. Есенина; нацелить учащихся на понимание основных тем лирики поэта.
2. Воспитательная. Воспитывать у ребят чувства бережного отношения к лирике, интерес к стихотворениям поэта; чувство прекрасного.
3. Развивающая. Развивать интерес к творчеству поэта; устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; умения обобщать изученное.
Методические приемы: рассказ, беседа, опрос, выразительное чтение вслух, словарная работа; показ слайдов, диалог, демонстрация иллюстраций; повторение.
Оборудование: слайды, портреты, книги, карточки, ноутбуки.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с поэзией Сергея Александровича Есенина, с интересными фактами его жизни. Урок наш будет необычным. Это урок-викторина по творчеству великого русского поэта. Вы ответите на вопросы, вспомните биографические сведения поэта, его замечательные произведения, почитаете стихотворения наизусть, послушаете романсы на его стихи. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Тот, у кого окажется наибольшее количество жетонов, станет победителем.
Сергей Есенин - великий поэт всех времён и народов. Не только русский народ, но и весь мир восхищается легендарной творческой личностью. Этот небывалой красоты человек, умел лирическими и красивыми словами затрагивать сердца людей. Его шедевры подобны музыкальной струе, льющейся из самого сердца и души, в которых огромная и необъятная любовь к Родине и её просторам.
- Ход урока.
Звучит песня на стихи С.А.Есенина «Черемуха».
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы подробно изучили биографию и автобиографию С.А.Есенина. Попробуйте ответить на вопросы.
1 тур. Биографический.
Вопросы по биографии.
- В какое время года родился С.А.Есенин? (Осенью)
- В каком селе родился будущий поэт? (Константиново)
- Какие книги читал Сергею дедушка Никита Осипович? («Библию» и «Священную историю»)
- О ком писал Есенин в автобиографии: «Были они ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помнил, что очумел и очень крепко держался за холку.»(Дядья)
- В каком возрасте Сергей сочинил свое первое стихотворение? (В 9 лет)
- В какой школе он учился? (В церковно-учительской)
- Сколько лет было Есенину, когда он поехал в Москву? (17)
- Кем , по собственному мнению, был Сережа в детстве?(Коневодом и большим драчуном)
- Назовите первого поэта, с которым встретился Есенин. (А.А.Блок)
- Сам С.А.Есенин писал: «Эта тема – основная в моем творчестве» .О какой теме идет речь?(Тема Родины, России).
Учитель: Молодцы , ребята. А теперь посмотрите на экран. (Демонстрация картин природы в разные времена года.)
Вы видите на репродукциях картин разные времена года. С.А.Есенин писал и о весне, и об осени, и о зиме , и о лете. Ярко , красочно, понятно предстает природа в его стихах. Она словно оживает и очаровывает нас своей красотой. Мы прочитали и выучили наизусть уже много стихотворений поэта. Давайте вспомним их.
- тур. Поэтический.
- Какое дерево в известном стихотворении поэта «принакрылось снегом, точно серебром»? (Береза)
- Что снится пташкам в стихотворении «Поет зима –аукает»? (Весна)
- Из какого стихотворения данный отрывок:
«Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна»? («Пороша»)
- Кто поет песенки черемухе душистой? (Ручей)
- Кому шепчет крапива «С добрым утром»? (Березкам)
- В каком стихотворении есть такие строки:
«Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей»? («Ночь»)
- Что в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» скатилось «колесом за сини горы»? (Солнце)
- Какие деревья упоминаются в произведении «Топи да болота» (Ели, липы, ракиты)
- Из какого стихотворения отрывок:
«Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые» («Лебедушка»)
- Вставьте слово в данную строку:
- «Сыплет…………снегом,
Зелень в цвету и росе» (Черемуха)
Учитель: Хорошо, ребята. Вы ответили на все вопросы этого тура. А теперь почитаем стихи поэта наизусть. За каждое стихотворение вы получите 2 жетона.
- тур. Знаток поэзии С.А.Есенина. (Чтение стихотворений наизусть).
- Тур. Теоретический.
Учитель: На этом этапе мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете изобразительно-выразительные средства. (Стихотворения на большом экране)
- Найдите эпитеты в стихотворении «Черемуха» (Ветки золотистые, роса медвяная, серебряный ручей, зелень золотистая, волна гремучая).
- Назовите сравнения в стихотворении «Береза» (Принакрылась снегом, /Точно серебром; распустила кисти белой бахромой).
- Укажите олицетворения в произведении «Поет зима- аукает» (Зима поет, баюкает, метелица стелется, вьюга злится).
- В каком стихотворении встречаются следующие сравнения: «И росинки серебристые,/ Словно жемчуг осыпалися; И орел, взмахнувши крыльями,/ Как стрела на землю кинулся»? («Лебедушка»).
- Какова тема стихотворения «Пороша» (Красота зимней природы)
- Назовите стихотворения, в которых тема звучит Родины. («Гой ты, Русь, моя родная», «Край любимый», «Спит ковыль, равнина дорогая» и др.)
Учитель: Молодцы, ребята. На этом наша викторина заканчивается. Давайте посчитаем жетоны и подведем итоги. (Набравшие самое большое количество получают оценку «5», на 2-3 меньше «4»).
Звучит романс «Отговорила роща золотая».
Учитель: Наше мероприятие подошло к концу. Мы повторили биографические сведения поэта, вспомнили его стихотворения, читали их наизусть, слушали песни на его стихи. Мы познакомились только с небольшим жизненным этапом поэта, изучили только некоторые из его произведений. Каждый год , переходя из класса в класс, вы будете больше читать его стихов и узнаете много интересного из его биографии. Читайте стихи С.А.Есенина, изучайте его творчество и откроете для себя много нового и удивительного!