План-конспект урока литературы в форме игры «Поле чудес» «Басни И.А. Крылова» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока литературы в форме игры «Поле чудес»
Класс: 5 класс
Тема: Басни Ивана Андреевича Крылова
Тип урока: обобщающий урок
Цель урока: обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова;
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
- воспитание культуры работы в группе;
- воспитание интереса к классической литературе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, записи мелодии к игре «Поле чудес», игрушечный барабан из настольной игры «Поле чудес»
Ход урока
Звучит музыка, выходит ведущий, на экране – заставка передачи «Поле чудес». Загаданное слово может висеть на доске, каждую букву необходимо закрыть, либо игру можно оформить в презентации с помощью триггеров (презентацию можно скачать ниже).
Учитель (выступает в роли ведущего):
- Здравствуйте, уважаемые участники литературного шоу «Поле чудес»! Встречаем первую тройку игроков!
Выходит первая тройка учеников-игроков. Для них можно специально поставить стол, за которым они будут сидеть или стоять, на столе расположить барабан (мы делали из картона). Ребята могут приготовить небольшой рассказ о себе, например в шутливой форме, передать привет и вручить символические подарки.
Учитель:
- Тема нашей сегодняшней игры – басни Ивана Андреевича Крылова. Итак, задание для первого тура. Какой герой басни Крылова произносит следующие слова:
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой?
Игроки называют буквы, отгадывают слово. Когда правильный ответ - Ловчий – угадан, наступает поэтическая пауза: подготовленный заранее ученик рассказывает басню Крылова.
Учитель:
- Встречаем вторую тройку игроков! Внимание! Задание для второго тура игры: как называется используемый в баснях иносказательный язык, название которому дал древнегреческий баснописец?
Правильный ответ – эзопов.
Учитель:
- А теперь поиграем с залом! Кто будет активнее всех, получит приз! Все внимание на экран. Ваша задача – соединить пары, которые звучат в названиях басен (работа с интерактивной доской).
Ребята выбегают к доске и соединяют пары.
СЛОН |
МОСЬКА |
СТРЕКОЗА |
МУРАВЕЙ |
ЗЕРКАЛО |
ОБЕЗЬЯНА |
ОСЁЛ |
МУЖИК |
ВОРОНА |
ЛИСИЦА |
КУКУШКА |
ПЕТУХ |
Учитель:
- И наконец – третья тройка игроков! Встречаем аплодисментами! Итак, вопрос для последней тройки игроков. Как называется прием, который Крылов использует в баснях, передавая отвлеченные качества людей в конкретных образах животных?
Правильный ответ – аллегория.
Учитель:
- А теперь – творческая пауза. Встречаем наш мини-театр со сценкой по басне Крылова «Ворона и Лисица».
Выступают заранее подготовленные ученики.
Учитель:
- Наконец подошло время финала. Вопрос для финальной тройки игроков. На каком музыкальном инструменте играл Иван Крылов?
Правильный ответ – скрипка.
Учитель:
- Мы подошли к финалу. Наш победитель набрал …. очков. Он может выбрать приз (у нас были канцелярские мелочи: блокнот, набор стирательных резинок и т.п. ). Этот приз достанется победителю, если он выиграет супер-игру. Итак, вопросы для супер-игры. Как назывался сатирический журнал, который издавал Крылов?
Правильный ответ – «Почта духов».
Учитель:
- Спасибо всем за участие!