12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117493
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с. Карагай, Пермский край

План

морфологического анализа растений

5-11 класс, УМК любой

Материал подготовила:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай -2018

Пояснительная записка

Материал включает в себя карточку с планом морфологического анализа растений и 2-х образцов заданий по этому плану. 

Цель: Подготовка учащихся 6-го класса к выполнению практических работ по характеристике растений. 

Задачи: формировать умения учащихся проводить описание растений, используя план; развивать навыки по определению характерных признаков растений; проводить коррекцию знаний и умений учащихся при допуске ошибок. 
Оборудование для практической работы с использованием данного плана: листы для ответов, ручки, план в пластиковом файле, гербарии, фотографии, рисунки, живые растения из числа комнатных.

Данный ресурс составлен с учётом личного опыта по подготовке учащихся к практическим работам по описанию растений. В ресурсе представлено 2 примера использования плана для выполнения заданий.

Для учащихся распечатывается план, который вкладывается в файл, что позволяет использовать данный лист в течение нескольких лет. Для выполнения практических работ в 6 классе учащимся выдаются живые растения, гербарии или фотографии (рисунки) растений.

Данный план универсален, его можно использовать при подготовке к ВПР в 6-11 классах и к ОГЭ в 9 классе (задание 28). 

План морфологического анализа растения

Приложение к практической работе по биологии, 6 класс

Задание: проведите морфологический анализ растения по прилагаемому плану. В тетради выпишите № вопроса и выбранную букву, которой обозначен признак. В пункте 13 напишите число частей цветка. Карточку можно использовать для характеристики всего растения или его части.

 

 

Признаки

Признаки

1. Продолжительность жизни:

А) однолетник;

Б) двулетник;

В) многолетник.

2. Жизненная форма:

А) дерево;

Б) кустарник;

В) трава.

3. Тип корневой системы:

А) мочковатый;

Б) стержневой.

4. Стебель:

А) прямостоячий;

Б) ползучий;

В) цепляющийся;

Г) вьющийся;

Д) лежачий, или стелющийся.

5. Листорасположение:

А) очередное, или спиральное;

Б) супротивное;

В) мутовчатое.

6. Листья:

А) простые;

Б) сложные;

В) черешковые;

Г) сидячие (бесчерешковые);

Д) влагалищные.

7. Жилкование:

А) дуговидное;

Б) параллельное;

В) пальчатое;

Г) перистое;

Д) дихотомическое.

8. Форма листа:

А) трёхлопастная, или тройчато-лопастная

Б) пальчато-лопастная;

В) перисто-лопастная;

Г) тройчато-раздельная;

Д) пальчато-раздельная;

Е) перисто-раздельная;

Ж) лировидный;

З) цельная.

9. Тип листа:

А) яйцевидный;

Б) овальный;

В) обратно-яйцевидный;

Г) ланцетный;

Д) обратно-ланцетный;

Е) продолговатый;

Ж) округлый.

10. Край листа:

А) цельнокрайний;

Б) волнистый;

В) пильчатый;

Г) двояко-пильчатый;

Д) лопастной

11. Форма сложных листьев:

А) тройчато-сложный;

Б) пальчато-сложный;

В) парноперистосложный;

Г) непарноперистосложный.

12. Тип цветка:

А) тычиночный (мужской);

Б) пестичный (женский);

В) обоеполый;

Г) правильный (актиноморфный);

Д) неправильный (зигоморфный);

Е) несимметричный.

13. Строение цветка:

А) околоцветник простой;

Б) околоцветник двойной;

В) венчик раздельнолепестный;

Г) венчик спайнолепестный;

Г) чашелистики- ? (если есть)

Д) лепестки -?

Е) тычинки -?

Ж) пестики - ?

14. Одиночные цветки или соцветие

А) кисть;

Б) простой колос;

В) сложный колос;

Г) початок;

Д) головка;

Е) щиток;

Ж) корзинка;

З) зонтик;

И) сложный зонтик;

К) метёлка;

Л) завиток.

15. Плод:

А) ягода;

Б) стручок, стручочек;

В) боб;

Г) орешек;

Д) многоорешек;

Е) костянка;

Ж) многокостянка;

З) зерновка;

И) семянка;

К) коробочка;

Л) яблоко, яблочко.

М) гесперидий (померанец)

 

Примеры использования плана

Задание 1

Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форму края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа: 1) черешковый 2) сидячий

Б. Жилкование листа: 1) параллельное 2) дуговидное 3) пальчатое 4) перистое

В. Форма листа: 1) тройчато-лопастный 2) пальчато-лопастный 3) перисто-лопастный 4) тройчато-раздельный 5) пальчато-раздельный 6) перисто-раздельный; 7) цельный.

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части:

Длина превышает ширину в 1,5-2 раза.

1) яйцевидный 2) овальный 3) обратно-яйцевидный

Длина превышает ширину в 3-4 раза.

4) ланцетный 5) продолговатый 6) обратно-ланцетный

Длина не превышает ширину

7) округлый

Д. Край листа: 1) цельнокрайный 2) волнистый 3) пильчатый 4) двояко- пильчатый

5) лопастной

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

1

4

7

1

4

 

 

 

 

Задание 2.

Рассмотрите цветок спиреи. Выберите характеристики, соответствующие его строению: тип цветка, строение цветка, укажите, одиночный цветок или соцветие.

 

1. Тип цветка:

А) тычиночный (мужской); Б) пестичный (женский);

В) обоеполый; Г) правильный (актиноморфный);

Д) неправильный (зигоморфный); Е) несимметричный.

2. Строение цветка:

А) околоцветник простой; Б) околоцветник двойной;

В) венчик раздельнолепестный; Г) венчик спайнолепестный;

Г) чашелистики- ? (если есть) Д) лепестки -?

Е) тычинки -? Ж) пестики - ?

3. Одиночные цветки или соцветие

А) кисть;

Б) простой колос;

В) сложный колос;

Г) початок;

Д) головка;

Е) щиток;

Ж) корзинка;

З) зонтик;

И) сложный зонтик;

К) метёлка;

Л) завиток.

М) одиночный цветок

Впишите в таблицу буквы выбранных ответов под соответствующими цифрами.

Ответ:  

1

2

3

В, Г

 

Б,В, Ч-5, Л – 5, Т, П 1

Е


Источники информации:

1. Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.-М: Баллас, 2013.-144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

2. https://static6.depositphotos.com/1066961/552/i/950/depositphotos_5527109-stock-photo-birch-leaf.jpg лист берёзы

3. http://photosflowery.ru/photo/b0/b08a9798d961c7ddbecf2b36a0e9f9e8.jpg спирея

4. http://siriusmsk.users.photofile.ru/photo/siriusmsk/96457372/xlarge/118116933.jpg

спирея

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.18 в 15:45 5Ответить Пожаловаться
Чётко! Наглядно! Интересно! Благодарю за полезный ресурс,Раиса Поликарповна!
Трефилова Раиса Поликарповна, 04.09.18 в 19:51 9Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо за отзыв!
Виктория Александровна, 04.09.18 в 13:32 8Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал! Безмерно Вам благодарна за такую подробную систематизацию материала!
Трефилова Раиса Поликарповна, 04.09.18 в 19:53 9Ответить Пожаловаться
Признательна Вам за оценку материала! Это из личного опыта работы!
Буньков Андрей Владимирович, 24.03.19 в 11:49 3Ответить Пожаловаться
Отличный ресурс!!!!!!!!!!!!!!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 20.04.23 в 23:57 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Андрей Владимирович!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.