Урок экологии «Обобщение и сис­тематизация знаний. Социальная экология»

3
0
Материал опубликован 22 January 2018 в группе

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока  обобщения и сис­тематизации знаний

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Обобщение и сис­тематизация знаний.

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам главы «Социальная экология»:

социальная экология; этапы истории взаимоотношений челове­ка и природы; закон необратимости взаимодействия «человек - биосфера»; загрязнение окружающей среды; металлизация биосферы; экологическое равновесие; смог; проблема диоксинов; опустынивание; заповедники; памятники природы; заказники; резерваты; национальные парки, заповедно-охотничьи хозяйст­ва; экологическая экспертиза; экологический императив; эколо­гическая опасность; экологическая безопасность; экологический риск; предельно допустимая экологическая нагрузка.

Вопросы и задания для повторения.

1.Что изучает социальная экология?

2.Назовите основные компоненты, которые в единстве состав­ляют феномен социальной экологии.

3.Каковы основные этапы истории взаимоотношений человека и природы?

4.В чем состояли экологические последствия овладения челове­ком огнем?

5.Что такое альтруизм? Приведите примеры альтруистического поведения у человека и у животных.

6.Дайте характеристику основных направлений воздействия че­ловека на окружающую среду.

7.В чем смысл экологического равновесия и его антропогенного нарушения?

8.В чем смысл экологической экспертизы какого-либо проекта, технологического нововведения?

9.Подготовьте творческую работу (реферат, информационное сообщение и т. п.) по охраняемой природной территории (заповед­нику, заказнику, национальному парку и т. д.) вашего региона.

Тесты «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

1.Социальная экология изучает систему:

1.организм - окружающая среда 2.популяция - окружающая среда

3.экосистема 4.общество - окружающая среда

5.человек - среда обитания

2.Возникновение сельского хозяйства ученые обычно датируют:

1. 1 тыс. лет назад 2. 5-10 тыс. лет назад 10-12 тыс. лет назад 4. 20-30 тыс. лет назад 5. 30-50 тыс. лет назад

3.Кто из ученых сформулировал следующие четыре закона: все связано со всем; за все надо платить; все надо куда-то девать; природа знает лучше?

1. Т. Шарден 2. Ю. Либих 3. Б. Коммонер

4.В. Вернадский 5. В. Шелфорд

4.Когда древние люди овладели огнем?

1. 2 млн. лет назад 2. 1 млн. лет назад 3.500 тыс. лет назад

4. 100 тыс. лет назад 5.нет правильного ответа

5.Ученый, сформулировавший закон необратимости взаимодей­ствия «Человек - Биосфера»:

1.Т. Шарден 2. П. Дансеро 3. В. Шелфорд 4.Д. Медоуз 5. Б. Коммонер

6.Памятники природы - это:

1.участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного пользования

2.отдельные природные объекты (водопады, пещеры и др.)

3.территории, для которых характерен частичный режим охраны

4.участки территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях

5.нет правильного ответа

7.Ученый, сформулировавший экологический императив:

1. Н. Моисеев 2. С. Шварц 3. Н. Реймерс 4 М. Будыко 5. Ю. Одум

8.Ученый, предложивший принцип «благоговения перед жизнью»:

А. Швейцер 2. Т. Шарден 3. Д. Медоуз 4 Б. Коммонер 5. Дж. Лавлок

9.Максимальный уровень воздействия антропогенных факторов, при котором сохраняется функциональная целостность экоси­стем, называется:

1. ПДЭН 2. ПДК 3. ПДВ 4 . ПДС 5. нет правильного ответа

10Какая из характеристик наиболее подходит к современному экологическому кризису?

1.кризис продуцентов „ 2. кризис консументов

3.кризис редуцентов 4. кризис перепромысла 5. нет правильного ответа

11.Выберите пример, который в большей степени отражает термин «коэволюция»:

1.приспособление насекомых к ядохимикатам

2.приспособление хищника к жертве

3.приспособление паразита к хозяину

4.приспособление дождевых червей к почве

5.взаимоприспособление цветковых растений к опыляющим их насекомым

12.Вероятность неблагоприятных для окружающей среды последст­вий любых антропогенных объектов и факторов называется...

1.экологической безопасностью

2.экологическим риском

3.ПДЭН .

4.экологической опасностью

5.нет правильного ответа

13. Рост и развитие городов, сопровождающееся увеличением численности и плотности человеческой популяции называют:

1.антропогенной нагрузкой

2.урбанизацией

3.антропогенным стрессом

4.биоразнообразием

5.антропогенезом

14.Что означает ЮНЕП?

1.ООН по вопросам образования, науки и культуры

2.организация по защите животных

3.продовольственная организация ООН

4.программа ООН по окружающей среде

5.организация «Зеленый крест»

15. К какому типу можно отнести Лос-Анджелесский смог?

1.влажный смог

2.сухой смог

3.ледяной смог

4.смог аляскинского типа

5.нет правильного ответа


 


Презентация Социальная экология
PPT / 678 Кб


Презентация Экология человека и промышленное загрязнение ок
PPT / 2.12 Мб


Презентация Экология жилища. Факторы риска
PPT / 692 Кб

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации