Урок экологии «Обобщение и систематизация знаний. Социальная экология»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока – обобщения и систематизации знаний
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Обобщение и систематизация знаний.
Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам главы «Социальная экология»:
социальная экология; этапы истории взаимоотношений человека и природы; закон необратимости взаимодействия «человек - биосфера»; загрязнение окружающей среды; металлизация биосферы; экологическое равновесие; смог; проблема диоксинов; опустынивание; заповедники; памятники природы; заказники; резерваты; национальные парки, заповедно-охотничьи хозяйства; экологическая экспертиза; экологический императив; экологическая опасность; экологическая безопасность; экологический риск; предельно допустимая экологическая нагрузка.
Вопросы и задания для повторения.
1.Что изучает социальная экология?
2.Назовите основные компоненты, которые в единстве составляют феномен социальной экологии.
3.Каковы основные этапы истории взаимоотношений человека и природы?
4.В чем состояли экологические последствия овладения человеком огнем?
5.Что такое альтруизм? Приведите примеры альтруистического поведения у человека и у животных.
6.Дайте характеристику основных направлений воздействия человека на окружающую среду.
7.В чем смысл экологического равновесия и его антропогенного нарушения?
8.В чем смысл экологической экспертизы какого-либо проекта, технологического нововведения?
9.Подготовьте творческую работу (реферат, информационное сообщение и т. п.) по охраняемой природной территории (заповеднику, заказнику, национальному парку и т. д.) вашего региона.
Тесты «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
1.Социальная экология изучает систему:
1.организм - окружающая среда 2.популяция - окружающая среда
3.экосистема 4.общество - окружающая среда
5.человек - среда обитания
2.Возникновение сельского хозяйства ученые обычно датируют:
1. 1 тыс. лет назад 2. 5-10 тыс. лет назад 10-12 тыс. лет назад 4. 20-30 тыс. лет назад 5. 30-50 тыс. лет назад
3.Кто из ученых сформулировал следующие четыре закона: все связано со всем; за все надо платить; все надо куда-то девать; природа знает лучше?
1. Т. Шарден 2. Ю. Либих 3. Б. Коммонер
4.В. Вернадский 5. В. Шелфорд
4.Когда древние люди овладели огнем?
1. 2 млн. лет назад 2. 1 млн. лет назад 3.500 тыс. лет назад
4. 100 тыс. лет назад 5.нет правильного ответа
5.Ученый, сформулировавший закон необратимости взаимодействия «Человек - Биосфера»:
1.Т. Шарден 2. П. Дансеро 3. В. Шелфорд 4.Д. Медоуз 5. Б. Коммонер
6.Памятники природы - это:
1.участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного пользования
2.отдельные природные объекты (водопады, пещеры и др.)
3.территории, для которых характерен частичный режим охраны
4.участки территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях
5.нет правильного ответа
7.Ученый, сформулировавший экологический императив:
1. Н. Моисеев 2. С. Шварц 3. Н. Реймерс 4 М. Будыко 5. Ю. Одум
8.Ученый, предложивший принцип «благоговения перед жизнью»:
А. Швейцер 2. Т. Шарден 3. Д. Медоуз 4 Б. Коммонер 5. Дж. Лавлок
9.Максимальный уровень воздействия антропогенных факторов, при котором сохраняется функциональная целостность экосистем, называется:
1. ПДЭН 2. ПДК 3. ПДВ 4 . ПДС 5. нет правильного ответа
10Какая из характеристик наиболее подходит к современному экологическому кризису?
1.кризис продуцентов „ 2. кризис консументов
3.кризис редуцентов 4. кризис перепромысла 5. нет правильного ответа
11.Выберите пример, который в большей степени отражает термин «коэволюция»:
1.приспособление насекомых к ядохимикатам
2.приспособление хищника к жертве
3.приспособление паразита к хозяину
4.приспособление дождевых червей к почве
5.взаимоприспособление цветковых растений к опыляющим их насекомым
12.Вероятность неблагоприятных для окружающей среды последствий любых антропогенных объектов и факторов называется...
1.экологической безопасностью
2.экологическим риском
3.ПДЭН .
4.экологической опасностью
5.нет правильного ответа
13. Рост и развитие городов, сопровождающееся увеличением численности и плотности человеческой популяции называют:
1.антропогенной нагрузкой
2.урбанизацией
3.антропогенным стрессом
4.биоразнообразием
5.антропогенезом
14.Что означает ЮНЕП?
1.ООН по вопросам образования, науки и культуры
2.организация по защите животных
3.продовольственная организация ООН
4.программа ООН по окружающей среде
5.организация «Зеленый крест»
15. К какому типу можно отнести Лос-Анджелесский смог?
1.влажный смог
2.сухой смог
3.ледяной смог
4.смог аляскинского типа
Презентация Социальная экология
PPT / 678 Кб
Презентация Экология человека и промышленное загрязнение ок
PPT / 2.12 Мб
Презентация Экология жилища. Факторы риска
PPT / 692 Кб
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций