Сценарий урока биологии в 7 классе «Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - обобщения и систематизации знаний
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Ход урока
Кроссворд «Развитие и закономерности размещения животных на Земле»
1.Изменчивость, при которой возникают одинаковые изменения у родственных животных в одинаковых условиях обитания.
2.Расхождение признаков по Дарвину.
3.Процесс, происходящий в природе, сохранения организмов наиболее приспособленных к условиям среды и уничтожающий не приспособившихся.
4.Промежуточная форма при видообразовании.
5.Способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки или свойства.
6.Корабль, на котором Ч.Дарвин отправился в пятилетнее путешествие.
7.Изменчивость, при которой возникают разнообразные изменения у ряда родственных родов животных при действии сходных условий.
8.Английский учёный, объяснивший в своей работе «Происхождение видов путём естественного отбора» причины разного уровня организации животных, отличия ныне существующих видов от вымерших и проявления атавизмов.
9.Способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.
Тест по теме: "Развитие и закономерности размещения животных на Земле".
1 вариант
Задания I части составлены в форме тестов, содержат 4 вопроса с четырьмя вариантами ответов. Правильный ответ, только один.
1. К какой группе доказательств эволюции относят строение зародышей позвоночных животных на ранних стадиях развития
А) эмбриологическим
Б) палеонтологическим
В) сравнительно-анатомическим
Г) морфологическим
2. Палеонтологическим доказательством эволюции служит
А) отпечаток раковины моллюска
Б) видовое разнообразие рыб
В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Г) наличие раковины у моллюсков
3. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве
А) земноводных и пресмыкающихся
Б) пресмыкающихся и птиц
В) пресмыкающихся и млекопитающих
Г) птиц и млекопитающих
4. Что служит доказательством исторического развития растений
А) появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза
Б) изменение условий окружающей среды
В) клеточное строение растений
Г) наличие "живых ископаемых", переходных форм
Задания II части, содержат 1 вопрос, который подразумевает развернутый ответ.
1. Какой тип биотических отношений устанавливается между грибом трутовиком и берёзой?
Считают примером паразитизма Потому что трутовик получает пользу от сожительства с березой (получает от нее органические вещества, воду и соли), а береза – не получает.
Задание III части, на установление соответствия.
Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят:
1- палеонтологические,
2- сравнительно-анатомические
А) переходные формы
Б) гомологичные органы
В) рудименты
Г) единый план строения органов
Д) окаменелости
Е) атавизмы
Ответ
А Б В Г Д Е
1 2 2 2 1 2
Задания IY части содержат 3 задания, с выбором 3 правильных ответов в каждом.
1. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
А) листья-иголки у хвойных
Б) млечные железы у млекопитающих
В) корнеплод у свеклы
Г) половое размножение
Д) ткани у растений
Е) стебель соломина у злаков
Ответ
БГД
2. В природной экосистеме, в отличие от искусственной
A) длинные цепи питания
Б) короткие цепи питания
B) небольшое число видов
Г) осуществляется саморегуляция
Д) замкнутый круговорот веществ
Е) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
Ответ
АГД
3. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
А) утрата конечностей у китов
Б) усложнение головного мозга у млекопитающих
В) появление второго круга кровообращения у земноводных
Г) предостерегающая окраска божьей коровки
Д) развитие двустворчатой раковины у беззубки
Е) появление у кольчатых червей брюшной нервной цепочки
Ответ
БВЕ
Y часть теста содержит 1 задание. Составить пищевую цепь.
1. В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, хлорелла, дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов.
Пищевая цепь:
хлорелла → дафнии → головастики → окунь → щука
Консумент третьего порядка – окунь.
YI часть теста содержит 1 задание. Найти и исправить ошибки в приведенном тексте.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, напишите правильный ответ.
1. Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает продуцентов и консументов.
2. Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.
3. Консументы второго порядка питаются растительной пищей.
4. Редуценты разрушают органические вещества, образованные только консументами, до неорганических.
Ошибки:
3. Консументы второго порядка питаются животной пищей (консументами первого порядка).
4. Редуценты разрушают органические вещества, образованные не только консументами, но и продуцентами.
Тест по теме: "Развитие и закономерности размещения животных на Земле". 7 класс
2 вариант
Задания I части составлены в форме тестов, содержат 4 вопроса с четырьмя вариантами ответов. Правильный ответ, только один.
1. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве
А) земноводных и пресмыкающихся
Б) пресмыкающихся и птиц
В) пресмыкающихся и млекопитающих
Г) птиц и млекопитающих
2. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли
А) о сезонных изменениях в жизни растений
Б) об историческом развитии растений
В) об индивидуальном развитии растений
Г) об особенностях фотосинтеза у древних растений
3. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят
А) ископаемые остатки
Б) рождение людей с увеличенным числом хвостовых позвонков
В) волосяной покров человеческого зародыша
Г) сходство в строении конечностей птиц и млекопитающих
4. Палеонтологическим доказательством эволюции служит
А) отпечаток раковины моллюска
Б) видовое разнообразие рыб
В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Г) наличие раковины у моллюсков
Задания II части, содержат 1 вопрос, который подразумевает развернутый ответ.
1. Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пестрым дятлом и малым пестрым дятлом, обитающих в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.
Между ними возникает конкуренция, потому что для жизни им требуются одни и те же ресурсы.
Задание III части, на установление соответствия.
Установите соответствие между примером и ареалом обитания
1. домовый воробей
2. орляк обыкновенный
3. кавказский тетерев
4. комнатная муха
5. споры плесневых грибов
6. серая крыса
7. эвкалипты
8. частуха подорожниковая
А. Космополиты
Б. Эндемики
1 2 3 4 5 6 7 8
А А Б А А А Б А
Задания IY части содержат 3 задания, с выбором 3 правильных ответов в каждом.
1. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
А) утрата конечностей у китов
Б) усложнение головного мозга у млекопитающих
В) появление второго круга кровообращения у земноводных
Г) предостерегающая окраска божьей коровки
Д) развитие двустворчатой раковины у беззубки
Е) появление у кольчатых червей брюшной нервной цепочки
Ответ
БВЕ
2. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга
А) отсутствуют консументы
Б) высокая численность продуцентов одного вида
В) незамкнутый круговорот веществ
Г) преобладают растительноядные насекомые
Д) отсутствуют редуценты
Е) нарушена саморегуляция
Ответ
БВЕ
3. В чём сходство природной и искусственной экосистем?
А) небольшое число видов
Б) наличие цепей питания
В) замкнутый круговорот веществ
Г) использование солнечной энергии
Д) использование дополнительных источников энергии
Е) наличие продуцентов, консументов, редуцентов
Ответ
БГЕ
Y часть теста содержит 1 задание. Составить пищевую цепь.
1. На лугу обитают разнообразные организмы: ястреб-тетеревятник, скворец обыкновенный, сурепка обыкновенная, клевер луговой и бабочка капустная белянка. Из каких названных организмов можно составить цепь питания, составьте её.
Пищевая цепь: сурепка обыкновенная → бабочка капустная белянка → скворец обыкновенный → ястреб-тетеревятник. Консумент второго порядка – скворец обыкновенный. Конкурентами являются сурепка обыкновенная и клевер луговой.
YI часть теста содержит 1 задание. Найти и исправить ошибки в приведенном тексте.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, напишите правильный ответ.
1. Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает продуцентов и консументов.
2. Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.
3. Консументы второго порядка питаются растительной пищей.
4. Редуценты разрушают органические вещества, образованные только консументами, до неорганических.
Ошибки:
3. Консументы второго порядка питаются животной пищей (консументами первого порядка).
4. Редуценты разрушают органические вещества, образованные не только консументами, но и продуцентами.
В процессе длительной эволюции животные каждого вида приспособились к определенным условиям своего существования. Ареалы обычно неоднородны по совокупности всех условий, необходимых для жизни и развития представителей конкретного вида. Это приводит либо к неравномерному распределению животных на территории ареала, либо к их перемещениям и поиску наиболее благоприятных условий для жизни.
Обычно в центре ареала условия обитания достаточно благоприятны, но чем ближе к его границам, тем меньше возможностей иметь весь комплекс благоприятных условий. Условия, не обеспечивающие оптимального существования, являются определенным барьером на пути распространения вида. Эти участки заселяются в самом крайнем случае. Там начинают жить животные, которые были вытеснены в результате борьбы за существование более приспособленными, а значит, более сильными сородичами из мест с более подходящими условиями для жизни. Если условия долго не изменяются, то границы ареала могут длительное время оставаться постоянными. В противном случае могут наблюдаться явления расширения ареала или, наоборот, его уменьшения.
Определенные усложнения вносят в закономерности размещения животных горы, реки, болота, пустыни. Они могут выступать в качестве непреодолимых преград, и, учитывая их влияние на весь комплекс условий существования, можно утверждать, что они создают среду обитания для совершенно особого состава животных. Иногда, используя периоды сильной засухи или, наоборот, наводнения, преграды исчезают либо становятся проходимыми, и тогда образуются так называемые «мосты распространения», по которым часть животных, преодолев преграду, переселяется в новые места обитания. Там особи либо образуют новый ареал, либо раздвигают границы старого. Если территория имеет благоприятные условия, то она заселяется очень быстро, и весь цикл развития повторяется так же, как на старом месте обитания.
В распространении животных все больше возрастает роль человека. Он может создавать искусственные преграды, например плотины на реках, или, наоборот, расселять животных, перевозя их через непреодолимые препятствия, например океаны (так получилось с колорадским жуком). Часто расселение животных связано с преобразованием мест их обитания: распашкой целинных или залежных земель, вырубкой лесов, затоплением территорий искусственными морями или осушением болот. В этих случаях животные вынуждены искать иные места для существования или погибать.
Эволюция млекопитающих
От первых организмов до млекопитающих
Годовой жизненный цикл птиц. Биология 7 класс
Видеоурок "Многообразие пресмыкающихся"
Миграция диких сазанов. Каспийские раскаты.Астрахань.
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Природа Мира https://natworld.info/zhivotnye/rakoobraznye
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций