12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сандова Виктория Владиславовна205 Россия, Ханты-Мансийский АО, посёлок Сосьва |
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Сандовой Виктории Владиславовны
Описание опыта
PPTX / 3.73 Мб
Аттестационное задание
DOCX / 91.36 Кб
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
DOCX / 95.11 Кб
Исследовательский проект "Герой в моей семье"
DOCX / 32.63 Кб
МБОУ Сосьвинская СОШ Сандовой Виктории Владиславовны.
Наименование практики. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников.
Место реализации практики. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сосьвинская средняя общеобразовательная школа, посёлок Сосьва, ул. Школьная, д.5, Сандова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов,
Актуальность практики. Актуальность проектной деятельности сегодня очевидна. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Первоначально его называли методом проблем, и изначально он получил распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Я думаю, что этот метод в наше время клипового мышления у детей и опыта, часто, только лишь в компьютерных играх как никогда кстати.
Во – первых, он помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В – третьих, проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
В – четвёртых, именно практическая деятельность плюс приобретённый опыт и полученный результат является основой причиной появления самых стойких положительных мотиваций к продолжению деятельности.
В – пятых, в проектную деятельность вовлекаются и родители, которые работая над проблемой, становятся участниками образовательного процесса, получают удовлетворение от своих успехов и успехов ребенка.
Направленность практики на решение актуальных задач системы образования. Одна из задач школы – обеспечить профессиональную мотивацию обучающихся. Я считаю, что именно проектная деятельность призвана решить проблему дефицита практической направляющей в образовательном процессе.
Инновационный характер практики. Инновационность метода проектов заключается в том, что эта образовательная технология предполагает передачу не просто предметных знаний, а и компетенций, т.е. их применений на практике, на основе полученного опыта при решении различного рода задач. Это так необходимо для того, чтобы справиться с «проблемами» современных детей. А именно: зависимость от мультимедийной и цифровой техники, стремление к получению быстрого результата, индивидуализм и амбициозность, ориентация на потребление, способность к многозадачности, клиповость мышления, виртуальное общение, гиперактивность, склонность к аутизации, размытость жизненных принципов, ценностей и ориентиров. И, на мой взгляд, новизна этой педагогической практики заключается в том, что педагог не должен бороться с этими «проблемами», а использовать их в помощь, для воспитания креативной личности.
Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики. Использование проектного метода позволило сочетать новые и традиционные технологии, на уроках и во внеурочной деятельности дало возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, повысило познавательный интерес и школьную мотивацию к обучению. Систематичное и активное использование проектного метода привело к повышению интереса, а значит и повысило качество знаний по предмету.
Дети научились работать в группах, отстаивать свою точку зрения, содействовать в коллективе.
Расширился кругозор учащихся, раскрылись индивидуально – творческие возможности детей, повысилась эмоциональной устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.
Содержание практики. Мотивация - один из самых сложных вопросов психологии и педагогики. Он касается причинно-следственных основ человеческого поведения. Мотив – это внутреннее побуждение к действию, но оно зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. Основы данной практики заключаются в том, что:
- в центре внимания — учащийся, развитие его творческих способностей;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
- глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию к учебе.
Средства и способы реализации практики. Проекты могут быть различными. Я в своей практике применяю предметные и межпредметные; исследовательские, поисковые, творческие, ролевые или прикладные; краткосрочные и долгосрочные; парные, групповые и индивидуельные. Но больше всего, в наше время недостатка общения с родителями, дети любят проекты, где они, в том числе, взаимодействуют с мамой и папой, дедушкой или бабушкой! Это проекты социальной направленности. Один из примеров такого взаимодействия – это проект «Герой в моей семье». (Приложение 1)
Работа над погружением самого педагога в проектную деятельность ведётся поэтапно. Подробнее это раскрыто в моём индивидуальном образовательном маршруте. (Приложение 2). Также поэтапно ведётся и работа над проектом вместе с детьми. Это описано в приложении 1.
Данные о результативности. За время реализации данной педагогической практики все учащиеся моих классов были вовлечены в проектную деятельность. УМК «Школа России» предусматривает работу над проектами в каждой предметной области. К сожалению не все учителя используют эту форму работы. Мои детки также как и я очень любят эту работу. Ведь каждый из них познакомился с основами исследовательской деятельности на занятиях кружка «Юный исследователь» (Приложение 3) и попробовал себя в роли исследователя с удовольствием. Как у них светятся глаза, когда они видят продукты (результаты) своей деятельности! Их очень много, назову только некоторые из них.
Буклет для родителей «Проектная деятельность. Помоги ребёнку учиться» Публикация проектов в сети интернет. Участие в конкурсах различного уровня. Разработаны школьные проекты:*групповые проекты «На зарядку становись»*«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»*«Герой в моей семье»; индивидуальные проекты*«Война в судьбе моей семьи»*«Семейный портрет»*«Наша дружная семья»*«Минутки вдохновения»* «Вторая жизнь пазлов»*«Запрещающие знаки моей планеты»* «Имя в жизни человека» *«Мультфильм своими руками» и многие другие. А также родительские собрания и классные часы.
Многие наши проекты участвовали в различных конкурсах и приносили победу и невероятные эмоции и участникам и зрителям. Мы всегда с удовольствием работаем с социальными партнёрами: библиотека, музей, детский сад и т.д. Можно сказать с уверенностью и о том, что проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников. Эти результаты сразу не видны. Первые мои «исследователи» хорошо сдали ОГЭ в 11 классе. В прошлом году четвертоклашки успешно справились с ВПР. Часто результатом именно этой педагогической практики приходится ждать долго. Существуют, конечно, и определённые риски.
Но у меня вновь первоклассники! И снова эксперименты, поиск и открытия!
С использованием предоставленного материала в опыте работы образовательных организаций в сфере образования согласна.