Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы
Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Перевальская средняя школа № 12 имени Геннадия Ширко»
Портфолио
учителя русского языка и литературы
Максимик Оксаны Анатольевны
Оглавление:
Пояснительная записка.
Общие сведения Приложение
Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей.
-
Позитивная динамика учебных достижений.
Достижения детей по данным внешним аттестации различного типа.
Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе.
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. Приложение
Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога.
2.1 Ориентация педагога в специальной научно-популярной литературе.
Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию.
2.2 Разработка образовательных программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития.
2.3 Наличие ИКТ - компетентности педагога.
Урок русского языка с аспектным анализом.
2.4 Организация собственной педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся.
Использование технологий индивидуального и группового обучения.
2.5 Повышение квалификации. Наличие и степень реализации образовательной программы повышения квалификации. Приложение
Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога.
3.1 Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах.
3.2 Организация педагогом внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета. Приложение
Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога.
4.1 Презентация педагогом своих профессиональных достижений.
Участие в проведении мастер-классов, открытых уроков.
Выступление на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях.
Размещение авторских материалов в сети Интернет.
Участие в профессиональных конкурсах.
Работа над собственным педагогическим исследованием. Приложение
Пояснительная записка
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника для аттестации на высшую квалификационную категорию .
Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Максимик Оксаны Анатольевны, учителя русского языка и литературы.
Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя.
Задачи портфолио:
показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;
показать владение современными образовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами;
проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых целей;
оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и правовых документов.
Портфолио состоит из 4 разделов.
В разделе «Общие сведения» дана полная информация об учителе: дата рождения, образование, стаж работы, повышение квалификации, дипломы, грамоты, благодарственные письма.
В разделе 1 «Качество предметной подготовки и здоровья детей» представлены таблицы динамики показателей качества обученности, по которым прослеживается позитивная динамика учебных достижений. Затем следует аналитическая справка по итогам диагностических исследований качества знаний, в которой отмечены достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа: контрольные срезы, административные контрольные работы, контрольные работы по текстам. . В разделе представлены списки учащихся, копии дипломов, грамот за достижение детей в олимпиадах, конкурсах. ,личные достижения.: дипломы ,свидетельства, грамоты. В приложении представлены документы, подтверждающие качество предметной подготовки .
Раздел 2 «Уровень профессиональной подготовки педагога» содержит аналитическую справку, которая показывает умение педагога ориентироваться в специальной и научно-популярной литературе, осуществлять индивидуальный подход к творческой личности и её развитию. Представлен опыт работы по теме «Работа с одарёнными детьми», позволяющей осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. В этом разделе представлены краткая аннотация работ учащихся (рефераты, доклады, проекты), конспекты уроков с аспектным анализом ,авторские материалы . В аналитической справке прослеживается дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся.
В разделе 4 «Научно-методическая деятельность педагога» представлено участие в экспериментальной и научно-методической деятельности:
- работа в методическом объединении школы (руководитель МО учителей гуманитарного цикла), экспертных группах (по проверке рабочих программ);
- демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов;
- выступления на семинарах, конференциях, педагогических чтениях различных уровней;
- наличие публикаций, размещение авторских материалов в сети «Интернет».
Общие сведения
Дата рождения: 23.01.1966 года
Образование: высшее
Луганский государственный педагогический институт имени Т. Г. Шевченко.
Специальность: Русский язык и литература.
Стаж работы:
трудовой – 30 лет,
педагогический – 29 лет,
в данном образовательном учреждении – 20 лет.
Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов: в 2017 году прошла курсы повышения квалификации в ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования» по теме « Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования лингвистической компетенции учащихся.
Дипломы, грамоты, благодарственные письма, справки ,приказы:
-
Позитивная динамика учебных достижений учащихся.
Главная цель педагогической концепции Оксаны Анатольевны – развитие познавательной активности ,критического мышления и творческого потенциала каждого ученика с помощью современных образовательных технологий. Учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с применением методик, учитывающих специфику преподавания русского языка и литературы в среднем и старшем звеньях, возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Широкий спектр используемого Оксаной Анатольевной педагогического инструментария, создание ситуации успеха на уроке обеспечивают высокий уровень качества знаний учащихся, учебной мотивации и познавательной активности; определяют развитие самоценной личности, готовой к эффективному взаимодействию в различных видах деятельности.
За последние три года в педагогической работе учителя Максимик О. А. наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.
Из сравнительного анализа уровня качества и обученности за истёкшие 2016 – 2019 гг. по русскому языку и литературе видно, что качество знаний по русскому языку в 8 классе повысилось на 6%, по литературе – на 20%. В 11 классе качество знаний по русскому языку повысилось на 13%, а по литературе – на 18%.
Уровень обученности и качества знаний по предметам
Русский язык
2016 – 2017 8-10 класс |
2017 – 2018 9-11 класс |
2018 – 2019 10 класс |
|||
обученность |
Качество |
Обученность |
Качество |
обученность |
качество |
100% |
52% |
100% |
56% |
100% |
58% |
Литература
2016 – 2017 8 класс |
2017 – 2018 9 класс |
2018 – 2019 10 класс |
|||
обученность |
качество |
обученность |
качество |
обученность |
качество |
100% |
58% |
100% |
64% |
100% |
68% |
Русский язык
2016 – 2017 9 класс |
2017 – 2018 11 класс |
2018 – 2019 10 класс |
|||
обученность |
качество |
обученность |
качество |
обученность |
качество |
100% |
47% |
100% |
56% |
100% |
60% |
Литература
2016– 2017 9 класс |
2017 – 2018 10 класс |
2018 – 2019 11 класс |
|||
успеваемость |
качество |
успеваемость |
качество |
Успеваемость |
качество |
100% |
69% |
100% |
74% |
100% |
80% |
Такой результат достигается благодаря применению учителем в организации учебной деятельности элементов эффективных современных педагогических технологий, обеспечивающих повышение познавательного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного предмета: личностно-ориентированного, разноуровневого и развивающего обучения, технологии проектной деятельности, межпредметной интеграции, информационных и здоровьесберегающих технологий.
Выпускники Оксаны Анатольевны подтверждают высокое качество знаний при сдаче выпускных экзаменов в форме ГИА по русскому языку. Так, в 2017 – 2018 учебном году её выпускники в 11 классе показали следующее качество знаний на ГИА по русскому языку: качество - 60 %, обученность - 100 %. Из чего следует, что в результате учащиеся подтвердили свои знания.
1.2. Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа.
Аналитическая справка по итогам
Диагностических исследований качества знаний.
Анализ результатов административных контрольных работ за последние 3 года свидетельствует о позитивной динамике качества знаний учащихся.
За последние три года наблюдается рост качества знаний – по русскому языку – на 7%; по литературе – на 9%.
Предмет |
2016 – 2017 8 класс |
2017 – 2018 9 класс |
2018 – 2019 10 класс |
Русский язык |
55% |
62% |
68% |
Литература |
62% |
70% |
71% |
Итоги административных контрольных работ
Русский язык
2016 – 2017 |
2017 – 2018 |
2018 - 2019 |
||||||||||||
1 полугодие |
2 полугодие |
1полугодие |
2 полугодие |
1полугодие |
2 полугодие |
|||||||||
Качество |
обученность |
качество |
обученность |
качество |
обученность |
качество |
обученность |
качество |
Обученность |
качество |
обученность |
|||
45% |
100% |
47% |
100% |
52% |
100% |
56% |
100% |
59 |
100% |
Целенаправленная работа учителя позволяет добиваться высоких результатов. Всё это говорит о том, что Оксана Анатольевна в совершенстве владеет методикой преподавания своих предметов. Её уроки отличает высокая плотность, темп, широкая реализация метапредметных связей. Она успешно внедряет новые технологии. Разнообразие различных форм работы: коллективной, парно-групповой, индивидуальной, самостоятельной, даёт возможность учителю включать воспитанников в активную познавательную деятельность.
Внедрение в практику работы проблемных, частично-поисковых, развивающих принципов, проектных технологий обучения позволяет Оксане Анатольевне достигать высоких результатов в обучении.
Директор ГОУ ЛНР « Перевальская СШ № 12
имени Геннадия Ширко»» Е. В. Полякова
22. 09.2018
1.3. Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе.
Результатом работы Максимик Оксаны Анатольевны являются достижения учащихся в школьных олимпиадах. За последние три года увеличилось число учащихся, принимающих участие в школьных предметных олимпиадах с 25 до 55%. Также есть победители 2 тура Республиканских олимпиад по учебным предметам ( 2место 2017 г Егорова Анна 11 класс ,предмет- русский язык )
Предмет |
2016 – 2017 |
2017 - 2018 |
2018 - 2019 |
|||||
победители |
призёры |
победители |
призёры |
победители |
призёры |
|||
Русский язык |
3 |
5 |
4 |
8 |
||||
Литература |
2 |
1 |
3 |
2 |
Её учащиеся являются участниками различных конкурсов ,олимпиад Ребята участвуют в школьных конкурсах проектов, конференциях,, получают высокую оценку и отмечаются жюри в различных номинациях. Ниже представлены исследовательские работы учащихся, выполненные под руководством Максимик О..А. и отмеченные на школьных мероприятиях.
Творческие работы учащихся
№ п/п |
Название работы |
Год |
Автор |
Класс |
Где отмечена |
1 |
Роль портрета в лите-ратуре (на примере творчества Ф.М. Достевского» |
2016 |
Егорова Анна |
9 |
Конкурс проектов |
2 |
Как сохранить здоровье? |
2017 |
Творческая группа |
5 |
Конкурс проектов |
3 |
Мы против наркотиков! |
2017 |
Творческая группа |
5 |
Конкурс проектов |
4 |
Речевой этикет |
2016 |
9 |
Конкурс проектов |
|
5 |
Защита научно-исследовательских работ |
2018 |
Все учащиеся 11 класса |
11 |
Конкурс литературных проектов |
6 |
Художественно-изобразительные средства русского языка |
2018 |
Веровская Алина |
10 |
Конкурс проектов |
Ученики Оксаны Анатольевны являются активными участниками общешкольных творческих конкурсов: тематические конкурсы чтецов, конкурсы проектов, праздничных вечеров. ( 2018 год, Щеголева Анастасия заняла 1 место в Республиканском конкурсе «Золотое Перо»)
Таким образом, данные таблиц говорят о том, что высокий познавательный интерес воспитанников Оксаны Анатольевны определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в различных мероприятиях, что способствует:
- формированию общей культуры учащихся;
- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся;
- развитию творческих способностей воспитанников;
- повышению качества образования.
2.1. Ориентация педагога в специальной научно-популярной литературе.
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми.
Оксана Анатольевна большое внимание в своей работе уделяет одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к русскому языку и литературе. Свою работу с одаренными детьми она начала с диагностик характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы. Изучив результаты диагностики, учитель составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволило ей предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
На уроках литературы преподаватель ведёт диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них Оксана Анатольевна не называет ошибочным. Все детские версии учитель обсуждает не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
Потом обобщает все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Нравится её ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Каждый учащийся с 5 класса ведет читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. В дневнике пополняется запись в колонке «Что я думаю». В ней дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать рассказы, и педагог предлагает им сочинить свой рассказ. Многие ученики сочиняют свои стихи. Оксана Анатольевна координирует стремления детей, направляет их, помогает в выборе хорошей литературы. Они делятся с нею впечатлениями о прочитанных дома книгах, а она советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
На уроках русского языка она использует дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагает учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Как правило, дифференцированные задания во время урока учитель применяет на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Результатом работы педагога является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
Для раскрытия творческих способностей детей Оксана Анатольевна применяет активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, индивидуальные занятия.
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, учитель предлагает составить стихи, ребусы, сказки, рассказы, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.
Усидчивым ребятам Оксана Анатольевна предлагает составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов учитель с учениками отрабатывают литературные термины, развивают устную и письменную речь. Кроссворды учеников педагог редактирует и использует в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
Педагог добивается позитивных результатов в работе с одаренными детьми по преподаваемым предметам. Она использует все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогает им успешно реализовать замыслы. Оксана Анатольевна вовлекает одарённых детей в проектную деятельность. Она убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.
Под руководством Оксаны Анатольевны учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, готовят рефераты, презентации.
На внеурочных занятиях педагог не только решает занимательные и олимпиадные задания по русскому языку и литературе, но и совместно с учащимися создаёт обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовит открытые мероприятия, занимательные уроки, конкурсы, КВНы, брейн-ринги и юморины. Всё это позволяет Оксане Анатольевне формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
Директор ГОУ ЛНР «Перевальская СШ №12
имени Геннадия Ширко» Е.В. Полякова
Дата
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА
И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
__________Максимик Оксана Анатольевна_________________
ФИО
__учитель русского языка и литературы
Компетенции (трудовые действия), успешный опыт владения которыми может быть предъявлен коллегами |
Формы предъявления результатов, подтверждающих высокий уровень владения компетенцией |
Описание опыта |
Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение» |
||
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
Умение провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки Считаю, что выбранная программа соответствует требованиям, предъявляемым стандартом образования, при её использовании учитываю индивидуальные особенности класса. Обоснованно выбираю учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету |
Составление и реализация программы учебной дисциплины в рамках основной общеобразовательной программы, так же составление и реализация программ индивидуального обучения на дому) |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Знание основных нормативных документов, отражающих требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Министерством образования ЛНР |
Осуществление педагогической деятельности в соответствии с требованиями стандарта. Пройдены курсы по ГОС в 2018 году: «Разработка урока русского языка и литературы по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ГОС»; Аттестована в 2014 году на высшую квалификационную категорию и звание «учитель –методист |
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды |
Участвую в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды |
|
Планирование и проведение учебных занятий |
Использование дополнительных материалов по предмету (книги для самообразования, медиа- пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) |
Проведение уроков на должном уровне. |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению |
Обоснованное использование современных информационно- коммуникативных технологий. Методы, подходы и средства обучения, применяемые на уроках направлены на достижение поставленной цели урока и способствуют достижению запланированного результата. |
Анализ качества знаний по итогам учебной четверти. Мониторинг контрольных работ по предмету |
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися |
Контролирую и оцениваю достижения учащихся, анализирую и составляю отчеты для выявления частотности ошибок и дальнейшей работы над исправлением ошибок. Использование разноуровневых дидактических и методических материалов: текущие и итоговые тесты, карточки-задания, таблицы, схемы, тексты для анализа |
Контроль учебных достижений учащихся осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями к образовательной программе |
Формирование универсальных учебных действий |
Активизация познавательного интереса учащихся, создание условий для осмысленного восприятия учебного материала. Сочетание индивидуальных и групповых формы обучения. Практическая направленность получаемых знаний. |
Владею знаниями о формировании УДД |
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) |
Обоснованное использование на уроках современных информационно- коммуникативных технологии адекватно целям урока, мотивации и подготовленности обучающихся. |
Создание условий для развития ИКТ-компетенций учащихся. |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Приемы оценки ответов учителем и самооценки ученика, умею сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся, могу провести объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Объективность оценки подтверждается качеством сдачи зачетов в конце года в устной и письменной форме. |
Трудовая функция «Воспитательная деятельность» |
||
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
Проведение своевременного инструктажа по правилам внутреннего распорядка образовательной организации, по ТБ и ППД, по нормам СанПиНа, требую выполнения правил и норм. |
Отсутствие травм и нарушений техники безопасности со стороны уч-ся в классах, в которых осуществляю преподавание. |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, родительских собраний в соответствии с современными технологиями воспитательной работы |
|
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера |
Умение ставить воспитательные цели с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся |
Составление плана воспитательной работы. |
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
Требование выполнения правил внутреннего распорядка образовательной организации, соблюдения норм поведения в общественных местах |
|
Проектирование и реализация воспитательных программ |
Использование воспитательные возможности учебных занятиях во всех классах |
|
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.) |
Проведение диагностики участия ребёнка в различных видах деятельности. Создание доброжелательной атмосферы в учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной деятельности |
Привлечение уч-ся к различным видам деятельности (конкурс «Лучший город на земле», «Слово о природе», «Перевальск – шахтерский город» и др., конкурсы чтецов, участие в библиотечных уроках клуба «Юный журналист») |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
Умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). |
В своей работе умею определить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
Организую участие классов в традиционных школьных мероприятиях: День здоровья, Субботники, Работа на пришкольном участке и т.д |
Сохранение традиций школы, формирование у учащихся уважения к учебному заведению. |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
Организация участия в разного уровня конкурсах, проектах. |
Организую участие в акциях, посвященных Великой Победе, Дню защитника Отечества, месячниках ЗОЖ и т.д.. |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
Проведение уроков по формированию толерантного поведения в социуме , где проживают представители разных этнических групп |
Проведение тематических уроков. Сформированность у уч-ся всех классов толерантного поведения. |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Проведение индивидуальных тематических бесед, родительских собраний |
Регулярная индивидуальная работа с уч-ся и их родителями (законными представителями). |
Трудовая функция «Развивающая деятельность» |
||
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
Выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся через анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы |
Умение выявлять поведенческие и личностные проблемы обучающихся. |
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе |
Разработка программ профилактики различных форм насилия в школе и проектирование безопасной и комфортной образовательной среды. |
Для проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды, умею проводить профилактику различных форм насилия в школе; умею защитить тех, кого в детском коллективе не принимают, защитить достоинство ;учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка |
Использую материалы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, в ходе обобщения опыта для общественно- профессиональной экспертизы. |
Владею элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществлением совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка и отслеживания динамики развития ребенка |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
Владею психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. |
Использую педагогические технологии по работе с одарёнными детьми, а так же такими категориями, как социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети с особыми образовательными потребностями. |
Оказание адресной помощи обучающимся |
Выявление личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; анализ имеющихся проблем, оказание адресной помощи обучающимся. |
Осуществление индивидуального подхода в ходе воспитательной работы. |
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
Умение взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико- педагогического консилиума |
Взаимодействую с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; умею читать документацию специалистов (психологов, социального педагога, логопеда и т.д.). |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
Разрабатываю совместно с психологом и социальным педагогом программы индивидуального развития ребенка, а также реализую их совместно с родителями (законными представителями) |
Осуществление индивидуального подхода в ходе воспитательной работы. |
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу |
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу |
Опыт работы и владение разными методиками позволяет проводить коррекционно-развивающую работу. |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
Использование опыта работы по развитию у обучающихся творческих способностей, культуры здорового и безопасного образа жизни. |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
Использование опыта работы в формировании толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
Формирование и реализация образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Опыт проведения 20-минуток, бесед с уч-ся. |
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся реализую через установку четких правил поведения в классе и школе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации и вовлечением учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. |
Использую опыт работы по формированию системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. |
Трудовая функция «Педагогическая деятельность |
||
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира |
Использование преподаваемого предмета для формирования общекультурных компетенций и понимания места языков в общей картине мира. |
Опыт преподавания предмета. |
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития |
анализ учебной деятельности обучающегося для определения оптимальных способов его обучения и развития. |
Опыт преподавания предмета позволяет определить оптимальные способы обучения и развитие обучающегося. |
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования |
При планировании образовательного процесса для группы учитываю специфику состава обучающихся, их способности и/или особые образовательные потребности. |
Опыт планирования образовательного процесса с учетом состава обучающихся, их способностей и образовательных потребностей. |
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения |
Использую изучение иностранного языка для повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения |
Развитие навыков поликультурного общения и повышение языковой культуры при изучении немецкого языка. |
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения |
Стимулирую использование учащимися иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения на уроках немецкого языка. |
Опыт использования различных инструментов перевода и иноязычных источников информации. |
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
Участвую в организации и проведении предметных олимпиад, конференций, недели русского языка на школьном уровне. |
Выявление и поощрение обучающихся, имеющих способности и повышенный интерес к предмету. |
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» |
||
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации |
Формирование логического мышления учеников, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
|
Опыт работы по формированию способности к анализу, формированию и умению высказывать свою точку зрения. |
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка» |
Осуществление обсуждений с обучающимися изменений в языковой реальности. Формировать у обучающихся понятие о родном языке как об основном средстве общения, средстве получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средстве освоения морально-этических норм, принятых в обществе. |
Подборка заданий на выявление изменений в языковой среде. |
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики») |
Стимулирование деятельности обучающихся в поиске этимологической информации, подчеркивая приоритет научного метода изучения языка. Формирование способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой. |
Развитие навыков поликультурного общения и повышение языковой компетенции. |
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций |
Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. |
Формирование на уроках осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Республики и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. |
Выявление и поощрение обучающихся, имеющих способности и повышенный интерес к предмету. |
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. |
Содействие в подготовке и выпуска сайта класса. |
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства |
Стимулировать опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения. |
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства |
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т. п. |
Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного. |
Развиваю умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. |
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. |
Содействие в подготовке и участие в различных литературных конкурсах «Слово о природе», «Зеленая планета», «Перевальск- город шахтеров», участие в школьных и районных олимпиадах. |
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. |
Создание творческих проектов к урокам литературы и русского языка, а также инсценирование тех или иных художественных произведений или фрагментов. |
Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.) |
Использование опыта работы по формированию представлений у обучающихся о полезности изучения русского языка и литературы. |
Приведение примеров о пользе русского языка и литературы в жизни, быту, профессии. Присутствие русского языка и литературы в окружающем нас мире. |
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка. |
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. |
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав |
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Развивать умение у обучающихся уместно приводить цитаты в сочинениях, творческих работах, устных и письменных высказываниях, обсуждаем недопущение плагиата, нарушение авторских прав. |
Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога
4.1. Презентация педагогом своих профессиональных достижений
№ |
Статус |
Предмет деятельности |
Год |
1. |
Руководитель творческой группы |
Организует и планирует работу творческой группы учителей по совершенствованию содержания образовательной области «русского языка», методики и технологии преподавания |
с 2016 г. |
2. |
МО учителей гуманитарного цикла |
Анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в определенной предметной области и разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса |
с 2016-2019 г. |
3. |
Ответственный организатор работы с одарёнными детьми |
Проводит работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта по работе с одаренными детьми |
с 2016 г. |
4. |
Член экспертных групп комиссии по изучению и рецензированию основных образовательных программ учителей |
Проверяет раздел «Учебный план» с целью изучения общего объёма нагрузки и максимального объёма аудиторной нагрузки обучающихся, состава и структуры обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения |
с 2016 г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Доклад на психолого-педагогическом семинаре «Кредо Учителя»
«Человек без кредо, как птица без крыльев». Давайте разберемся, что такое кредо и зачем оно вообще нужно человеку. Почему в работе учителя так необходимо кредо, и откуда его нужно брать. Почему это одна из составляющих успешной работы педагога? Что такое кредо На языке католической церкви слово «кредо» означало символ веры. Это не просто фраза – это своего рода девиз, с которым человек всегда идет по своей жизни. «Кредо» со временем может менять свою формулировку, одно меняться на другое. Это связано с внутренними изменениями человека, с тем, что у него со временем могут поменяться жизненные ценности. Итак, что такое кредо? Это система определенных убеждений, которые человек выбрал для себя, философия его жизни, его мировоззрение. Кредо состоит из одной фразы, но в нее вложены все жизненные ценности человека. Для определения кредо расставьте приоритеты в своей жизни, переосмыслите ценности и не забудьте учесть особенности вашего характера. Часто образованные люди выбирают своим кредо цитаты из высказываний известных людей. Но не забывайте, что подходит одному человеку, то не всегда может подойти другому. Главное, чтобы ваше кредо было частью вашего естества, вашей души. Педагог и его кредо Педагог – это творец, созидатель, волшебник, который вкладывает семена обучения и воспитания в детские души. Тот педагог будет лучшим, который сумеет найти ключ к воспитанникам. Дети должны тянуться к тем знаниям, что получают, идти на занятия с легкостью и без принуждения. Хороший педагог должен быть творческим человеком. В этом ему поможет правильно разработанное педагогическое кредо. Учитель или воспитатель – в наше время каждый должен быть компетентен на высшем уровне. Кредо должно отражать суть работы, мотивировать педагога, развивать творческие способности и повышать самореализацию. В наше время каждому педагогу нужно владеть компьютерными технологиями, разрабатывать план самореализации и постоянно повышать уровень своего самообразования. Как результат работы – улыбка на лицах детей и хорошее настроение на занятиях. Каждому педагогу стоит хорошо задуматься перед формулировкой своего кредо. -Процесс овладения педагогическим мастерством Как же учителю работать над своим кредо? Что такое нужно сделать для его создания? Учитель должен ставить перед собой цели - рассмотреть в каждом ребенке лучшее. Все дети разные, но у всех есть талант. У кого-то он раскрыт, у кого-то нет. Учитель должен помочь максимально раскрыться ребенку, познать себя и максимально реализовать свой творческий потенциал; дать тот багаж знаний, который поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Кредо учителя должно содержать в себе такие задачи: Дать прочные знания каждому ученику. Творчески развивать ребенка на уроках и внеурочной деятельности. Научить ученика иметь свое мнение и на занятиях правильно его использовать. Воспитывать у детей веру в себя, самостоятельность и любознательность. Научиться в каждом школьнике видеть индивидуальность. Педагогическим мастерством надо овладевать последовательно и терпеливо. Благодаря современным ИКТ этот процесс проходит увлекательно и легко. Если на пути встречаются трудности, то руководители методических организаций помогут найти выход, подскажут в каком направлении начать поиск. Процесс обучения можно организовывать совместно с учениками. Главное – увлечь школьников своим предметом, заинтересовать поиском новых знаний. Когда после уроков ученик подходит с вопросами к учителю – это высшая награда за работу. Значит урок прошел не зря, и дети смогли заинтересоваться темой урока и новым для них материалом. В заключение хочется сказать ,что каждый педагог, который работает с детьми, должен стремиться к совмещению двух столпов: соединить в себе любовь к своему делу и к ученикам. Если это удалось, то такого педагога можно гордо называть совершенным учителем.
Павлова Вера Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна