12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чуваева Ирина Сергеевна20 |
Статья «Из опыта работы учителя начальных классов по выявлению одаренных детей»
Из опыта работы учителя начальных классов по выявлению одаренных детей
Чуваева Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 45» г. Калуги,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В 2016-2017 учебном году учащимися и родителями был разработан и реализован проект «Алло! Мы ищем таланты!», который представляет собой исследование по изучению условий выбора кружков для самореализации и зависимости успешного образования ребенка от его занятости в дополнительных объединениях по интересам. Работу выполнила учащаяся Цымбалюк Доминика при помощи классного руководителя и родителей, используя энциклопедическую и педагогическую литературу, психологические тестовые методики. Самостоятельно, при поддержке родителей и классного руководителя, провела изучение предпочтений учащихся класса в области дополнительного образования, эксперимент зависимости успешного обучения от занятости детей в различных объединениях. Учащаяся осуществила анализ анкетирования родителей, результаты зафиксировала в таблице, выстроила диаграмму. В результате проекта каждый ученик получил рекомендации по реализации своего потенциала. В ходе реализации проекта был проведен классный час, в ходе которого ребята провели мастер-классы по своим увлечениям для сверстников.
В нашем классе 29 человек. Все очень разные. Мы вместе с первого класса. Вместе учимся, участвуем в мероприятиях, конкурсах. Но одни ребята боле активны, творчески подходят к выполнению поставленной перед ними задачи, другие более пассивны. Почему? Существует ли какая-либо зависимость между тем, сколько и какие кружки посещает ребенок и его успеваемостью.
Результаты сводятся в таблицу, определяется корреляция между тем, сколько времени занимают дополнительные занятия и средним баллом по оценкам. Средний балл вычисляется суммированием всех оценок за четверть у учащихся и делением этой суммы на количество детей.
Указываем, какие кружки посещает. И рекомендуем то направление, которое выявлено по результатам тестирования (например, почему бы тебе не попробовать еще и рисование). Также будет составлен коллаж: «Все дети талантливы» где будут использоваться фотографии детей во время дополнительных занятий в кружках.
Чтобы помочь своим одноклассникам мы составили анкеты для родителей и учащихся, провели тестирование «Карта одаренности» на основе методики Хаана и Каффа.
По результатам исследования составляется «Карта талантливого ученика» на каждого ребенка: ФИО, возраст, средний балл, рекомендации по учебе (пример: Ты молодец! Ты очень талантливый! Но немного больше времени уделяй учебе, и у тебя все получиться!)
Итак, выяснилось, что:
дети, которые серьезно занимаются в каких-либо кружках или школах (спортивных, музыкальных, художественных) более успешно обучаются в школе, занимают более активную жизненную позицию. По нашему мнению, это связанно с тем, что дополнительные занятия развивают такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, коммуникабельность, ответственность.
Наличие хобби значительно расширяет кругозор.
Развитие специальных способностей стимулирует умственное развитие ребенка в целом.
Поэтому можно сделать вывод, что выбранные в соответствии со своими способностями дополнительные занятия не только не мешают, а еще и помогают ребенку хорошо учится, гармонично развиваться для того чтобы в будущем быть успешным человеком, творческой развитой личностью. А это, наверное, и есть первостепенная задача воспитательного процесса.
Отслеживание степени одаренности учащихся осуществляется постоянно совместно с психолого-педагогической службой МБОУ «СОШ № 45» г. Калуги. Совместно с методистами МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги (ныне МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги) в 2015-2016 учебном году разработала карты наблюдения (критерии одаренности по разным направленностям и отдельным областям деятельности). Разработаны критерии одаренности по художественной направленности (вокальное творчество, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное творчество); социально-педагогической направленности; учебно-исследовательскому виду деятельности. Карты отслеживания одаренности содержат общие критерии: мотивация, природная предрасположенность к предмету, продуктивность, гибкость, оригинальность, нестандартность, а также расширенное содержание данных критериев. Каждый критерий оценивается по трем уровням:
низкий – заявленный критерий проявляется слабо;
средний − заявленный критерий проявляется достаточно;
высокий − заявленный критерий проявляется ярко.
Например, так отслеживаются одаренность детей в исследовательской деятельности:
Критерии одаренности по учебно-исследовательскому виду деятельности
| Кол-во учащихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | + |
Критерии | ||||||||
Мотивация
| Проявляет интерес к предмету, готов заниматься до достижения видимого результата |
|
|
|
|
|
| |
Готов демонстрировать свои достижения на конкурсных мероприятиях разного уровня |
|
|
|
|
|
|
| |
Природная предрасположенность
| Наличие специальных способностей, обусловленных физиологией и особенностями нервной системы (быстрота и лабильность мышления)
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческие способности по предмету |
|
|
|
|
|
|
| |
Продуктивность | Способность самостоятельно выполнять задания педагога по предмету, в рамках исследования, разрабатывать учебно-исследовательскую работу, заниматься поиском и отбором информации по предложенным темам |
|
|
|
|
|
|
|
Способность выполнять работу в быстром темпе |
|
|
|
|
|
|
| |
Гибкость | Способность адекватно отбирать материалы для исследования, сопоставлять разные точки зрения |
|
|
|
|
|
|
|
Способность представлять свою работу на публике |
|
|
|
|
|
|
| |
Оригинальность, нестандартность | Способность нестандартно воспринимать действительность. Способность продуцировать собственные темы для исследования и находить им практическое применение |
|
|
|
|
|
|
|
Способность находить нестандартные решения предложенных задач |
|
|
|
|
|
|
| |
Способность самому продуцировать нестандартные задачи по предложенной или самостоятельно выбранной теме |
|
|
|
|
|
|
| |
| Итого: |
|
|
|
|
|
|
|