Статья «Из опыта работы учителя начальных классов по выявлению одаренных детей» (1–4 класс)
Из опыта работы учителя начальных классов по выявлению одаренных детей
Чуваева Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 45» г. Калуги,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В 2016-2017 учебном году учащимися и родителями был разработан и реализован проект «Алло! Мы ищем таланты!», который представляет собой исследование по изучению условий выбора кружков для самореализации и зависимости успешного образования ребенка от его занятости в дополнительных объединениях по интересам. Работу выполнила учащаяся Цымбалюк Доминика при помощи классного руководителя и родителей, используя энциклопедическую и педагогическую литературу, психологические тестовые методики. Самостоятельно, при поддержке родителей и классного руководителя, провела изучение предпочтений учащихся класса в области дополнительного образования, эксперимент зависимости успешного обучения от занятости детей в различных объединениях. Учащаяся осуществила анализ анкетирования родителей, результаты зафиксировала в таблице, выстроила диаграмму. В результате проекта каждый ученик получил рекомендации по реализации своего потенциала. В ходе реализации проекта был проведен классный час, в ходе которого ребята провели мастер-классы по своим увлечениям для сверстников.
В нашем классе 29 человек. Все очень разные. Мы вместе с первого класса. Вместе учимся, участвуем в мероприятиях, конкурсах. Но одни ребята боле активны, творчески подходят к выполнению поставленной перед ними задачи, другие более пассивны. Почему? Существует ли какая-либо зависимость между тем, сколько и какие кружки посещает ребенок и его успеваемостью.
Результаты сводятся в таблицу, определяется корреляция между тем, сколько времени занимают дополнительные занятия и средним баллом по оценкам. Средний балл вычисляется суммированием всех оценок за четверть у учащихся и делением этой суммы на количество детей.
Указываем, какие кружки посещает. И рекомендуем то направление, которое выявлено по результатам тестирования (например, почему бы тебе не попробовать еще и рисование). Также будет составлен коллаж: «Все дети талантливы» где будут использоваться фотографии детей во время дополнительных занятий в кружках.
Чтобы помочь своим одноклассникам мы составили анкеты для родителей и учащихся, провели тестирование «Карта одаренности» на основе методики Хаана и Каффа.
По результатам исследования составляется «Карта талантливого ученика» на каждого ребенка: ФИО, возраст, средний балл, рекомендации по учебе (пример: Ты молодец! Ты очень талантливый! Но немного больше времени уделяй учебе, и у тебя все получиться!)
Итак, выяснилось, что:
дети, которые серьезно занимаются в каких-либо кружках или школах (спортивных, музыкальных, художественных) более успешно обучаются в школе, занимают более активную жизненную позицию. По нашему мнению, это связанно с тем, что дополнительные занятия развивают такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, коммуникабельность, ответственность.
Наличие хобби значительно расширяет кругозор.
Развитие специальных способностей стимулирует умственное развитие ребенка в целом.
Поэтому можно сделать вывод, что выбранные в соответствии со своими способностями дополнительные занятия не только не мешают, а еще и помогают ребенку хорошо учится, гармонично развиваться для того чтобы в будущем быть успешным человеком, творческой развитой личностью. А это, наверное, и есть первостепенная задача воспитательного процесса.
Отслеживание степени одаренности учащихся осуществляется постоянно совместно с психолого-педагогической службой МБОУ «СОШ № 45» г. Калуги. Совместно с методистами МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги (ныне МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги) в 2015-2016 учебном году разработала карты наблюдения (критерии одаренности по разным направленностям и отдельным областям деятельности). Разработаны критерии одаренности по художественной направленности (вокальное творчество, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное творчество); социально-педагогической направленности; учебно-исследовательскому виду деятельности. Карты отслеживания одаренности содержат общие критерии: мотивация, природная предрасположенность к предмету, продуктивность, гибкость, оригинальность, нестандартность, а также расширенное содержание данных критериев. Каждый критерий оценивается по трем уровням:
низкий – заявленный критерий проявляется слабо;
средний − заявленный критерий проявляется достаточно;
высокий − заявленный критерий проявляется ярко.
Например, так отслеживаются одаренность детей в исследовательской деятельности:
Критерии одаренности по учебно-исследовательскому виду деятельности
|
Кол-во учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
+ |
Критерии |
||||||||
Мотивация
|
Проявляет интерес к предмету, готов заниматься до достижения видимого результата |
|
|
|
|
|
|
|
Готов демонстрировать свои достижения на конкурсных мероприятиях разного уровня |
|
|
|
|
|
|
|
|
Природная предрасположенность
|
Наличие специальных способностей, обусловленных физиологией и особенностями нервной системы (быстрота и лабильность мышления)
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческие способности по предмету |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продуктивность |
Способность самостоятельно выполнять задания педагога по предмету, в рамках исследования, разрабатывать учебно-исследовательскую работу, заниматься поиском и отбором информации по предложенным темам |
|
|
|
|
|
|
|
Способность выполнять работу в быстром темпе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость |
Способность адекватно отбирать материалы для исследования, сопоставлять разные точки зрения |
|
|
|
|
|
|
|
Способность представлять свою работу на публике |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оригинальность, нестандартность |
Способность нестандартно воспринимать действительность. Способность продуцировать собственные темы для исследования и находить им практическое применение |
|
|
|
|
|
|
|
Способность находить нестандартные решения предложенных задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность самому продуцировать нестандартные задачи по предложенной или самостоятельно выбранной теме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|