Самоанализ педагогической деятельности «Обобщение опыта работы учителя начальных классов»

6
0
Материал опубликован 27 March 2017 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


 

 

 

 


 

 

 


 

Радченкова Тамара Ивановна,

учитель начальных классов ВКК

МКОУ Куйбышевская ООШ

Петропавловского района

Воронежской области


 

 

2017

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………….……..3

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование интерактивных средств обучения и воспитания

  1. Принцип активности в обучении………………………………………………….…..….6

    Классификация интерактивных методов обучения………………………….…………..8

Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе

2.1. Актуальность и перспективность опыта работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе ………………………………………………………………….….…9

2.2. Новизна технологий………………………………………………………………………….9

2.3. Роль информационно-коммуникативных технологий в свете реализации ФГОС начального общего образования………………………………………………………………...11

2.5. Адресность опыта работы по применению ИКТ…………………………………………..11

Глава III. Опытно-практическая работа по использованию ИКТ

3.1. Трудоемкость опыта работы………………………………………………………………..12

3.2. Технология использования интерактивных методов обучения и воспитания учащихся начальных классов, её особенности и содержание…………………………….………………12

3.3. Диагностический этап……………………………………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………………………….37

Литература………………………………………………………………………………………..39

Приложения в электронном виде………..………………………………………………………………………………………40

«Школа – это тот социальный институт, 

где каждыйребёнок должен раскрыться

 как уникальная,

неповторимая индивидуальность»

И.С. Якиманская,

доктор педагогических наук

Введение

Мы живем в век высоких компьютерных технологий, а современный ребёнок развивается в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя: он должен стать координатором информационного потока. Значит, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные изменения.

 Основная цель обучения в начальной школе – научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью применения интерактивных средств обучения.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

При этом необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную деятельность обусловлен рядом противоречий:
- между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;
- между индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью групповых форм организации обучения;
- между трудностями освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач, стоящих как перед школой, так и перед отдельными педагогами;
- между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребенка;

- между требованиями программы и реальным развитием ребенка.

Решению данных противоречий в полной мере способствует инновационная деятельность

педагога, которая достигается через внедрение в учебный процесс интерактивных

форм  и  методов  обучения.

Использование компьютерных, интерактивных, коммуникативных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. 

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. 
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я уже длительное время работаю над проблемой использования ИКТ в своей работе. Использование интерактивные форм и методов обучения открыли передо мной новые возможности, связанные, прежде  всего, с  налаживанием  межличностного  взаимодействия  

путём внешнего диалога  в  процессе  усвоения  учебного  материала.  Между  учащимися  возникают определённые  межличностные  взаимоотношения;  и  от  того,  какими  они  будут,  во  многом зависит  успешность  их  учебной  деятельности.  Умелая  организация  взаимодействия учащихся  на  основе  учебного  материала  становится  мощным  фактором  

повышения эффективности и качества учебной  деятельности  в  целом. И тема, которой я уделяю большое внимание- «Интерактивные средства обучения как способ активизации познавательных способностей учащихся начальных классов»

 На формирование моего опыта по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе оказали влияние следующие факторы:

Информатизация учебного пространства.

Соответствующая материально- техническая база: класс оборудован ноутбуком, интерактивной доской, проектором, принтером.

Курсы повышения квалификации, переподготовки.

Внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и проблемно-диалогического обучения для организации исследовательской работы учеников в рамках реализации ФГОС.

Участие в распространении опыта своей работы на интернет-сайтах:

http://kladraz.ru/users/tamaraivanovna

педагогическое сообщество «Моё образование» http://урок.рф/user/153902

http://nsportal.ru/radchenkova-tamara-ivanovna

https://infourok.ru/user/radchenkova-tamara-ivanovna

http://tamaraivanovna.pedgazeta.ru/

https://multiurok.ru/tamaraskola/files

Активное участие во Всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.

Сегодняшнее поколение называют цифровым и, действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

Целью работы над данной проблемой я считаю  повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования ИКТ как основного компонента активизации познавательной деятельности.

Для достижения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты;

создавать новые компьютерные программные продукты для  образовательного процесса в начальной школе;

продолжать разработку методики использования ИКТ в начальных классах; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;

широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;

совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;

обобщать и передавать опыт работы учителям школы, района;

проводить диагностику уровня развития познавательных процессов учащихся.

Гипотеза инновационной работы состоит в том, что если разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по  использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать:

активизации познавательной деятельности обучающихся;

повышению качества знаний учащихся;

рациональной организации учебного процесса;

совершенствованию методик преподавания в начальных классах с использованием ИКТ;

совершенствованию контроля знаний;

формированию навыков исследовательской деятельности.

Основными задачами работы по накоплению и обобщению опыта работы считаю:
1.Изучение педагогического опыта по использованию информационно – коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

2. Расширение базы электронных методических и дидактических разработок по теме проекта.
3. Организацию работы по применению педагогического опыта.
4. Реализацию творческого подхода в обучении.
5. Организацию проектной деятельности учащихся.
6. Подготовку личности «информационного общества».

Объектом изучения является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики  преподавания и повышение качества знаний учащихся.

Предметом исследования являются  информационно-коммуникативные технологии, 

используемые в преподавании различных  школьных дисциплин.

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование интерактивных средств обучения и воспитания

  1. Принцип активности в обучении

В основе опыта лежит реализация принципа активности в обучении. Исследованием природы человеческой активности занимались Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, определившие основные принципы соотношения обучения и психического развития, единства сознания и деятельности, общественного и индивидуального. Принцип активности ребенка в процессе обучения, сформулированный в свое время К.Д. Ушинским, был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение».

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах В. А. Сухомлинского (60-е гг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг.) – В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и других.

Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме. Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий.

В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе.

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся. Правила принципа сознательности и активности в обучении: учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения.

Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике.

Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т.п.

Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания. Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», – они формируются в процессе познавательной деятельности.

  1. Классификация интерактивных методов обучения

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них

являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

     В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Меня интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения. Традиционно в ней выделяют 3 группы методов:

Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения; они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы – это лекция, чтение, опрос

Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, от учителя к ученику

Интерактивные: интерактивные методы как методы,  позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

     Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Поэтому в своей работе я использовала некоторые интерактивные методы только после накопления обучающимися как учебного, так и жизненного опыта. Это происходит в первом классе. Но также интересно применять их в исследовательской работе, там, где подобного опыта еще нет, и происходит «открытие» для детей, обеспечивается ситуация успеха и материал запоминается легче и крепче. Такой подход применим уже со второго класса

Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе

2.1. Актуальность и перспективность опыта работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе

обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучать и применять их в учебно-воспитательном процессе. Интерактивные методики на сегодняшний день являются наиболее перспективными с точки зрения развития современной системы образования. Грамотное использование этих методик дает возможность создания таких условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и самостоятельно добывают знания. Обучение в интерактивном режиме становится максимально приближенным к ученику: он при помощи учителя обучает себя сам. Учитель включается в процесс только как координатор и консультант, который знает больше чем каждый из учащихся, но не заставляет их учиться, не требует и не добивается, а предлагает сотрудничество и помощь.

Поиск новых форм и приемов обучения и воспитания в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.

2.2. Новизна технологий

ИКТ на практике оказываются значительно эффективнее традиционных методов и приемов работы. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается и качество образования. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии увеличивается. Использование ИКТ на уроке не только помогает увлечь школьников интересным материалом, но и позволяет самому учителю по-новому взглянуть на преподаваемый предмет, представить  информацию  в  наиболее привлекательном  виде, быстро проверить степень усвоения программного материала, систематизировать   богатый

информационный   материал, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

В настоящий момент происходят существенными изменениями в теории и практике организации учебно-воспитательного процесса. Традиционные формы обучения уступили место инновационным средствам обучения, в числе которых интерактивные технологии.

Овладение необходимыми знаниями привело к возникновению нового вида образования - инновационного. Обучение должно строиться таким образом, чтобы все учащиеся могли овладевать знаниями и активно участвовать в образовательном процессе. Одним из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Основная цель интерактивного обучения - создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием интерактивного обучения от традиционной системы образования. Занятия, построенные в интерактивном режиме, позволяют обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблемы, в результате формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое неординарное мышление.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;

обеспечивает снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смену форм деятельности.

Для достижения образовательных целей учитель должен обладать большим мастерством, усвоить проблемно-поисковые методы, успешно организовать творческо-исследовательскую деятельность учащихся, тем самым, организуя интерактивное обучение.

При условии регулярного использования на занятиях интерактивных методов обучения у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх допустить ошибку и высказать неправильное предположение. Это значит, что такая организация учебно-воспитательного процесса способствует формированию нового человека, уверенного в себе.

2.3. Роль информационно-коммуникативных технологий в свете реализации ФГОС начального общего образования

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»

Это дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает

внимание на важность интерактивных методов как методов, имеющих высокий потенциал, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения «целостного человека». Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

За ведущую  педагогическую  идею  я принимаю  высказывание современных педагогов  Ю.П. Азарова, А.В. Петровского «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства,  способный к внедрению инноваций», т.е, по моему убеждению, обладающий  ИКТ-компетенциями

2.4. Адресность опыта работы по применению ИКТ

Технологию интерактивного обучения можно применять в любых классах. Это еще одно ее преимущество. Она подходит для учащихся с любым уровнем знаний и любого возраста. Единственное условие для учащихся – это желание узнавать новое, а для учителя – желание поделиться своими знаниями и соответствующая материально-техническая база. Итогом работы в режиме интерактивного обучения является стабильность успеваемости и результативность качества знаний.

Глава III. Опытно-практическая работа по использованию ИКТ

3.1. Трудоемкость опыта работы

Работа в интерактивном режиме с одной стороны предполагает поиск дополнительных ресурсов при подготовке к урокам, а с другой – создает дополнительные возможности. Во-первых, подготовив один раз хороший ресурсный материал к уроку, мне уже не нужно будет готовиться в следующий раз: бери ресурс и моделируй любой урок. Во-вторых, я могу подарить свой урок, обменяться с коллегой, опубликовать и т. д. В-третьих, мои ученики очень быстро осваивают навыки коммуникации и творческой деятельности и сами активно участвуют в создании ресурсной базы для уроков.

3.2. Технология использования интерактивных методов обучения и воспитания учащихся начальных классов, её особенности и содержание

Будущее педагогики за такой схемой: ученик - технология - учитель. Учитель должен стать педагогом, методологом, технологом, а ученик активным участником процесса обучения.

Под педагогической технологией понимают набор процедур, который обновляет педагогическую деятельность учителя и гарантирует конечный запланированный результат. Технология состоит из:

- запланированных результатов;

- способов оценки для коррекции и выбора приёмов обучения;

- набора моделей обучения, основных их критериев;

- системности;

- руководства (возможности планировать систему обучения);

- эффективности;

-возможности использования в других учебных заведениях

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников, процесса обучающего познания.

Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Я считаю, что мой стиль работы характеризуется умением подхватить интересную мысль ребят, когда бы она не возникла, и направить ее по нужному руслу. Это и исследовательская работа, и обращение к первоисточникам, проектная работа, и обобщение в виде мероприятий. Очень эффективно применение групповой и парной работы.

Моя стратегия: планирование содержания урока, исходя из конечного результата и вызывание положительных эмоций от усвоения знаний.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Перечислю виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе с компьютером:

• работа с текстом и изображениями;

•тестирование;
• создание собственных заданий для тестов;
• демонстрация  видеоклипов;
• демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися.

• работа с электронными учебными пособиями;

•диагностика

При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы:

• учебные,

• контролирующие,

• демонстративные,

• справочно-информационные,

• мультимедийные.

Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, с помощью этой программы созданные презентации оживляют урок и делают его более доступным.

Считаю, что мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, «свободная работа», игра, где знания добываются самостоятельно.

Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически играет роль «электронного преподавателя».

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы. Обычно большую сложность вызывает у учителей формулирование темы и задач урока детьми. Если к работе подходить формально, то это очень непростая часть урока кажется часто невыполнимой. А если привлечь смекалку и подойти творчески, то дети легко со всем справятся: составить кроссворд, разгадать загадку и многие другие занимательные упражнения сами подведут ребят к теме урока. Разгадав загадку, дети легко сообразят, что на этом уроке русского языка речь пойдет о глаголе.

 

 

А на уроке математики достаточно поиграть «в магазин», чтобы подвести детей к новым понятиям:

 

 

Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении любой темы.

Ученики без труда подводят итог урока, выводят алгоритм действий: 

 

 

На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к  каждому ребенку (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера). 

 

 

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую

любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру проблемную ситуацию: 

 

 

В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,

готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую   итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в  компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4  минуты.

Эти тесты я беру в электронном приложении к учебникам. 

 

 

Также работа может быть организована на интерактивной доске: 

 

 

На этапе контроля знаний, умений, навыков компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным. Преимущества состоят в следующем:

осуществляется индивидуализация контроля знаний;

повышается объективность оценки;

ученик видит детальную картину своих недоработок;

оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени

Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свою работу по следующему слайду и выставляют оценки. 

 

 

Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки.

Уроки литературного чтения - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Сегодня на уроках литературного чтения все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.

Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить личность писателя. (Слайды из презентации Фокиной Л.П.)

 

 

«Литературные персонажи и их создатели». Кроссворд для урока внеклассного чтения в 4 классе

Кроссворд «Литературные персонажи и их создатели»

 

 

По вертикали:
1. Шакал, враг Маугли (Табаки). 
2. Добрая волшебница Розовой страны из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Стелла) 
4. Автор повести «Тим Талер, или Проданный смех» (Крюс).
6. Персонаж сказки Джанни Родари, с которым Чиполлино познакомился в тёмной камере. (Крот)
7. Персонаж повести – сказки К.Коллоди, который догадался, что у Пиноккио ослиная лихорадка. (Сурок) 
9. Владелец магазина разнокалиберных товаров из романа – сказки Н.Носова «Незнайка на луне». (Жулио)
11. Двойник Оли из повести – сказки «Королевство кривых зеркал». (Яло)
12. Маленький герой сказки В.Гауфа. (Мук)
14. Собака Доктора Айболита. (Авва).
16. Автор сказочной повести «Муфта, Полботинка и Моховая борода». (Рауд)
17. Владелец балаганчика их книги Ю.Олеши «Три толстяка», в котором выступал гимнаст Тибул. (Бризак).
18. Пантера, друг Маугли. (Багира).

 

 

 

По горизонтали:
3. Автор стихотворений «Игрушка», «Верёвочка». (Барто).
4. Утка Доктора Айболита (Кика).
5. Хозяйка пёсика Эдуарда из сказочной повести П.Трэверс «Мери Поппинс» (Ларк)
8. Маленькая героиня сказки Г.Х.Андерсена (Ида).
10. Малышка, совершившая полет на Луну вместе со Знайкой. (Фуксия).
12. Герой повестей-сказок Я.Корчака . (Матиуш)
13. Король, отец «семи подземных королей». (Бофаро).
15. Коротышка из книги Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», в квартиру которого по ошибке забрёл милиционер. (Коржик).
17. Товарищ соломинки и уголька из сказки братьев Гримм . ( Боб).
19. Имя дочери хозяйки кондитерской в сказочной повести «Мери Поппинс». (Анни).
20. Зеркальщик из повести – сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал», которого Оля и Яло спасли из Башни смерти. (Гурд).
21. Автор книги «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Ларри)

 

 

 

Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). 

 

 

Накапливая опыт в составлении и реализации уроков с применением ИКТ, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я поняла, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к учебнику. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку.

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.

Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

 

Опытно-практическая работа по разработке и применению ИКТ в учебном процессе

Личные разработки, дидактический и методический материал, созданный последние годы (см.приложение):

к урокам обучения грамоте я составила 33 презентации знакомства с буквами алфавита;

интерактивные презентации и тренажеры по русскому языку и математике;

интерактивные книжки разностороннего содержания: сказки, викторины, загадки, задачи в стихах;

музыкальные физкультминутки;

разноплановые шаблоны для создания презентаций и тренажеров в программе PoverPoint;

активное использование интерактивной доски, создание ресурсной базы для проведения уроков и внеклассных мероприятий;

разработка и публикация работ и мастер-классов в средствах массовой информации (интернет-сайты, всероссийские издания СМИ- «Альманах педагога», «Педагогическая газета», «Первое сентября» и др.) и на интернет-сайтах. Мной размещено в общей сложности более 200 работ: программы, разработки уроков и внеклассных мероприятий, презентации, тренажеры, шаблоны, мастер-классы, творческие работы.

Я с большим успехом пользуюсь качественными интерактивными электронными ресурсами, созданными моими коллегами:

широко применяю интерактивное пособие для звукобуквенного анализа слов. И эта порой невообразимо трудная работа для детей стала очень понятной, доступной, интересной;

интерактивные тренажеры и презентации Фокиной Л.П. по всем предметам начальной школы;

видеоуроки;

электронные приложения к учебникам по каждому классу и предмету;

создаю интерактивные ресурсы непосредственно в интернете на сайте:  http://learningapps.org 

Не секрет, что дети не очень любят писать и списывать, читать. На помощь приходит интерактивная доска, презентации и видеоуроки, которые позволяют мне проводить эти уроки увлекательно и большой практической отдачей, формировать устойчивый интерес к знаниям, активизировать познавательные способности детей.

Использование анимации в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа. Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания.

Я очень люблю свою работу, нахожусь в постоянном творческом поиске, с огромным удовольствием изучаю мастер-классы коллег по использованию интерактивных методов и приемов обучения, созданию электронных ресурсов. Мне это доставляет личное удовольствие и неизмеримое счастье видеть блеск в глазах детей при выполнении различных заданий. Труд этот кропотливый и занимает немало времени. Но высокая отдача окупает все временные затраты.

3.3. Диагностический этап

Внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс многое дает различным субъектам образовательного процесса.

 Для каждого конкретного ученика:

 · осознание включенности в общую работу;

· развитие личностной рефлексии;

· становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности.

 · развитие навыков общения и взаимодействия в группе;

· способность к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

· принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу:

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательной активности класса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Связке "класс - учитель":

нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

многомерное освоение учебного материала;

формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях;

рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; 

повышение уровня использования наглядности на уроке; 

повышение производительности учебно-воспитательного процесса; 

качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; 

рост качества знаний. 

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, поэтому процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.

Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

Обратимся к статистике.

Анализируя опыт работы в целом и с применением ИКТ в частности я пришла к выводу, что за последние 3 года значительно повысились качественные показатели успеваемости учащихся, техники и качества чтения, возрос уровень познавательной и общественной активности учащихся. Это подтверждают аналитические диаграммы и таблицы.

Анализ качественных показателей техники чтения учащихся за 2014-2016 г

(1, 2, 3 класс) 

 

 

Анализ качественных показателей техники чтения учащихся за 2014-2016 г

(3, 4 класс) 

 

 

Анализ качественных показателей успеваемости учащихся за 2014-2016 г 

 

 

Анализ качественных показателей успеваемости учащихся за 2014-2016 г 

 

 

Аналитическая таблица показателей активности участия учащихся в международных и всероссийских олимпиадах и конкурсах за 2014-2016 г

Год

Статус олимпиады или конкурса

Класс

Результативность

2014

Международная дистанционная олимпиада по математике проекта Инфоурок

1

Бабаков Евгений - Диплом I степени

Кривоносова Лера - Диплом I степени

Попова Юлия - Диплом I степени

2015

Международная олимпиада по предметам начальной школы- МЕГА ТАЛАНТ

3

Новоковская Света - Диплом III степени

2015

Международная олимпиада по предметам начальной школы- МЕГА ТАЛАНТ

1

Бабаков Евгений - Диплом I степени

Кривоносова Лера - Диплом I степени

Попова Юлия - Диплом I степени

2015

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта Инфоурок

1

Кривоносова Лера - Диплом I степени

2015

Международный творческий конкурс «По сказочным дорожкам»

4

Новоковская Светлана - Диплом I степени за цикл авторских сказок: «Доброе слово и доброе дело», «как Снеговички счастье искали», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Колобок возвращается»

2015

Международный творческий конкурс «Новогодний серпантин 2016»

2

Кривоносова Валерия - Диплом III степени за авторскую сказку «Настенька и Морозко»

2016

III Международный конкурс «Мириады открытий» по русскому языку «Аз, буки, веди…»

3

Бабаков Евгений - Диплом I степени

Кривоносова Лера - Диплом I степени

Попова Юлия - Диплом I степени

2016

III Международный конкурс «Мириады открытий» (межпредметный) «По страницам Великой Отечественной войны: битва за Ленинград»

3

Бабаков Евгений - Диплом I степени

Кривоносова Лера - Диплом I степени

Попова Юлия - Диплом I степени

2016

III Международный конкурс «Мириады открытий» по ОБЖ « Знает каждый пешеход»

3

Бабаков Евгений - Диплом I степени

Кривоносова Лера - Диплом I степени

2016

Международный математический конкурс «Ведки»

1

Кривоносов Кирилл- Диплом I степени

Новоковская Даша- Диплом I степени

Гетманская Ирина- Диплом I степени

Кривоносов Роман- Диплом I степени

Коваленко Полина – Диплом II степени

2016

Международная детская олимпиада kindolimp.ru «Аз, буки, веди»

1

Кривоносов Кирилл- Диплом I степени

Аналитическая таблица личных показателей участия в международных и всероссийских олимпиадах и конкурсах за 2014-2016 г

Год

Статус олимпиады или конкурса

Результативность

2015

Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

Kladraz.ru

Диплом I степени за работу « Интерактивные средства обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

2015

Международный творческий конкурс «По сказочным дорожкам»

Диплом I степени за работу «Путешествие в волшебный мир сказок»

2015

Международный творческом конкурс «Новогодний серпантин-2016»

Диплом II степени за работу «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания учащихся»

2016

Международный творческий конкурс «По сказочным дорожкам»

Диплом за подготовку победителя международного творческого конкурса «По сказочным дорожкам» среди учащихся

2016

Всероссийский профессиональный конкурс «Педагогическая кладовая»

Диплом III степени за работу «Урок внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе с презентацией»

2016

Международный образовательный портал «Кладовая развлечений»

Благодарность за активное распространение собственного опыта на международном образовательном портале

2016

Международный математический конкурс «Ведки» проекта «Уроки математики»

Благодарность за активное участие в работе проекта № КГ-1487

2016

Всероссийская олимпиада для педагогов «Культура речи педагога как фактор развития речевых компетенций детей» ПедСтарт

Диплом I степени, № 17593 от 15.12.2016

2016

Всероссийская олимпиада для педагогов «Профессиональное использование информационно- коммуникативных технологий»» ПедСтарт

Диплом I степени №17886 от 21.12.2016

2016

Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок»

Благодарность за активное участие в подготовке и проведении конкурса «Мириады открытий» № КГ- 282444

2017

Всероссийское педагогическое сообщество «Моё образование»

Диплом «За распространение педагогического опыта» № 17-242785

2017

Всероссийский конкурс «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС»

Диплом I степени № КС – 128. Всероссийское издание «Альманах педагога» от 18.01.2017

2017

Всероссийское издание СМИ «Альманах педагога». Всероссийский конкурс «Самый классный руководитель»

Диплом I степени ДС № 2123 от 19.01.2017

2017

Всероссийское издание СМИ «Альманах педагога»

Благодарственное письмо «За активное участие в работе издания, за личный вклад во внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс»

№ 54483 от 19.01.2017

2017

Международный конкурс «Страна конкурсов». Номинация «Литературное творчество»

Диплом II степени за конкурсную работу «Авторская сказка «Рождественский гость»

№ 390

 

 

Заключение

Использование интерактивных методов обучения, современных информационных технологий, применение исследовательской и проектной деятельности учащихся повышает познавательную активность обучающихся, расширяет творческие возможности учителя и учащихся, стимулирует к усвоению сложных тем, делает процесс обучения ненавязчивым, интересным и продуктивным. Кроме того, мои обучающиеся активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, проектах и исследованиях, дают положительную динамику качественной успеваемости.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

    Таким образом, интерактивные методы обучения - несомненно интересное, творческое, перспективное явление нашей педагогики. Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Использование в педагогическом процессе форм и методов интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Литература:

Бабанский, Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогический институтов / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 478 с.

Баранов, С. П. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. “ Педагогика и методика нач. классов” / С. П. Баранов [и др.] - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

Гутников, А. Как преодолеть сложности использования интерактивных методов и превратить их слабые стороны в сильные / А. Гутников, В. Пронькин [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: Официальный сайт МОУ СОШ №1 ст. Ленинградская. – Режим доступа: http:// www.school-1.org

Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, С. В. Петрусев. – Мн., 2003. – 68 с.

Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов / А. И. Жук, Н. Н. Кошель– Мн.: Аверсэв, 2004. – 78 с.

Инновационные процессы в школе: организация и управление.– Владимир,1995.–69 с.

Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 176 с.

Корниенко, С. Г. Интерактивное обучение / С. Г. Корниенко // Специалист. - 2005. - №10. - С. 31.

Коростылева, Л. А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Л. А. Коростылева, О. С. Советова. – СПб., 1996. – 66 с.

Матвеева, И. В. Интерактивные методы в обучении здоровью [Электронный ресурс] / И. В. Матвеева. – Электрон. дан. - М., 2005. - Режим доступа: http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/-section=20-3.htm

Подласый, И. П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат; под ред. Е. С. Полат. – М.: Просвещение, 1999. – 142 с.

Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров - М.: Роспедагенство, 1996. - 268 с.

Смолкин, А. М. Методы активного обучения: науч.-метод.пособие / А. М. Смолкин – М.: Высш.шк., 1991. – 74 с.

, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина – М.: Просвещение, 1982. – 184 с.

Приложение

( в электронном виде сданы:

  1. Методические разработки и технологические карты отдельных уроков

    Презентации

    Интерактивные книжки

    Шаблоны для создания презентаций

    Тренажеры

    Мастер-классы)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.