12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клочкова Елена Сергеевна2762
Заместитель директора и по совместительству учитель математики. Контингент обучающихся - дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Имею богатый опыт работы в должности учителя-дефектолога и классного руководителя. Люблю свою работу
Россия, Липецкая обл., Елец

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»















Обобщение передового педагогического опыта:

«Социально-педагогическое сопровождение обучающихся категории «трудные» и их семей»









Подготовила: социальный педагог

Клочкова Елена Сергеевна,

первая квалификационная категория












Елец, 2022

Наименование опыта

«Социально-педагогическое сопровождение обучающихся категории «трудные» и их семей».


Условия возникновения опыта

Начиная с 1 сентября 2016 года я работаю социальным педагогом в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Контингент обучающихся, в отношении которых мной осуществляется социально-педагогическая деятельность, это дети с интеллектуальными нарушениями. В силу своих психофизических особенностей они являются уязвимыми и подверженными негативному влиянию социума. Умственное, эмоционально - волевое и физическое развитие у них протекает аномально. Такие дети ведомы, часто вовлекаются в различные конфликтные ситуации. Для них характерно неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица, что часто приводит к совершению ими правонарушений, преступлений, вовлечению их в преступную деятельность.

Поэтому именно изучению особенностей социально-педагогического сопровождения обучающихся и их семей, состоящих на различных видах профилактического учета, а также поиску новых, эффективных форм работы с ними и была посвящена моя самообразовательная работа.


Обоснование актуальности и перспективы опыта

Работа над темой самообразования показала, что в настоящее время нет единых, чётко сформулированных методических рекомендаций по работе с обучающимися и их семьями, состоящими на различных видах профилактического учета. Отсутствуют единые требования к содержанию, оформлению и ведению документации по их социально-педагогическому сопровождению. А в отношении «трудных» обучающихся, развивающихся на фоне умственной отсталости, такие разработки вообще единичны и чаще всего научно не обоснованы.

За годы работы социальным педагогом мной были проанализированы, переработаны, применены на практике и адаптированы под контингент учащихся МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» множество различных методик по работе с обучающимися категории «трудные» и их семьями. Итогом стала выработанная система их социально-педагогического сопровождения. Данная методическая разработка является актуальной и перспективной как для педагогического коллектива нашей школы, так и для коллег других образовательных учреждений Липецкой области, осуществляющих учебно-воспитательный процесс в отношении обучающихся с интеллектуальными нарушениями.





Сущность опыта, его технология

Согласно требованиям профессионального стандарта основной профессиональной функцией социального педагога является социально-педагогическое сопровождение и социальная aдаптация обучающихся.

Данная функция с точки зрения стандарта включает:

- проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся;

- организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся;

- организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся.

Социально-педагогическое сопровождение – это тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.

Социально-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации «трудного» ребенка. В процессе социально-педагогического сопровождения ребенка и при необходимости его семьи, специалист определяет условия, выбирает направления деятельности и оказывает необходимую и достаточную (не избыточную) поддержку. Педагог мобилизует потенциальные ресурсы родителей, социума, самого ребенка, направляя их на улучшение ситуации, самоизменение, саморазвитие.

Сопровождение ребенка – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных психолого-педагогических и социально-педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в различные события и стимулирующих его развитие на основе рефлексии происходящего. Сопровождение ребенка должно строиться на естественных механизмах развития ребенка, не разрушая, а раскрывая их.

На сегодняшний день сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и немедленную переделку», а поиск скрытых ресурсов жизнедеятельности, опору на собственные возможности и создание на этой основе психолого-педагогических условий для полноценного развития личности ребенка.

Основным принципом и механизмом реализации социально-педагогического сопровождения является социальное взаимодействие и социальное партнерство. Для решения поставленных задач социальный педагог тесно сотрудничает с администрацией образовательной организации, органами социальной защиты, опеки и попечительства, правоохранительными органами, учреждениями культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Сфера ответственности системы социально-педагогического сопровождения включает в себя следующие задачи:

- обеспечение успешной социализации,

- сохранение и укрепление здоровья,

- защита прав детей и подростков,

- формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда,

- развитие социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

Функции социально-педагогического сопровождения:

- воспитательная: предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих личности комфортно чувствовать себя в окружающей среде;

- компенсаторская: заключается в формировании у личности стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;

- стимулирующая, направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности, и реализуется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного эмоционального отношения к личности и ее поступкам;

- корректирующая: связанна с исправлением отрицательных качеств личности и подразумевает применение разнообразных методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Процесс социально-педагогического сопровождения предполагает следующие этапы:

1 этап – проблематизация. Выявление потребности в социально-педагогическом сопровождении, то есть имеющихся проблем, трудностей, их сути и причин возникновения. На данном этапе социальным педагогом осуществляется следующие виды работ: изучение документации в отношении обучающегося и его семьи; обследование жилищно-бытовых условий; изучение образа жизни и прошлого семьи (во взаимодействии с органами системы профилактики); выяснение особенностей семейного воспитания; выявление положения ребенка в системе внутрисемейных взаимоотношений; выяснение главной проблемы трудного подростка и его семьи.

2 этап – поисково-вариативный. Осуществляется анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи «трудному» подростку и его семье, определяется степень участия педагогов (классного руководителя, педагога-психолога, педагогов предметников, специалистов сопровождения, социального педагога, педагога-организатора) в этом процессе, а также средства социально-педагогического сопровождения.

3 этап - практически-действенный. Организация работы с подростком и его семьей. Включает в себя мероприятия психологической, социальной реабилитации, вовлечение подростка и его семьи в общественно-полезную деятельность, оказание содействия в получении материальной помощи, профориентационную работу с обучающимся и его семьей, контроль занятости ребенка во внеурочное время.

4 этап – аналитический. Анализ эффективности социально-психологического сопровождения, прогнозирование появления возможных трудностей и путей их преодоления.

Осуществление социально-психологического сопровождения осуществляется с соблюдением его принципов:

- принцип следования за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути. Сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности;

- принцип гуманистической направленности эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности, как носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

- принцип приоритетности целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

- принцип ориентации деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим с собой, совершать личностно значимые жизненные выборы.

- принцип дополнительности, предполагает рассмотрение социально-педагогического сопровождения как совокупности взаимодополняющих усилий различных специалистов и организаций, создающих условия для актуализации природных задатков и духовно-ценностной ориентации ребенка.

Организация социально-психологического сопровождения обучающихся категории «трудные» и их семей осуществляется в тесном сотрудничестве педагогов школы, ребенка, членов его семьи и представителей органов системы профилактики. Только путем совместных целенаправленных действий можно достичь стойкого положительного эффекта.

В целом работа социального педагога по социально-психологическому сопровождению обучающихся категории «трудные» и их семей осуществляется по следующим направлениям:

- организационное направление;

- социально-диагностическое направление;

- охранно-правовое направление;

- консультативное направление;

- профилактическое и просветительское направление;

- социальное партнерство;

- методическое направление.

Накопленный опыт работы по данному направлению работы был мной систематизирован и структурирован, а отсутствие единой методической базы по содержанию и ведению необходимой документации по социально-психологическому сопровождению обучающихся категории «трудные» и их семей способствовал созданию следующей базы данных:

- обучающиеся, состоящие на персонифицированном учете КДН и ЗП: социально-педагогическая карта учащегося, представление о постановке на внутренний учет, приказ о постановке обучающегося на ВШУ, как находящегося в социально-опасном положении, социальный паспорт семьи, психолого-педагогическая характеристика обучающегося, характеризующий материал в отношении несовершеннолетнего, индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, план работы с обучающимся и его семьей, план мероприятий по формированию законопослушного поведения обучающегося, материалы органов системы профилактики, поступившие в адрес школы в отношении несовершеннолетнего и его семьи и ответы на данные материалы, результаты актов посещения семьи, карта наблюдений за поведением обучающегося, ежемесячные отчеты о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей, табель успеваемости и посещаемости обучающегося, результаты проведенных диагностических исследований;

- обучающиеся, состоящие на учете ОДН ОМВД, ВШУ: социально-педагогическая карта учащегося, представление о постановке на внутренний учет, социальный паспорт семьи, психолого-педагогическая характеристика обучающегося, план работы с обучающимся и его семьей, план мероприятий по формированию законопослушного поведения обучающегося, материалы органов системы профилактики, поступившие в адрес школы в отношении несовершеннолетнего и его семьи и ответы на данные материалы, результаты актов посещения семьи, карта наблюдений за поведением обучающегося, отчеты о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей, табель успеваемости и посещаемости обучающегося, результаты проведенных диагностических исследований;

- обучающиеся, относящиеся к категории «группа» риска: карта психолого-педагогического сопровождения обучающегося группы риска, карта наблюдений за поведением обучающегося, психолого-педагогическая характеристика обучающегося;

- семьи, состоящие на персонифицированном учете КДН и ЗП: представление о постановке на внутренний учет, приказ о постановке семьи на ВШУ, как находящейся в социально-опасном положении, учетная карта семьи, находящейся в социально-опасном положении, социальный паспорт семьи, индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении, индивидуально-профилактический план работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении, психолого-педагогическая характеристика обучающегося; результаты актов посещения семьи, материалы органов системы профилактики, поступившие в адрес школы в отношении семьи и ответы на данные материалы, ежемесячные отчеты о проведенной профилактической работе с семьей.

-семьи, категории социального риска: учетная карточка семьи, относящейся к категории социального риска, результаты актов посещения семьи.

Накопленный, систематизированный и проверенный на практике материал по организации социально-педагогического сопровождения обучающихся категории «трудные» и их семей был внедрен мной в работу с обучающимися МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Это способствовало развитию и становлению системы работы школы с обучающимися и их семьями, состоящими на различных видах профилактического учета. Анализ вовлеченности контингента обучающихся в противоправную деятельность за последние 5 лет показал, что данное направление работы является актуальным и социальнозначимым, т.к. число «трудных» обучающихся и семей, состоящих на различных видах профилактического учета остается стабильным (в большей мере за счет вновь принятых обучающихся с уже сформировавшимся девиантным поведением).

Таким образом, знание специфики социально-педагогического сопровождения обучающихся «трудные» и их семей, а также умение применить это знание на практике является важной компетенцией социального педагога.


Теоретическая база опыта

Становлению и развитию опыта «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся категории «трудные» и их семей» способствовало изучение психолого-педагогической литературы по данной теме. В рамках самообразования я познакомилась со следующими источниками, которые и стали теоретической базой опыта:

- Шакурова М.В. «Технологии работы социального педагога с семьей»;

- Колесникова Г.И. «Девиантология – наука о девиантном поведении детей, подростков, взрослых»;

- Павлова М.А. «Социально-педагогические технологии работы с трудными детьми»;

- Тагирова Г.С. «Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: практическое пособие»;

- Байбородова Л.В., Лебедева Т.С., Тарханова И.Ю. «Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей»;

- А.Н. Свиридова «Модели взаимодействия с детьми «группы риска»;

- Ф.П. Черноусова «Социальный педагог в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие»;

- Ю.В. Василькова «Социальный педагог. Педагогический опыт и методы работы».

Также большое внимание я уделила большое внимание изучению нормативно-правовой базы по работе с обучающимися категории «трудные» и их семьями:

- Конституция РФ; - Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;

- Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  от 29 декабря 2012 года;

- Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.;

- Федеральный закон РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г.;

- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.);

- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ;

- Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29.12.1995;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001;

- Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» от 29.05.2015 г. № 996-р;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» от 30.07.2014 г. № 1430-р (ред. от 01.09.2018);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования» от 16 июня 2014 г. № 658;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 10 марта 2009 г. 06-224;

- Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 30 июня 1998 г. №681;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 05.09.2011 г. № МД-1197/06;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних»№ 07-2732 от 24.05.2017 г.;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы» от 01.12.2015 г. № ВК-2969/07;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2017 г. № ВК-1065/07 «О направлении методических материалов. Профилактика интернет– рисков и угроз жизни детей и подростков»;

- Приложение к приказу Минобразования Российской Федерации от 28.02.2000 г. № 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. № 581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

- Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России);

- Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью (Письмо Министерства образования и науки РФ № 07-2617 от 19.05.17 г.);

- Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица (Приложение 1 к письму Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. № 07-7453);

- Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» https://fcprc.ru/);

- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»https://fcprc.ru/) и др.

- Закон Липецкой области N 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» от 16.08.2007 г.;

- Приказ Управления образования администрации городского округа город Елец № 538 «Об утверждении положения о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, и о перечне мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа город Елец» от 29.12.2015 г.;

- Приказ Управления образования администрации городского округа город Елец № 504 «Об утверждении Положения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формы и порядок ведении учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа город Елец» от 18.10.2016 г.;

- Приказ Управления образования администрации городского округа город Елец № 42 «О профилактической работе с семьями, относящимися к категории социального риска» от 03.02.2017 г.


Трудоёмкость опыта

Построение системы социально-педагогического сопровождения обучающихся категории «трудные» и их семей требует от педагога достаточно высокого уровня знаний законодательных актов, методик и приемов работы по коррекции девиантного и деликвентного поведения, профилактики и ликвидации семейного неблагополучия, выстроенному эффективному межведомственному взаимодействию с органами системы профилактики, знанию психофизических особенностей школьников с умственной отсталостью, специфики осуществления с ними воспитательно-коррекционной работы, а также наличие временных и материально-технологических ресурсов.


Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что впервые обобщены рекомендации по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с умственной отсталостью категории «трудные» и их семей. Также в опыте представлена разработанная и внедренная в работу документация по данному направлению работы (в открытых источниках отсутствует единая форма ведения документов).




Адресная направленность

Опыт работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся категории «трудные» и их семей будет интересен и полезен не только социальным педагогам и классным руководителям специальных, коррекционных школ, но и массовых, общеобразовательных, в инклюзивных классах которых обучаются школьники с интеллектуальными нарушениями.


Результативность

Работа по самообразованию по теме «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся категории «трудные» и их семей» позволила мне не только повысить свою теоретическую базу знаний, но и на практике закрепить, обобщить и обогатить личностный опыт работы с обучающимися, и их семьями, состоящими на различных видах профилактического учета, отобрать наиболее эффективные методики, приемы и средства работы, создать банк данных, отвечающий требованиям действующего законодательства в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Результативность данной деятельности подчеркивается следующими результатами:

- выполнение разработанных планов работы с семьями категории социального риска, детьми «группы риска», реализация индивидуальных программ реабилитации подростков и семей находящихся в социально опасном положении, индивидуальных планов работы с обучающимися состоящими на учетах ОДН ОМВД, КДН и ЗП, планов совместной работы с ОДН ОМВД г. Ельца, ЦСЗН г. Ельца, планов работы Совета профилактики;

- увеличение объёма проводимой профилактической работы с обучающимися школы, совершающими правонарушения и преступления (в последнее время отмечается увеличение числа поступления в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета и уже со сформировавшимся стойким противоправным поведением, совершаемых административные правонарушения и преступления):

2017-2018 г

2018-2019 г

2019-2020 г

2020-2021 г

2021-2022 г

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

3

0

0

2

0

0

11

0

0

35

7

0

21

4

0

- стабильно небольшое количество обучающихся, состоящих на профилактических видах учета в КДН и ЗП, ОДН ОМВД, ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал»:

2017-2018 г

2018-2019 г

2019-2020 г

2020-2021 г

2021-2022 г

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал» в отношении детей

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал» в отношении детей

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал» в отношении детей

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал» в отношении детей

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал» в отношении детей

1

5

0

1

1

1

1

7

2

1

9

2

2

8

3

- выросло количество обращений за консультацией по различным проблемам педагогов, обучающихся и родителей, что является показателем роста доверия к социальному педагогу:

Учебный год



Контингент

2017-2018 г

2018-2019 г

2019-2020 г

2020-2021 г

2021-2022 г

Педагоги

48

51

62

50

40

Обучающиеся

65

219

178

219

237

Родители

35

37

99

99

109

Накопленным опытом работы, имеющимися разработками по данной теме я делилась с коллегами путем размещения на личном сайте в сети Интернет (портал Урок.РФ, Инфорурок, Nsпортал), собственной страничке на школьном сайте, выступлений на заседаниях педагогического совета, ШМО специалистов сопровождения, ШМО воспитательной работы, презентацией данного опыта на муниципальном, региональном и всероссийском уровне:

- август 2018 г. городская августовская педагогическая конференция «О реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025: механизмы, направления и практика» (участие с докладом «Реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года, противодействие криминализации подростковой среды (из опыта работы)»);

- февраль 2019 г. проект Департамента образования города Москвы «Школы городов России – партнеры Москвы» (участие с докладом «Работа с нежелательным поведением. Социально-бытовые и школьные навыки. Ресурсное состояние родителя»);

- апрель 2019 г. проект Департамента образования города Москвы «Школы городов России – партнеры Москвы» (участие с докладом «Организация работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» по профилактике и коррекции осложнённого поведения у обучающихся»);

- май 2019 г. городской семинар на тему: «Методы управления поведением учащихся» (участие с докладом «Организация работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» по профилактике и коррекции осложнённого поведения у обучающихся»);

- январь 2021 г. межрегиональное методическое объединение классных руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Создание комфортных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ в семье и школе» (участие с докладом «Создание комфортных условий в школе для воспитания детей с ОВЗ в рамках модернизации воспитательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

- ноябрь 2021 г. заседание областного УМО "Сопровождение реализации адаптированных программ для лиц с ОВЗ" («Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ»);

- апрель 2022 г. круглый стол «Профилактика и предупреждение семейного неблагополучия, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», выступление с докладом «Актуальные проблемы профилактики и предупреждения семейного неблагополучия, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних».


Содержание работы

Социально-педагогическое сопровождение – это совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и воспитанника на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления воспитанника в ситуации развития, направленное на выявление возможных проблем (трудностей) и создание условий, обеспечивающих наиболее целесообразную помощь.

Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки, существенно сказывающихся на формирование социальной адаптивности. Оно направлено на стимулирование и накопление социально значимого опыта целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанников в различных жизненных ситуациях.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся категории «трудные» и их семей мной выстраивалось следующим образом:

- сопровождение отношений детей через групповые формы работы;

- индивидуальное сопровождение развития межличностных отношений детей;

- сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку;

- сопровождение родительских отношений (к детям, к образовательному учреждению, к обучению, воспитанию);

- сопровождение принятия управленческих решений;

- сопровождение образовательного процесса;

- сопровождение отношений в педагогическом коллективе;

- сопровождение взаимоотношений в диадах «педагог-ребенок», «педагог - родитель»

Основными стратегическими направлениями в процессе социально-педагогического сопровождения детей является создание условий:

- для преодоления депривации нарушенного психофизического развития;

- для компенсации последствий семейной депривации, в частности для удовлетворения базовых потребностей в освоении основных навыков внутрисемейной жизни;

- для расширения возможностей подростковой социальной активности;

- для развития навыков конструктивного общения.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся категории «трудные» и их семей осуществляю по следующим уровням:

- макроуровень, заключается в создании условий для улучшения правового и социального положения сопровождаемых в обществе;

- мезоуровень, предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого. Основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны близкого окружения;

- микроуровень, ориентирован на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно он сам.

В основу социально-педагогического сопровождения закладываю единство четырёх функций:

- диагностики существа возникшей проблемы;

- информации о путях возможного решения проблемы;

- консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;

- первичной помощи при реализации плана решения.

Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом комплексное сопровождение ребёнка, как система социально-педагогической помощи, предполагает:

- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;

- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;

- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;

- особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;

- использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития обучающихся категории «трудные» и их семей.


Основные идеи, вытекающие из данного опыта

Социально-педагогическое сопровождение является важным, основополагающим направлением работы с обучающимися категории «трудные» и их семьями. Сопровождение должно быть четко структурировано, соответствовать его принципам, отвечать требованиям действующего законодательства, охватывать все стороны жизни сопровождаемого, быть комплексным, планомерным, систематичным и осуществляться в тесном взаимодействии всех его участников.

Результатом социально-педагогического сопровождения обучающихся категории «трудные» является новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношении с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуаций.


Заключение

Социализация детей с умственной отсталостью, относящихся к категории «трудные» представляет собой остроактуальную проблему. Решить эту проблему позволяет грамотно организованная система их социально-педагогического сопровождения. Оно направлено на стимулирование и накопление социально значимого опыта целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанников в различных жизненных ситуациях. Сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия.

Опубликовано в группе «Социальный педагог,воспитатель и Учитель с большой буквы»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.