Родительское собрание на тему «Социально-педагогическое сопровождение учащихся»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание "Состояние профилактической работы в школе"
тема выступления социального педагога
«Социально – педагогическое сопровождение учащихся».
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о социально – педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В новых социально – экономических условиях нашего общества актуально и остро стал вопрос воспитания, образования, развития и социализации детей с ОВЗ. Главной проблемой таких детей является их взаимоотношения с социальным окружением. Дефицит общения, пассивное приспособление в значительной мере затрудняют социальную адаптацию учащихся. Для оказания помощи в школе создана социально-педагогическая служба, в которую входят не только социальный педагог, педагог- психолог, но и учитель логопед, дефектолог. Более конкретно я остановлюсь на работе социального педагога в школе.
Слайд 1.«Социально – педагогическое сопровождение».
Одно из важных направлений нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия, социальная адаптация учащихся.
Основная цель работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Социально – педагогическое сопровождение учащихся разработано в соответствии со следующими документами:
Слайд 2.«Нормативные документы».
Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», Законом РФ « Об образовании».
Работа социального педагога в школе многофункциональна.
Слайд 3. Функции социального педагога
Защитно-охранная функция
-Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
-Подготовка документации для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
-Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликтов.
Профилактическая функция
-Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
-Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
-Работа с учащимися, состоящими на различных видах учёта.
Организационная функция
-Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
-Взаимодействие с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
В течение учебного года проводится систематическая плановая работа со всеми категориями детей и их семьями. Особое внимание уделяется учащимся, испытывающим проблемы. Более подробно остановлюсь на работе с учащимися, состоящими на различных видах учёта.
Выделены три группы учащихся, требующие особого педагогического внимания.
Слайд 4.«Учащиеся, требующие особого педагогического внимания».
1.«Группа риска» - учащиеся, характеризующиеся различными проявлениями девиантного поведения. По результатам психолого – педагогического и социального обследования в начале года была сформирована группа риска. На начало года - 9, в настоящее время - 7. Причина постановки учащихся, входящих в «группу риска» различна. Это эмоционально – волевые нарушения, повышенный уровень напряжённости, недостаточная социализация личности, нарушение межличностных отношений, агрессия, направленная на одноклассников. Есть положительные результаты, но выводить учащихся из этой группы пока ещё рано, несмотря на проведённую с ними работу.
2.Учащиеся, состоящие на внутришкольном учёте. Это учащиеся, требующие особого педагогического контроля. Таких учащихся на начало учебного года было - 5. В настоящее время их - 7. В основном учащиеся с 5 класса по 8 класс. На каждого учащегося составлен план совместной индивидуальной работы.
3.Учащиеся, состоящие на профилактическом учёте в ПДН. Это особая группа. В неё вошли учащиеся, совершившие различные правонарушения. На начало года на учёте состояло 3 учащихся, для которых также был разработан план работы совместно с инспекторами ПДН, в результате работы ребята сняты с профилактического учёта в связи с положительной динамикой поведения.
При работе с учащимися использую разные формы работы.
Слайд 5 - 7.Формы работы.
· наблюдение за поведением на уроках, в общении со сверстниками и учителями, тестирование по определению уровня воспитанности, сплочённости, коммуникативных склонностей;
· проведение социально-психологической диагностики;
· учащиеся «группы риска» в течение учебного года проходят стартовую, промежуточную и итоговую диагностику;
· отслеживание успеваемости и посещаемости уроков учащимися;
· групповые и индивидуальные беседы, направленные на профилактику противоправных действий, бродяжничества, безнадзорности, предупреждение конфликтных ситуаций, на ведение ЗОЖ, по правовым знаниям;
· часы общения;
· с учащимися среднего и старшего звена организуются встречи, экскурсии на предприятия города, музей, «День открытых дверей» в учебные учреждения, осуществляющие обучение детей с ОВЗ;
· участие учащихся в городских и районных праздниках, фестивалях, соревнованиях;
· вовлечение учащихся к участию в мероприятиях школы и класса (спортивные мероприятия, конкурсы, выставки, праздники).
У Роберта Рождественского есть такие слова:
«Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи в том:
Что, прежде всего вы, родители,
а всё остальное, потом».
Уважаемые родители, хочется напомнить вам, что родительский контроль играет огромную роль в воспитании ребёнка.
Слайд 8. Закон Омской области.
Чтобы предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних, помните сами и напоминайте детям о Законах, действующих на территории Омской области. Всегда интересуйтесь, где и с кем были ваши дети, как проводят время. Хочу отметить из практики что, все учащиеся, состоявшие на профилактическом учёте в ПДН, совершили правонарушения находясь дома: на каникулах, в праздничные и выходные дни, что говорит о слабом контроле со стороны родителей за детьми.
Слайд 9.Памятка для родителей.
Спасибо за внимание.
Социально-педагогическое сопровождение учащихся
PPTX / 3.37 Мб