12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья661 Стаж работы в коррекционном образовании - 23 года, имею высшую квалификационную категорию, имею опыт преподавания в начальных классах, детских оздоровительных центрах в летний период. Люблю свою работу, семейный очаг, уют, детей. Россия, Челябинская обл., Магнитогорск Материал размещён в группе «Классные руководители» |
Система педагогического взаимодействия с обучающимися с социально-педагогической запущенностью
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»
города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тел/факс: (3519) 20-25-85, e-mail:
(Содержание папки классного руководителя и воспитателя)
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи системы
- Цель и задачи деятельности классного руководителя и воспитателя
- Содержание деятельности педагогов:
- Диагностический инструментарий для классного руководителя (формирование банка о проблемных детях, анкетирование)
- Работа с обучающимися (планирование, индивидуальный маршрут о проделанной индивидуальной работе)
- Работа с родителями (планирование деятельности, индивидуальный маршрут о проделанной индивидуальной работе)
- Составление отчёта о проделанной работе педагогами (форма отчёта)
Приложения:
Приложение 1. «В помощь классному руководителю»
Приложение 2. «Портрет проблемного ребёнка»
Приложение 3. «Схема составления характеристики на ребёнка с СПЗ»
Приложение 4. «Тренинговые упражнения, задания по ликвидации СПЗ»
Приложение 5. «Образцы оформления протоколов бесед»
Пояснительная записка
«Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли».
Тема педагогической и социальной запущенности приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его личности.
В этой связи появляется необходимость создания целостной системы педагогического взаимодействия и сотрудничества с детьми и подростками с социально-педагогической запущенностью.Представленная мною система по работе с социально-педагогически запущенными детьми и подростками предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Цель и задачи системы
Цель: создание условий для успешной реализации новых форм и методов по организации деятельности классного руководителя и воспитателя с педагогической и социальной запущенностью среди детей и подростков
Задачи:
- способствовать совершенствованию знаний педагогов о психологии социально - педагогически - запущенных школьниках;
- способствовать поиску эффективных форм, методов и приёмов по организации деятельности педагогов с детьми и подростками, имеющими признаки социально-педагогической запущенности;
- внедрение в практику педагогов инновационных технологий по воспитанию детей с педагогической и социальной запущенностью.
Цель и задачи деятельности классного руководителя и воспитателя
Цель: профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Задачи:
создать условия, способствующие социальной адаптации обучающегося;
оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
сформировать у обучающихся позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
оказать семьям обучающихся квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
Содержание деятельности педагогов
Диагностический инструментарий для классного руководителя
Форма банка данных о детях с социально-педагогической запущенностью
| ФИО ребёнка | Причины негативных проявлений | В каких кружках и секциях занимаются | Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анкета по выявлению социально-педагогических запущенных детей в классе.
Анкета № 1
Интересно ли тебе на уроках?
Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
Сам ли стираешь себе рубашки?
Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
Помогаешь ли дома по хозяйству?
. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
Куришь ли ты?
Приходилось ли убегать из дома?
Анкета № 2
Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
Случалось ли быть участником драки в школе?
Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
Пытался ли избегать общественных поручений?
Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета № 3
С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
Выполняешь ли ты домашние задания?
Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
Вежлив ли со взрослыми вне школы?
Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
Считаешься ли с мнением родителей?
Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
Выбирали ли тебя в актив класса?
Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Обработка результатов
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 | I – начальный уровень трудновоспитуемости | 30 > N > 15 |
3 > N > 0 | II – дезорганизаторы | 15 > N > 0 |
N < 0 | III – особо трудные | N < 0 |
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
1 уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
2 уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
3 уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Работа с обучающимися воспитанниками
План работы с обучающимися воспитанниками с педагогической и социальной запущенностью
Наименование мероприятия | Форма проведения | Сроки реализации |
Координация действий с социально-психологической службой, педагогами внеурочной деятельности и дополнительного образования | ||
Организация и проведение диагностики обучающихся воспитанников на начало, конец учебного года | Анкетирование, опрос | Сентябрь – октябрь; апрель - май |
Составление банка данных о детях с педагогической и социальной запущенностью | Анализ результатов анкетирования и опроса | Сентябрь - октябрь |
Вовлечение детей в различные виды внеурочной деятельности, спортивные секции, кружки. | Анкетирование, опрос
| Сентябрь - октябрь |
Воспитательная работа | ||
Охрана здоровья, физическое развитие, основы безопасности жизни | ||
«Что значит быть здоровым?» | индивидуальная беседа | сентябрь |
«Твой распорядок дня» | беседа с элементами практикума | октябрь |
«Если ты один дома» | беседа | ноябрь |
«Правила здорового образа жизни» | Информационный час | декабрь |
«Если хочешь быть здоровым, спортом занимайся» | беседа | январь |
«Для чего человеку сон» | Беседа - самоанализ | февраль |
«Вредные и полезные привычки» Беседа – самоанализ | Беседа – самоанализ | март |
«Пребывание школьника на улице в вечернее время» (беседа – самоанализ) | занятие – совет | апрель |
«Как не стать жертвой преступления» | занятие – совет | май |
Основы социализации и общения, правовых норм | ||
«Ты – ученик. Обязанности учащегося в школе» | беседа | сентябрь |
«Правила поведения на уроке» | беседа | октябрь |
«Правила поведения в группе продлённого дня» | беседа | ноябрь |
«Правила поведения на прогулке» | беседа | декабрь |
«Правила поведения на переменах» | беседа | январь |
«Почему нельзя опаздывать в школу» | беседа | февраль |
«Я какой ученик?» | беседа | март |
«В моей семье принято так…» | беседа -анкетирование | апрель |
«Строим планы на лето. Как я буду отдыхать» | беседа, анкетирование | май |
Трудовое воспитание | ||
«Мой труд – учёба» | беседа | сентябрь |
«Делу время – потехе час» | беседа – рассуждение | октябрь |
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | беседа – размышление | ноябрь |
«Учись трудиться» | беседа, практикум | декабрь |
«Мои трудовые поручения в классе» | беседа - анкетирование | январь |
«Как я помогаю родителям дома» | диалог | февраль |
«Я дежурный по классу. Мои обязанности дежурного» | беседа | март |
«Я дежурный по столовой. Мои обязанности дежурного по столовой»(изотворчество) | беседа | апрель |
«Ремонт одежды. Мои трудовые дела на каникулах» (беседа) | беседа | май |
Индивидуальный маршрут о проделанной работе с ребёнком на 20___ - 20____
Индивидуальный маршрут
PDF / 201.25 Кб
Работа с родителями
План работы с родителями по профилактики социальной и педагогической запущенности
Наименование мероприятия | Формы работы | Сроки исполнения |
Организационная деятельность | ||
«Посещение семей на дому по предварительной договорённости с родителями» | Выездной рейд | По мере необходимости, раз в четверть |
Индивидуальные беседы по запросам родителей со службами сопровождения | беседы | По мере необходимости, раз в четверть |
Просветительская деятельность | ||
«Школьная неуспеваемость. Влияние семьи на неуспеваемость ребёнка в школе» - Беседы по вопросам пропусков учебных занятий без уважительной причины; - Беседы по вопросам организации родителями свободного времени ребёнка в семье | Ситуативный практикум
Индивидуальные беседы | сентябрь |
Выпуск информационных буклетов и листовок в родительский уголок: • «В семье появился ещё один ребенок» • «Как научить ребенка справляться с гневом» • «Искусство хвалить ребенка» • «Как преодолеть рассеянность у ребенка?» • «Детское упрямство и пути его преодоления» • «Если Ваш ребенок застенчив …» • «Как справиться с капризами ребенка» • «Если ребёнок замкнут» • «Если ребёнок агрессивен» • «Если ребёнок не желает общаться со сверстниками»
| Обновление информационных стендов | ежемесячно |
«Уют и комфорт в вашем доме» | беседа | октябрь |
«Нравственные законы жизни семьи» | дискуссия | ноябрь |
«Наказание ребёнка в семье. За и против» | диспут | декабрь |
«Учим ли мы наших детей любить и уважать?» | Вечер вопросов и ответов | январь |
«Агрессивное поведение. Причины агрессивного поведения ребёнка в семье» | Консультация у психолога | февраль |
«Гипперактивный ребёнок в семье. Причины гиперактивности | Консультация у психолога | март |
«Эмоциональные нарушения ребёнка. Причины нарушений» | Консультация у психиатра | апрель |
«Организация летнего отдыха» | Анкетирование, Индивидуальные беседы, Составление сводной таблицы занятости | май
|
Индивидуальный маршрут, проделанный с родителями
DOCX / 14.63 Кб
Отчет классного руководителя о проделанной работе с социально – педагогически запущенными школьниками за четверть
Класс _______________
ФИО классного руководителя ___________________________________
Цель воспитательной работы: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Всего учащихся по списку ________________
2. Из них с педагогической и социальной запущенностью (количество) __________
1. ФИО __________________________________________
2. ФИО __________________________________________
3. ФИО __________________________________________
4. ФИО __________________________________________
3. Неуспевающие (предмет) __________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Кого из них посещали на дому _____________________________________________
__________________________________________________________________________
5. С кем из родителей встречались в школе ____________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В каких кружках, секциях занимаются эти дети, чем увлекаются ______________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Укажите местонахождение ребят на каникулах ___________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие формы Вы используете в работе с детьми _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Каковы результаты Вашей работы ______________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
число _____________________ подпись ______________________
ПРИЛОЖЕНИЯ
В помощь педагогам
PDF / 228.86 Кб
Портрет социально - педагогически запущенного ребёнка
PDF / 200.78 Кб
Схема характеристики ребёнка с СПЗ
PDF / 216.57 Кб
Протоколы беседы с родителями и детьми (бланки)
PDF / 208.46 Кб
Тренинги для родителей и детей:
Библиографический список:
Мега Талант [Электронный ресурс]. Крайнова В.М.Организация работы классного руководителяпо профилактике преступлений и правонарушений обучающимися.– 17.11.2019, Режим доступа:
Docplayer.ru [Электронный ресурс]. Для классного руководителя. Организация работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания, Режим доступа:
Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте [Текст] /Р.В. Овчарова.– Москва-Архангельск, 1996.– 305 с.
Орлов, Ю.Б. Психолого-педагогическая профилактика социальной запущенности в общеобразовательной школе [Текст]: Автореферат дис. канд. психолог, наук /Ю.Б. Орлов.– Кострома, 2010.– 25 с.
Ялпаева, Н.В. Предупреждение педагогической запущенности в младшем школьном возрасте [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук /Н.В. Ялпаева.– М., 1987. – 16 с.