Обобщение знаний по темам «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород» (Химия, 8 класс)
Химия, 8 класс
Урок № 42
Тема:«Обобщение знаний по темам «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».
Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.
Цели:
Повторить и обобщить знания по теме: «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».
Проверить знания учащихся нестандартными методами.
Развивать интерес к химии, используя игровые ситуации, решая экспериментальные задачи.
Совершенствовать надпредметные умения и навыки.
Задачи:
повторить историю открытия и названий Кислорода и Водорода, написание химических формул; химических уравнений и расстановки коэффициентов; химических и физических свойств Кислорода и Водорода и их соединений; применение Кислорода и Водорода и их соединений;
повторить правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами;
развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умения ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно-следственные связи;
развивать учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, аргументировать, наблюдать, проводить эксперименты;
развивать учебно-организационные умения: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, умение сотрудничать при решении учебной задачи, умение оказать помощь товарищу объяснить, договориться, принять помощь самому, умение осуществлять самоконтроль.
Оборудование и материалы: презентация, Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, штативы, пробирки, газоотводные трубки, стаканы, спиртовка
Ход урока
I этап. Подготовительно-организационный. (2 мин)
Учитель называет тему и цели урока. Объясняет способы работы, правила игры. Предлагает классу разбиться на две команды, причём в каждой должен быть:
капитан – 1человек
теоретик – 1 человек
практик – 1 человек
угадайка – 2 человек
лаборант – 1 человек
Затем учитель представляет жюри ( предполагаемый состав: лаборант, старшеклассники, родители, член администрации и т.д.) и называет конкурсы:
Разминка
Без названий никуда (химическое домино)
Лаборанты, за дело!
Химические уравнения
Учение с развлечением
И опыт – сын ошибок трудных…
Чёрный ящик
Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.
II этап. Закрепление, обобщение и контроль знаний
Конкурс «Разминка» (3 мин)
Команды по очереди отвечают на 10 вопросов (члены команды по очереди). Затем высвечиваются правильные ответы для проверки.
Вопросы команде № 1
1. Химический знак кислорода? Ответ: О.
2. Сколько атомов в молекуле кислорода? Ответ: 2.
3. Порядковый номер кислорода? Ответ: 8.
4. Относительная атомная масса кислорода? Ответ: 16.
5. Химическая формула кислорода? Ответ: О2
6. Относительная молекулярная масса кислорода? Ответ: 32.
7. Валентность кислорода? Ответ: II.
8. В ядре атома кислорода сколько протонов? Ответ: 8.
9. Атом кислорода сколько содержит электронов? Ответ: 8.
10. Массовая доля кислорода в воздухе? Ответ: 21%.
Вопросы команде № 2
Химический знак водорода? Ответ: Н.
2. Сколько атомов в молекуле водорода? Ответ: 2.
3. Порядковый номер водорода? Ответ: 1.
4. Относительная атомная масса водорода? Ответ: 1.
5. Химическая формула водорода? Ответ: Н2
6. Относительная молекулярная масса водорода? Ответ: 2.
7. Валентность водорода? Ответ: I.
8. В ядре атома водорода сколько протонов? Ответ: 1.
9. Атом водорода сколько содержит электронов? Ответ: 1.
10. Массовая доля водорода в земной коре? Ответ: 1%.
Конкурс «Визитка элемента» (3 мин)
Дать общую характеристику элементу кислороду/водороду.
Конкурс «Без названий никуда!» (2 мин)
Вниманию всей команды предлагается карточка Химического домино, в которой необходимо совместить названия величин с их единицами измерениями. Чем быстрее и правильнее, тем лучше!
1 | Молярная масса | А | л/моль |
2 | Массовая доля | Б | г/мл |
3 | Число Авогадро | В | л |
4 | Молярный объем | Г | % |
5 | Масса | Д | г/моль |
6 | Количество вещества | Е | молекулы |
7 | Относительная плотность газа | Ж | г |
8 | Объем | З | молекулы |
9 | Число молекул | И | моль |
10 | Плотность | Й | - |
Правильные ответы на задание:
1 | Молярная масса | А | г/моль | | |||
2 | Массовая доля | Б | % | ||||
3 | Число Авогадро | В | молекулы | ||||
4 | Молярный объем | Г | л/моль | ||||
5 | Масса | Д | г | ||||
6 | Количество вещества | Е | моль | ||||
7 | Относительная плотность газа | Ж | - | ||||
8 | Объем | З | л | ||||
9 | Число молекул | И | молекулы | ||||
10 | Плотность | Й | г/мл |
Конкурс «Какой газ тяжелее: Кислород или Водород?» (2 мин)
Рассчитать относительную плотность газов кислорода и водорода, сравнить данные, сделать вывод.
Ответ: кислород тяжелее, так как D = 1,1
D O2/возд. = 32/29 = 1,1
D Н2/возд. = 2/29 = 0,07
Конкурс «Химические уравнения» участвуют теоретики. (3 мин.)
Необходимо за отведённое время закончить уравнения химических реакций и расставить коэффициенты. (Уравнения могут быть записаны на доске или на карточках):
I команда (карточка №1)
1) HgO =>
2) KMnO4 =>
3) H2O2 =>
4) KClO3 =>
II команда (карточка №2)
1) Zn + HCl =>
2) H2O =>
3) Ca + H2O =>
4) Na + H2O =>
Правильные ответы (карточка №1):
1)
2) 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 ↑
3)
4)
Правильные ответы (карточка №2):
1) Zn + 2 HCl → ZnCl2+ H2↑
2) 2 H2O => 2 H2 + O2
3) Ca + 2 H2O → Ca(OH)2+ H2↑
4) 2 Na +2 H2O => 2 NaOH + H2
Конкурс «Атомы — молекулы» (2 мин)
Даны формулы атомов и молекул. Командам необходимо распределить атомы в одну колонку, молекулы в другую.
7О, 5Н, 12О2, Н, 2О2, Н2О
Правильный ответ:
Атомы: 7О, 5Н, Н.
Молекулы: 12О2, 2О2, Н2О.
Конкурс «Значение водорода и кислорода в жизни человека» (3 мин)
Охарактеризовать применение водорода и кислорода.
Конкурс «Лаборанты, за дело!» участвуют лаборанты. (5 мин)
Собрать прибор для получения кислорода и водорода и назвать правила ТБ.
Правила техники безопасности в кабинете химииВо время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
Не пробуйте вещества на вкус.
При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
Опыты производите только над столом.
В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Приборы для получения кислорода:
а) собирание кислорода методом вытеснения воздуха;
б) собирание кислорода методом вытеснения воды.
Приборы для получения водорода:
а) собирание водорода методом вытеснения воздуха;
б) собирание водорода методом вытеснения воды.
Физкультминутка (1 мин.)
Конкурс «Прочти формулу» (3 мин)
Предложены ряд формул, которые необходимо прочитать.
I команда: HСl, Н2, О2, Н2О, КMnO4,
II команда: Н2О2, Zn, Li2O, NH3, Fe2O3
Ответы:
I команда: хлороводород, молекула водорода, молекула кислорода, оксид водорода, перманганат калия.
II команда: пероксид водорода, цинк, оксид лития, гидрид азота(III), оксид железа(III).
Конкурс «Учение с развлечением» участвуют угадайки. (5 мин)
Разгадать кроссворд.
| | | | | 2 | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
| | | 5 | | | | | | | | | | | 11 | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | 10 | 8 | | | |||||||||||||||
| | 1 | | | | | | 3 | | | | | | | |||||||||||||||
| 7 | | | | | | | | | 9 | | | | | |||||||||||||||
6 | | | | | | | 4 | | | | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | 12 | | | | | | | |
По горизонтали:
1. Без него невозможно дышать.
4. Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
6. Признак реакции горения.
10. Вещество, образующееся при разложении пероксида водорода.
12. Газ, образующийся в результате разложения воды.
По вертикали:
2. Шведский ученый, установивший, что воздух состоит из кислорода и азота.
3. Аллотропное видоизменение кислорода.
5. Английский ученый, получивший кислород разложением оксида ртути.
7. Валентность атома кислорода.
8. Сложные вещества, состоящие из двух атомов, одним из которых является кислород.
9. В результате горения этого вещества образуется окалина.
11. Агрегатное состояние кислорода.
Ответы на кроссворд:
| | | | | 2ш | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
| | | 5п | | е | | | | | | | | | 11г | |||||||||||||||
| | | р | | е | | | | | | 10в | 8о | д | а | |||||||||||||||
| | 1к | и | с | л | о | р | 3о | д | | | к | | з | |||||||||||||||
| 7д | | с | | е | | | з | | 9ж | | с | | | |||||||||||||||
6с | в | е | т | | | | 4г | о | р | е | н | и | е | | |||||||||||||||
| а | | л | | | | | н | | л | | д | | | |||||||||||||||
| | | и | | | | | | | е | | ы | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | з | | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | 12в | о | д | о | р | о | д | |
Конкурс «Исторический» (3 мин)
Капитаны команд получают задание на карточках.
Карточка №1. Научный вклад Кавендиша в развитии химии.
Карточка №2. Научный вклад Авогадро в развитии химии.
Пока жюри подводит итоги: Конкурс «Чёрный ящик» участвует вся команда. (1 мин)
Задав три вопроса ведущему о свойствах предмета в чёрном ящике, угадать, что внутри ящика.
В чёрном ящике иллюстрация Водород
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.
Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.
Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
III этап. Подведение итогов (3 мин)
Жюри оглашает результаты игры. Учитель объявляет оценки. Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе просматривают правильные ответы.
Соотносит цели урока и полученный результат. Проигравшей команде даётся шанс реабилитироваться, выполнив творческое домашнее задание.
IV этап. Домашнее задание (1 мин)
§19, 20, 23, 26, 27, 44. Подготовиться к контрольной работе.
V. Рефлексия (3 мин)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось ….
Использованная литература:
1. Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М: «Просвещение», 2012 г.;
2. Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.
интернет-ресурсы:
1. http://www. alhimik.ru/
2.http://chemistry.ssu.samara.ru/ (сайт Самарского Государственного университета)
3.http://scool-collection.edu.ru/