Лукьянова Е.А.,
учитель химии МКОУ СОШ № 4
Куйбышевского района
Новосибирской области
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ «КИСЛОРОД»
Технологическая карта
Предмет: химия
Класс: 8 класс
Автор учебника: Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е.
Тема урока: «Кислород»
Цели/задачи урока:
Предметный результат
Рассмотреть нахождение кислорода в природе. Характеризовать кислород по следующей схеме: физические и химические свойства, получение в лаборатории и промышленности. Ввести понятие «катализаторы».
Метапредметный результат
Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации.
Личностный результат
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Средства: учебник, компьютер, презентация, лабораторное оборудование (спиртовка, KMnO4, уголь, железные опилки).
Ход урока
Подготовка к восприятию нового материала (5 мин)
Опрос учащихся по домашнему заданию.
Изучение нового материала (20 мин)
Нахождение кислорода в природе. Самый распространенный химический элемент в земной коре. Воздух содержит 20.9% газа кислорода. Входит в состав почти всех окружающих нас веществ (вода, песок, горные породы, белки, жиры, углеводы).
Физические свойства кислорода.
Бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде (100 л Н2О к 3,1 л О2). Тяжелее воздуха.
Химические свойства.
Для кислорода характерны реакции горения с выделением теплоты и света.
Примеры. Сжигание тлеющего уголька с образованием СО2. Горение серы ярким синим пламенем с образованием оксида серы (IV). Горение железа в кислороде с образованием окалины Fe3O4. (написать уравнения реакций).
Горение – химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
В большинстве случаев в результате взаимодействия кислорода с др. веществами образуются оксиды – сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.
Демонстрационный опыт «Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды».
В промышленности кислород получают сжижением воздуха под давлением.
Катализаторы – вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются. Пример: оксид марганца (IV) ускоряет разложение пероксида водорода.
Закрепление нового материала (15 мин)
Решение задач по Радецкий А.М. Дидактические материалы.