Обобщение знаний по химии в 8 классе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

9
2
Материал опубликован 15 July 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока химии с мультимедийной поддержкой

ОО: МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

ФИО учителя: Ещенко Юлия Владимировна

Предмет: химия

Класс: 8

Тема: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Номер урока в теме: 14

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Планируемые результаты:

Предметные: Ученики научатся понимать, определять и прогнозировать явления, протекающие в растворах электролитов, в процессе реальной ситуации использовать понятия электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидратация, ионы, катионы, анионы, степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, связывая их в единую систему.

Метапредметные. Ученики научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выделять, структурировать и представлять информацию по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные. У ученика будет сформирована потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки; способность определять границы собственного «знания» и «незнания». У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Основные понятия: Растворы, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидратация, ионы, катионы, анионы, степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена, электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Технология: Технология активных методов обучения (АМО).

Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: презентация, раздаточный материал для работы (карточки с понятиями их определениями для приёма «Жокеи и лошади», интеллект-карта), таблица оценок, учебник: Химия 8 класс. /Габриелян О.С.. - М.: Дрофа.

Вид мультимедиа компонента: презентация (размер 16005 Кб). Для создания презентации были использованы компоненты дополнительного программного обеспечения (iSpring Suite интегрированную в PowerPoint); интерактивное задание «Алгоритм составления ионных уравнений», созданное в приложении LearningApps.org (режим доступа: https://learningapps.org/5358684) и объекты с Интернет-ресурсов.

План урока

Этапы

Задача

Длительность

Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Организационный этап

Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений.

1 мин

 

Этап мотивации

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность и установить тематические рамки учебной деятельности.

3 мин

Фронтальная

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организовать процесс воссоздания имеющихся знаний и смыслов через пробное учебное действие.

20 мин

Индивидуальная

Групповая

Этап закрепления

Обеспечить систематизацию знаний и способов действий в памяти учащихся.

5 мин

Групповая

Фронтальная

Этап включения изученного в систему знаний

Организовать учебную деятельность по закреплению учащимися  системы знаний через способы действий

6 мин

Фронтальная

Этап рефлексии и подведения итогов

Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу через самооценку результатов своей деятельности на уроке.

8 мин

Фронтальная

Индивидуальная

Информация о домашнем задании

 

2 мин

 

Время урока: 45 минут

Ход урока

 

Этап урока

Что делают

Использование мультимедиа

Учитель

Ученики

Организационный этап

− Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, и прошу всех вас улыбнуться друг другу, и мысленно пожелать успехов и себе и одноклассникам.

Эмоционально настраиваются на учебную деятельность,

 

Этап мотивации.

− А что значит быть успешным в учении? Что нужно делать, чтобы быть/стать успешным?

− Сегодня на уроке мы с вами выясним, каких успехов в изучении химии мы достигли, конечно, не всего курса, а - одной темы.

− Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках и определим, что будем делать на уроке сегодня.

Учитель демонстрирует слайд презентации и просит ребят назвать понятия (термины), с которыми они знакомились на прошлых уроках, предлагает учащимся из выбранных слов, найти, такое, которое бы их всех связывало вместе.

− Да, это – раствор. И на этом уроке нам предстоит полученные ранее знания о растворах и их свойствах привести в стройную систему, и самое главное, урок обобщения даст нам понять: ЧТО МЫ УМЕЕМ и ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ.

− Итак, тема урока обозначена – «Что я знаю о растворах», цель определена: привести свои знания в единую систему и проверить остались ли какие-то вопросы неизученными или непонятными для вас.

Выражают своё мнение об успешной учёбе, о том что нужно делать для того чтобы хорошо учиться.

Работают с понятиями по изученной теме, выдвигают предположение о том, что, всё выбранное можно объединить словом «раствор», так как перечислены процессы, протекающие в растворах и компоненты (частицы) раствора.

Учащиеся делают предположение о том, что уроке буду заниматься повторением основных вопросов темы и обобщением своих знаний о растворах, подготовкой к контрольной работе.

Презентация (2 слайд)

По щелчку мыши на фигурах, понятия, относящиеся к теме, увеличиваются в размерах, а понятия, не связанные с темой, наоборот - уменьшаются.

Презентация (3 слайд)

На слайде демонстрируется информация о целях и задачах урока.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

− Основные понятия мы с вами вспомнили, а теперь я предлагаю вам вспомнить и их определение. Давайте разделимся поровну на 2 группы «Жокеи и лошади». На партах у вас находится раздаточный материал, в котором «Жокеи» найдут карточки с терминами, а «Лошади» – с их определениями. Ваша задача – как можно быстрее найти свою пару. Не забывайте при этом о дисциплине и времени!

Чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте, по классу ходят только «жокеи».

− Давайте убедимся, все ли нашли свою пару.

Учитель демонстрирует на слайде презентации правильность выполнения задания.

− Ну, что же, в ходе выполнения этого задания, мы не только вспомнили основные изученные нами понятия, но и выбрали себе партнёра (товарища) для совместной работы.

Вспоминая, изученные понятия (воспроизводят опорные теоретические знания, фиксируют для себя отсутствие или наличие затруднений), делятся на пары, в которых будут работать на уроке далее.

Презентация (3 слайд).

При щелчке мыши на объект «ТЕОРИЯ» открывается гиперссылка на 4 слайд презентации.

По щелчку мыши на экран монитора открывается встроенный объект «Презентация 1», в котором при нажатии на карточку с понятием, в свою очередь, раскрывается его определение.

После проверки, происходит возвращение к 4 слайду «основной» презентации, при щелчке, в поле которого появляется надпись «МОЛОДЦЫ!»

При щелчке на объекте «Кнопка», происходи возврат по гиперссылке на 3 слайд презентации.

- Пришло время, применить свои знания на практике. И начнём с классификации:

H2SO4, K2O, NaOH, H2SiO3, Na2СO3, CaO, Ca(OH)2, AgCl, Al(OH)3, H2S, LiI, CO2.

Какие задания могли бы придумать к этим формулам?

Учитель предлагает ребятам выписать формулы веществ – электролитов, а затем разделить их на сильные и слабые электролиты.

- Работаем сначала индивидуально, а затем в паре с соседом по парте: выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

− Итак, для того чтобы разделить вещества на электролиты и неэлектролиты необходимо...

Совместно с учениками составляют и проговаривают алгоритм выполнения задания с фиксацией ключевых моментов на доске (определение класса вещества, определение отношения к воде по таблице растворимости).

−Давайте проверим, насколько успешно вы справились с этим заданием.

Учитель демонстрирует на слайде правильное выполнение задания. Далее учащимися предлагается организовать самопроверку выполнения задания по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

− Ребята, прошу вас проанализировать своё решение на основе составленного алгоритма и определить место ошибки и справить её. Если вы не выявили ошибок, также выполните пошаговую проверку своих решений для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. 

Высказывают предположения (раздели вещества на классы, раздели вещества на группы по отношению к воде, выпиши формулы электролитов или неэлектролитов, вычеркни лишнее).

Выполняют задание, обсуждают, отвечают на вопросы учителя, помогают одноклассникам с поиском ответов.

Воспроизводят алгоритм действий для правильного выполнения задания.

Осуществляют самопроверку, фиксируют результаты.

Анализируют ход выполнения на основе ранее составленного алгоритма, определяют место ошибки и исправляют их.

Презентация (3 слайд).

При щелчке мыши на объект «ПРАКТИКА» открывается гиперссылка на 5 слайд презентации.

Презентация (5 слайд)

При последовательных щелчках (2) на объекте «ОТВЕТЫ» на слайде остаются только формулы электролитов, которые затем распределяются на слабые и сильные.

− Составьте уравнения диссоциации всех сильных электролитов из предыдущего задания.

Учитель демонстрирует на слайде правильное выполнение задания. Далее учащимися предлагается организовать самопроверку выполнения задания по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

− Ребят, успешно справившихся с заданием, прошу поделиться секретами.

Выполняют задание, обсуждают, отвечают на вопросы учителя, помогают одноклассникам с поиском ответов.

Анализируют ход выполнения на основе предложенного алгоритма, определяют место ошибки и исправляют их.

Презентация (6 слайд).

При щелчке мыши в поле слайда появляется уравнения диссоциации сильных электролитов.

− Запишите уравнения (молекулярные, ионные) реакции, которые возможны между сильными электролитами и при этом выделяется газ.

По истечении времени, предусмотренного на выполнение задания, учитель проводит демонстрационный опыт, подтверждающий правильность выбора учащимися реагирующих веществ.

- Итак, реагирующие вещества подобрали, в ходе эксперимента подтвердили свой выбор. Осталось проверить правильность написания химических уравнений. Это задание достаточно объёмное, и как показывает практика, многие из вас допускают ошибки, пусть и не значительные. Чтобы предотвратить эти досадные недоразумения, нам нужен алгоритм.

Учитель использует приём «Перепутанная логическая цепочка» и просит учеников восстановить её.

Затем на слайде презентации показывает правильное выполнение задания. Далее учащимися предлагается организовать самопроверку выполнения задания по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

− Ребята, прошу вас проанализировать своё решение на основе составленного алгоритма и определить место ошибки и справить её.

Выполняют задание, обсуждают, отвечают на вопросы учителя, помогают одноклассникам с поиском ответов.

Наблюдают опыт. Осуществляют самопроверку, фиксируют результаты.

Совместно с учителем восстанавливают алгоритм действий.

Анализируют ход выполнения на основе ранее составленного алгоритма, определяют место ошибки и исправляют их.

Презентация (7 слайд)

При щелчке мыши в поле слайда появляется объект «АЛГОРИТМ», при клике мышкой на котором, открывается гиперссылка с интерактивным заданием «Перепутанная логическая цепочка»

При щелчке мыши на объекте «КНОПКА» по гиперссылке открывается 8 слайд презентации, на котором демонстрируется правильное написание уравнений.

Физкультминутка Этап закрепления

− Выполняя задания, вы устали, я предлагаю вам сейчас отдохнуть.

− Встаньте же те, кто хорошо готов к уроку.

− Поднимите вверх правую руку только те, кто заботится о своем здоровье,

− Погладьте себя по голове лишь те, кто сегодня чистил зубы.

− Погладьте себя по животу исключительно те, кто сегодня завтракал.

− Возьмите себя за нос именно те, кто бездельничал сегодня на уроке.

− Ну, раз, таких нет, то продолжим активную работу.

− Осталось связать в единую систему все наши знания о растворах и процессах в них протекающих. А наглядным отображением нашей системы будет опорная схема.

Учитель использует на данном этапе приём «Интеллект-карта». Схема (раздаётся заранее) и на ней уже отображены основные ветки и графические образы, учащиеся должны дописать недостающие признаки.

Далее происходит коллективное обсуждение.

Выполняют «команды» учителя.

Участвуют в обсуждении. Делают выводы и обобщения. Заполняют шаблон.

Презентация (9 слайд).

Этап включения изученного в систему знаний

− У нас есть схема, алгоритмы и памятки для выполнения заданий – мы понимаем, что должны знать и что уметь, значит, наступило время проверить, насколько мы преуспели.

− Найдите верные высказывания. Из соответствующих им латинских букв у вас получится изречение древних алхимиков.

Учитель просит прокомментировать изречение.

− Действительно это изречение близко к истине, так как почти 99% всех химических реакций химики проводят в растворах.

И совершенно очевидно, что раз большинство реакций протекает в растворах, то изучение свойств последних очень важно.

Находят верные высказывания, при успешном выполнении задания получится фраза: «Corpora non agent nisi fluida». «Тела (вещества) не реагируют, если они не растворены».

Комментируют высказывание, приводят аргументы.

Презентация (слайд 10).

При щелчке мыши на изображении ноутбука открывается встроенный объект «ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3».

Рефлексия и подведение итогов

− К сожалению, наш урок подходит к концу.

Давайте вернёмся к целям сегодняшнего урока и посмотрим, достигли ли мы их.

− Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников. Для этого в заполненной таблице оценки работы по итогам взаимопроверок посчитайте итоговое количество баллов. По шкале оценивания переведите полученные баллы в оценку.

− Поднимите руки те, кто заработал на уроке положительные отметки. Молодцы! Вы сегодня самые успешные ученики! Остальные ребята, надеюсь, идут за ними след в след, а значит и отличные результаты не за горами.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Презентация (слайд 11).

Презентация (слайд 12).

Информация о домашнем задании

Объявляет домашнее задание для всех обучающихся (повторить теоретический материал по теме «Растворы»).

Предлагает учащимся, допустившим ошибки в выполнении заданий, поработать с аналогичными вариантами.

Записывают обязательное для всех домашнее задание.

Презентация (слайд 13).

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

Изображения:

Ученики. Режим доступа: https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/12/s_59b7fd5f2e564/686926_1.jpeg;

Растворы. Режим доступа: http://chistown.ru/wp-content/uploads/2017/02/himiya-v-poroshkah-i-allergiya.jpg;

Растворение. Режим доступа:

https://img-aws.ehowcdn.com/877x500p/photos.demandstudios.com/getty/article/225/243/179344677.jpg;

Таблица растворимости. Режим доступа:

https://book24.kz/upload/iblock/ead/eada184f1d9e94db4e1091cd6b62e502.jpg;

Электролит. Режим доступа: https://pic.rutube.ru/video/ce/ba/ceba2b506edf2baac523c68d7936a320.jpg;

Неэлектролит. Режим доступа: https://i.ytimg.com/vi/Xu-2ZOL-5yI/hqdefault.jpg;

Ионы. Режим доступа: https://questions-physics.ru/images/p-08a-2.gif;

Диссоциация. Режим доступа: http://www.chem-mind.com/wp-content/uploads/2017/04/clip_image011_thumb-2.jpg;

Степень диссоциации. Режим доступа: https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2014/01/17/98673218/img14.jpg;

Учитель (клипарт). Режим доступа: http://tapenik.ru/dizain/obr_28a.png;

Презентация к уроку (мультимедийный компонент)
PPTX / 15.63 Мб

Разрезные карточки (приём "Жокеи и лошади")
DOCX / 15.33 Кб

Таблица оценок
DOCX / 14.92 Кб

Домашнее задание
DOCX / 24.66 Кб

Предварительный просмотр презентации

КАТАЛИЗАТОРЫ КАТИОНЫ ОКИСЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТ АЛЛОТРОПИЯ РАСТВОРЫ ИЗОТОПЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТ ЭЛЕКТРОНЫ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ РАСТВОРИМОСТЬ ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ АНИОНЫ

ПРАКТИКА ТЕОРИЯ

МОЛОДЦЫ!

H2SO4 К2O СаO H2SiO3 Na2СO3 NaOH Са(OН)2 AgCl Al(OН)3 H2S LiI СO2

H2SO4 Na2СO3 NaOH Са(OН)2 LiI H2SO4→ 2H+ + SO42- Na2СO3 → 2Na+ + CO32- NaOH → Na+ + OH- Са(OН)2 → CaOH+ + OH- LiI → Li+ + I-

!?

H2SO4 + Na2СO3 → Na2SO4 + CO2 + H2O 2H+ + CO32- → CO2↑ + H2O H2SO4 + Na2СO3 → Na2SO4 + CO2↑ + H2O 2H+ + SO42- + 2Na+ + CO32- →2Na+ + SO42- +CO2↑ + H2O 2H+ + SO42- + 2Na+ + CO32- →2Na+ + SO42- +CO2↑ + H2O молекулярное уравнение полное ионное уравнение сокращённое ионное уравнение

ПРАКТИКА ТЕОРИЯ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень грамотная работа, спасибо. Было очень интересно!

18 July 2018

Большое спасибо за то, что "не прошли мимо" и за оценку :)

18 July 2018