12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чаплыгина Татьяна Дмитриевна193
учитель начальных классов. Образование высшее. Стаж работы 40 лет. Звания: "Отличник образования Республики Дагестан" "Почётный работник народного образования РФ"
Россия, Дагестан респ., г. Южно-Сухокумск

Тема урока: «Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных».

Место проведения: СОШ №2

Класс: 4 «А»

Дата: 20 марта

Оборудование: таблицы, портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, мультимедийный проектор, аудиокассеты.

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное», Сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи. Совершенствовать умения в определении рода, числа и падежа прилагательных. Учить употреблять имена прилагательные в переносном значении. Развивать орфографическую зоркость, мышление, память. Обогащать словарный запас учащихся. Воспитывать духовно-нравственные чувства.





t1583953141aa.gif















Ход урока:

Организационный момент.

На фоне музыки звучат слова:


Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой при луне.

Все ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили в раз и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он гений, в этом спору нет.


- Кому посвящены эти слова? ( Ответы детей.)

- Правильно. Эти строчки посвящены замечательному поэту А.С.Пушкину.

Сегодня мы с вами обобщим знания по имени прилагательному. В этом нам помогут сказки А.С.Пушкина. Давайте же мы с вами заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

Наш урок пройдёт под девизом. Прочитаем его.


Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днём одним.

С ним и любите, и мечтайте,

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите,

Её, как свет звезды неся,

Как Пушкин пламенно живите,

- Жить нам без Пушкина нельзя.

(Виталий Захаров)


( Показ картины «У лукоморья».)


У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт на право – песнь заводит;

Налево – сказки говорит.

- Найти в тексте слова, которые обозначают признаки предметов.



К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова алмазы

На вечерний бархат тишины.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45,

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над черным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.


Запись в тетради: А.С.Пушкин – поэт и сказочник.


Чтение по учебнику.


Имя А.С.Пушкина известно во всём мире. Это гениальный русский поэт. Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного, нового, неожиданного и прекрасного.



А.С. Пушкин в своих произведениях прославляет талант и самобытность простого человека. В селе Михайловском, он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Он испытывал трогательную заботу и привязанность к своей няне Арине Радионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Пушкину с раннего детства народные сказки, о которых он написал: « Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки моего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Под диктовку.

Пушкин очень любил сказки. В детстве ему рассказывала их его няня.


- Пушкин создал пять замечательных литературных сказок. Вспомним их.


( Просмотр иллюстраций)


Шестая сказка осталась недописанная. Это сказка «О Медведихе». К сказкам ещё относят поэмы «Жених», «Руслан и Людмила».





Учитель:

Когда мы читаем волшебные сказки, мы попадаем в удивительный мир. Там есть сказочные места, тридевятое царство, подводное царство, фантастические герои, волшебные предметы и слова.


- Какие признаки я употребила в своём объяснении?

Запишем их в тетрадь и определим их род и число.


Сказочные места, тридевятое царство, подводное царство, фантастические герои, волшебные предметы.


Повторение правил.

К какой части речи относятся записанные слова?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Что они обозначают?

От чего зависит род. Число, падеж имени прилагательного?

Как будет звучать наша речь, если из неё убрать прилагательные?


Чтение по учебнику.


1.Очень занимательное имя прилагательное

Трудно будет без него, если пропадёт оно.


Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.


Обобщение по таблице.



Существительное

Прилагательное

Число

+

+

Тип склонения в ед. числе

3типа склонения

-

падеж

+

+


Связь в предложении.



х

Существительное + прилагательное.





Кроссворд.


Часть речи, отвечающая на вопрос какой, какая, какие?

Что обозначает имя прилагательное?

Назовите падежный вопрос прилагательных ж.р. в родительном и дательном падеже.

Назовите вопрос, на который отвечают имена прилагательные множественного числа в именительном падеже.

5 Окончание прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

6. Окончание прилагательных женского рода в именительном падеже.

7. окончание прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

8. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.


По учебнику.


Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно,

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит ни в воде, ни на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.


Дописать окончание.

( Просмотр слайда» Сказка о рыбаке и рыбке».)



Упражнение.

Отпустил он рыбку золот

И сказал ей ласков... слово:

«Бог с тобою, золотрыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в син... море,

Гуляй там себе на просторе».


Определить падеж имён прилагательных.


Упражнение.

Вспомните, как менялось море с каждым желанием старухи в сказке « О рыбаке и рыбке».


Что просила старуха, когда море слегка разыгралось? (корыто)

Когда помутилось синее море? (новую избу)

Когда неспокойно было синее море,

кем хотела быть старуха? (столбовою дворянкой)

В кого превратила рыбка старуху,

когда неспокойно было синее море? (в вольную царицу)

Кем хотела стать старуха, когда разбушевалось

синее море? И это желание не было исполнено. (владычицей морскою)

(Определить падеж имён прилагательных.)


Работа с учебником.

Поделом тебе,

Старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука –

Не садись не в свои сани.


- К кому обращены эти слова в сказке?

- А к кому в действительности их нужно было сказать?


Упражнение.


Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил был славный царь Дадон,

Смолоду был грозный он.

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…



Тут соседи беспокоить стали старого царя,

Страшный вред ему творя…


- Из какой сказки этот отрывок?

- Кого дал Звездочёт царю Дадону?

- Запишем предложение.


Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.


- Разобрать по членам предложения.

- Разобрать как часть речи.

Физкультминутка.

- А теперь кот учёный из Лукоморья предлагает нам отдохнуть. Делайте, как я, и хорошее настроение не покинет вас.

Дети становятся на массажные коврики и выполняют упражнения.


А ну-ка, похлопай, как я!

А ну-ка, все вместе, все враз!

Так хлопают только у нас!


А ну-ка, притопни, как я!

А ну-ка, все вместе, все враз!

Так топают только у нас!


А ну-ка, скажите ха-ха!

А ну-ка, все вместе, все враз!

Смеются так только у нас!



Словарная работа.

- В сказках встречаются слова, которые исчезли из современной разговорной речи.

Такие слова называют архаизмами.

Надо дать определение каждому из них.


Лото «Архаизмы».


Каша из варёной пшеницы.

Принудительный сбор денег или вещей.

Большое, богатое каменное здание, в котором много комнат.

Трон монарха.

Драгоценный головной убор царя.

Светлая парадная комната в доме.

Отважный, доблестный воин.

Большая рыболовная сеть.

Тёплая женская кофта без рукавов.

Чуб, вихор, прядь волос.

Дом с башенками.

Мера длины, равная 0,71 м

Человек, изучающий положение звёзд, предсказатель будущего.


Полба, оброк, палаты, престол, венец, горница, витязь, невод, душегрейка, чупрун, терем, аршин, звездочёт.



Разбор слов по составу.

( Просмотр слайда « Сказка о царе Салтане…)


Здравствуй, красная девица,

Будь царица!

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.


Не мышонка, зверюшку, прекрасный, придворные.


Упражнение.


С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.


Назовите героя известной сказки Пушкина, который в конце её получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходи с ума.

Вспомните название этой сказки.

Просмотр иллюстраций по сказке.

Самостоятельная работа по карточкам.

Допиши окончание. Определи падеж.


Жил-был поп,

Толоконн… лоб.


«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорог… ?»


«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год по три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варён… полбу».


Живёт Балда в попов… доме,

Спит себе на соломе.


Вот из моря вылез стар… Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»


«Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положен… срока;

Вот ужо будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха».


Пустился бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морск… ,

А зайка в лесок до дому.


Бедненьк… бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился, поднапружился.


«Видишь ты палку эту?

Выбери себе люб… мету.


Итоги урока.


1.Чем мы с вами занимались на уроке?

2.С какой частью речи связано имя прилагательное?

3.Чьи произведения нам помогали на уроке?

4.Хорошо ли вы знаете сказки А.С.Пушкина?


Тесты.

Чьим сыном был Елисей?

А) царя

Б) короля

В) князя


Сколько было богатырей в сказке «О мёртвой царевне ….»

А) 7

Б) 12

В) 24


В какой гроб положили братья царевну?

А) деревянный

Б) дубовый

В) хрустальный

Г) стеклянный

4. С кем была царица добродушна и мила в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях»?

А) с царём

Б) с зеркальцем

В) со слугами

5. Кто рассказал царю Салтану о чудесной белке?

А) ткачиха

Б) повариха

В) сватья баба Бабариха

6. Что попросил мудрец за свою услугу у царя Дадона?

А) чин боярский

Б) полцарства

В) шамаханскую царицу


7. Сколько лет жил старик со своею старухой около синего моря?

А) 30 лет

Б) 33 года

В) 40 лет

8. Кто украл Людмилу в поэме «Руслан и Людмила»?

А) Кощей Бессмертный

Б) злой волшебник Черномор

В) Баба Яга

По учебнику.

Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.


Сказка, воплощённая в поэтической форме – мечта человека о прекрасном».

Константин Георгиевич Паустовский.

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет». Тютчев Ф.


Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина.

Сказки … Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Его сказки не оставляют равнодушными никого. Овеянные светлым образом героев, добротой сказок, певучим языком А.С.Пушкина русские композиторы написали оперы по его сказкам.

По учебнику.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.


Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.






Приложение



Тема урока: «Имя прилагательное. Обобщение знаний».


Упражнение 1.

Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днём одним.

С ним и любите, и мечтайте,

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите,

Её, как свет звезды неся,

Как Пушкин пламенно живите,

- Жить нам без Пушкина нельзя.

(Виталий Захаров)


Упражнение 2.


У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт на право – песнь заводит;

Налево – сказки говорит.


Запись в тетради: А.С.Пушкин – поэт и сказочник.


Задание №3


Имя А.С.Пушкина известно во всём мире. Это гениальный русский поэт. Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного, нового, неожиданного и прекрасного.



А.С. Пушкин в своих произведениях прославляет талант и самобытность простого человека. В селе Михайловском, он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Он испытывал трогательную заботу и привязанность к своей няне Арине Радионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Пушкину с раннего детства народные сказки, о которых он написал: « Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки моего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».


Задание №4.



1.Очень занимательное имя прилагательное

Трудно будет без него, если пропадёт оно.


Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

Задание №5.


Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно,

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит ни в воде, ни на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.



Упражнение № 6.

Отпустил он рыбку золот

И сказал ей ласков... слово:

«Бог с тобою, золотрыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в син... море,

Гуляй там себе на просторе».


Упражнение № 7.

Поделом тебе,

Старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука –

Не садись не в свои сани.


- К кому обращены эти слова в сказке?

- А к кому в действительности их нужно было сказать?


Упражнение №8.


Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил был славный царь Дадон,

Смолоду был грозный он.

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…



Тут соседи беспокоить стали старого царя,

Страшный вред ему творя…


Словарная работа.

Каша из варёной пшеницы.

Принудительный сбор денег или вещей.

Большое, богатое каменное здание, в котором много комнат.

Трон монарха.

Драгоценный головной убор царя.

Светлая парадная комната в доме.

Отважный, доблестный воин.

Большая рыболовная сеть.

Тёплая женская кофта без рукавов.

Чуб, вихор, прядь волос.

Дом с башенками.

Мера длины, равная 0,71 м

Человек, изучающий положение звёзд, предсказатель будущего.


Упражнение № 9.


Здравствуй, красная девица,

Будь царица!

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.


Упражнение № 10.


С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.


Упражнение № 11.



Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.


Сказка, воплощённая в поэтической форме – мечта человека о прекрасном».

Константин Георгиевич Паустовский.

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет». Тютчев Ф.

Итоги урока:


Я памятник себе воздвиг не рукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.


Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.





Карточки.



1.Жил-был поп,

Толоконн… лоб.


«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорог… ?»


«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год по три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варён… полбу».

_______________________________________________________________________


1.Жил-был поп,

Толоконн… лоб.


«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорог… ?»


«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год по три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варён… полбу».

_________________________________________________________________________



Жил-был поп,

Толоконн… лоб.


«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорог… ?»


«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год по три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варён… полбу».



2. Живёт Балда в попов… доме,

Спит себе на соломе.


Вот из моря вылез стар… Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»


«Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положен… срока;

Вот ужо будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха».


_______________________________________________________________________



2. Живёт Балда в попов… доме,

Спит себе на соломе.


Вот из моря вылез стар… Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»


«Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положен… срока;

Вот ужо будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха».


_______________________________________________________________________



2. Живёт Балда в попов… доме,

Спит себе на соломе.


Вот из моря вылез стар… Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»


«Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положен… срока;

Вот ужо будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха».









3. Пустился бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морск… ,

А зайка в лесок до дому.


Бедненьк… бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился, поднапружился.


«Видишь ты палку эту?

Выбери себе люб… мету.


_________________________________________________________________________


3.Пустился бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морск… ,

А зайка в лесок до дому.


Бедненьк… бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился, поднапружился.


«Видишь ты палку эту?

Выбери себе люб… мету.


_________________________________________________________________________



3.Пустился бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морск… ,

А зайка в лесок до дому.


Бедненьк… бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился, поднапружился.


«Видишь ты палку эту?

Выбери себе люб… мету.










полба-

оброк -

палаты-

престол-

венец -

горница-

витязь -

невод -

душегрейка-

чупрун -

терем -

терем -

аршин -

звездочёт-


Обобщение по таблице.



Существительное

Прилагательное

Число

+

+

Тип склонения в ед. числе

3типа склонения

-

падеж

+

+


Связь в предложении.



х

Существительное + прилагательное.






20


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.