3. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий.
3.1 Обоснование используемых методик и средств обучения.
В процессе своей работы, с целью достижения более высоких результатов обучения и воспитания, я постоянно стремлюсь к поиску эффективных технологий преподавания. На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, игровые технологии, технологии уровневых дифференциаций, проектную деятельность, элементы коучинговой технологии, также комбинирую несколько образовательных технологий на одном уроке.
В каждой школе и в каждом классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по разным причинам, основная из которых – это отсутствие мотивации. На данный момент, я работаю с обучающимися 5х и 6х классов, это возраст, био-социальной и социальной активности. Когда ученики активно ищут ситуации, приносящие удовольствие, способы самоутверждения, потребность в познании. Для выявления мотивации к обучению математике в каждом классе я использовала технологию Н. Л. Галеевой «Know how» авторская технология учета и развития ИСУД - индивидуального стиля учебной деятельности ученика, которая характеризует внутренние и внешние ресурсы ученика.
Микроисследование проводилось с помощью листа наблюдений/ самонаблюдений «Работы учителя по проектированию условий для роста учебной мотивации», карточек для учащихся и анализа полученной информации.
Выяснилось, что у обучающихся 5 Б класса предпочитаемые приемы мотивации – это познавательный и социальный прием. Обучающиеся 5 В и 5 Г классов предпочли базовый и познавательный приемы. 6 А и 6 Г классы выбрали познавательный и социальный приемы мотивации. В связи с этими данными для улучшения мотивационного потенциала каждому классу подобраны формы и приемы учения и обучения, которые использую на уроках и в качестве домашних заданий.
Так, для 5 Б класса преобладают задания с опорой на жизненный опыт, создания проблемных ситуаций, творческих заданий и заданий на смекалку, а так же создание ситуаций взаимопомощи, рецензирования и проявления сопереживания. В 5 В и 5 Г классах чаще использую учебно-познавательные игры, свободный выбор заданий и создание ситуации успеха. Задания с опорой на жизненный опыт, создания проблемных ситуаций, творческих заданий и заданий на смекалку так же остаются в приоритете для повышения мотивации к учению математики в этих классах. В 6 А и 6 Г помимо заданий с опорой на жизненный опыт, создания проблемных ситуаций, творческих заданий и заданий на смекалку лучшими мотиваторами становятся создание ситуаций взаимопомощи, рецензирования и проявления сопереживания, взаимопроверки и рецензирования.
Данная методика помогла мне конструктивно определить и осознать проблемы мотивации в каждом классе и эффективнее создавать развивающее образовательное пространство в обучении математики.
Программы и комплексы учебно-методической литературы по предмету выбираю в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.
В своей работе использую учебно-методические комплекты линии УМК «Сфера» авторов Бунимович Е.А, Кузнецова Л.В, и др., которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-6 классов общеобразовательных учреждений.
Активизации познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции. Устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
На уроках, проводимых по технологии проблемного обучения, стараюсь создавать проблемную ситуацию, в ходе решения которой ученики осознают противоречия и включаются в мыслительную деятельность. Организую процесс выдвижения обучающимися гипотез и их проверку с выходом на правильное решение.
В своей практике использую разнообразные методы и приемы работы: работа по алгоритму, самостоятельная работа с учебником, работа в парах переменного состава, работа с математическими текстами, работа в группах, самопроверка и взаимопроверка, дифференцированное домашнее задание, индивидуальное домашнее задание, памятки по работе, тренировочные упражнения.
Широко использую методы организации проблемных ситуаций.
Например, в 6 классе при изучении темы «Понятие координатной плоскости» урок начинаю без объявления темы. На доске координатная прямая, отмечены несколько точек на прямой и одна точка, находится ниже прямой. Задача ребят назвать координаты точек, они их называют, и подходит очередь неизвестной точки. Возникает проблема: как определить координату точки, не лежащей на координатной прямой? Ребята вносят свои предложения, предположения, выводы и таким образом вводится еще одна координатная прямая, образуется координатная плоскость, объявляется тема урока, в течение которого решается возникшая проблема.
При изучении темы «Процент» в 6 классе раздаю прайс-листы с детскими товарами из магазина игрушек, предлагаю выбрать любую понравившуюся и прошу посчитать, сколько денег нужно заплатить за эту игрушку с учетом скидок. Дети приходят к выводу, что у них не достаточно знаний для этого и сами начинают искать пути решения этой проблемы. Таким образом, обучающиеся сами выстраивают план урока по изучению темы и в конце просчитывают скидки.
В результате применения «Проблемного диалога» ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по решению математических заданий, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Усвоение знаний и умений путем краткого, четкого, ясно, с опорой на образцы. Переход на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Достичь поставленных целей обучения позволяет современная коучинговая технология. Преимущество этой технологии в том, что она позволяет актуализировать внутренние ресурсы обучающегося в достижении планируемого результата. Она помогает поддерживать у учащихся уверенность в том, что математика посильна каждому, сформировать у них адекватную самооценку по предмету. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
С помощью коучинговых техник, на уроках и внеурочное время, можно помочь ребёнку понять себя, оценить свои математические умения, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения трудных вопросов в сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего математического саморазвития.
Техника «Открытых вопросов». Задавая максимально открытые вопросы на уроках, учитель помогает ученику активизировать учебно-познавательную работу на уроках. Открытые вопросы делает сильными то, что они провоцируют совершение открытий, озарений.
На мотивационном этапе (этапе формирования ожиданий) урока нужно помочь учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего результата и осознать свои собственные цели: конкретные, измеримые, достижимые, значимые, определенные во времени, задав следующие вопросы в разных интерпретациях.
Сильные вопросы мотивационного этапа (формирование ожиданий). |
||
- Какой результат хочешь на этом уроке? |
- С каким ожиданием сегодня на урок? |
- С какой целью на урок? |
- Как поймешь, что достиг результата? |
- Как поймешь, что ожидание лостигнуто? |
- Как поймешь, что достиг результата? |
- Почему этот результат так важен для тебя? |
- Почему это ожидание так важно для тебя7 |
- Почему эта цель так важна для тебя сейчас7 |
Как можешь достичь этот результат за 40 мин? |
- Как можешь достичь этого ожидания за 40 мин? |
- Как придешь к этой цели за 40 минут? |
Здесь же нужно задать эти вопросы себе и ответить на них. С чем Я пришла на урок, каковы мои ожидания, как я их достигну и т.п.
Например цели, по математике, по формату конечного результата и логическим уровням:
Урок математики в 6 классе. Тема «Масштаб» (цели урока для учителя)
Чего ты хочешь? |
Познакомить с понятием Масштаб. Находить длину отрезка на местности, зная длину отрезка на карте и наоборот, используя масштаб карты. |
Как ты узнаешь, что достигла результата? |
По результатам домашней работы, самостоятельной работы или теста. |
В чем важность для тебя? |
Важно, чтобы дети усвоили тему и смогли использовать её дальше на уроках географии и в жизни. |
Как ты можешь этого достичь? |
Провести практическую работу с картами и атласами. Провести измерения на местности, чтобы «привязать к жизни», вызвать практический интерес. |
Еще один инструмент коучинга для организации учебно-познавательной деятельности это «Колесо достижений», который представляет собой круг, разделенный по секторам, соответствующим формируемым умениям. Каждый обучающийся закрашивает такое количество полос в каждом сегменте круга, которое соответствует уровню сформированности у него конкретного умения. При этом наглядно прослеживается динамика формирования всех умений и складывается целостная картина по всем умениям.
Например, с 6ми классами при обобщении темы «Действия с десятичными дробями» мы заполняли вот такое колесо достижений. Ученики в начале урока отметили свои достижения на колесе и определили слабые зоны, над которыми нужно было поработать. Далее каждый для себя поставил цель, и наметили план по реализации поставленных целей (решали задания, задавали вопросы, разбирали самое трудное и непонятное).
распределение областей:
1 – сложение и вычитание десятичных дробей;
2 – умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.;
3 – умножение десятичных дробей;
4 – деление десятичных дробей;
5 – округление десятичных дробей;
6 – пустой сектор.
Пустой сектор сделан для того, чтобы каждый ребенок сам для себя определил, что он еще хочет отработать по этой теме.
В конце урока, мы вернулись к колесу и опять проработали каждый сектор. Особенно те, которые в начале урока были «западающими». Все ученики, даже самые слабые смогли отметить, на сколько шагов они продвинулись. После урока один из слабых учеников сказал спасибо за то, что он понял, чего он не понял.