Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства

9
0
Материал опубликован 6 April 2021

Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства  (НА примере иностранного языка)

Огинская Ю.В.

преподаватель

ГАПОУ РО «Ростовский колледж технологий машиностроения»,

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Образование является основой любой страны мира. Именно образование является одной из основополагающих ступеней развития экономики, так оно развивает базовые навыки, умения и знания, необходимые для ее развития. А как сделать так, чтобы образование было актуальным и отвечало запросам государства и экономики?

Современный мир и современное образование сложно представить без цифровых технологий. Цифровизация затрагивает все сферы человеческой деятельности, и неудивительно, что образование с каждым днем становится все более цифровизированным, что позволяет готовить квалифицированных специалистов, необходимых для развития экономики.

На уроках иностранного языка цифровые технологии используются наравне, а иногда даже в большей мере, с традиционными методами обучения. Они делают процесс обучения интереснее, а студента вовлеченнее в обучение. Интерактивные доски, социальные сети, онлайн видео-ресурсы, создание презентаций базируются на индивидуальном подходе к обучающимся, при котором студенты могут проявить свой творческий потенциал, быть свободными при выполнении заданий.

Презентации в Power Point делают занятия нагляднее, использование электронных библиотек с актуальной литературой позволяет улучшить качество знаний обучающихся и сделать их конкурентоспособными по окончании учебного заведения.

Возможность использования сети Интернет позволяет студентам в режиме онлайн посмотреть интересные видео по теме. Например, в ходе изучение страноведческих аспектов иностранного языка можно не ограничиваться учебником, а посмотреть онлайн экскурсию по изучаемой стране, увидеть и услышать речь носителя языка, а так же задать интересующие вопросы.  Цифровизация делает образование актуальным.

Так как обучение иностранному языку основано на формировании коммуникативных компетенций, то использование информационных технологий в дистанционном и смешанном обучении не просто нужно, а необходимо. Использование сети Интернет позволяет спонтанно реагировать на поставленную проблему, не используя заготовленные речевые формулы. А использование видеоконференций позволяет студентам погрузиться в языковую среду, не выходя из аудитории.

         Технологии делают работу обучающихся эффективной, а вынесенные темы на самостоятельное обучение и домашние задания больше не кажутся студентам невыполнимыми, так как сейчас по любой теме представлен большой выбор материалов.

Изучение тем упрощается наличием онлайн библиотек, вебинаров и лекций, находящихся в свободном доступе. Также возникающие вопросы легко и быстро решаются с преподавателем, с которым можно связаться с помощью социальных сетей, электронной почты. 

Электронная среда легко реагирует на изменения в тенденциях образования, что позволяет преподавателю вносить коррективы в ход занятия с целью удержания внимания студента, создания у него мотивации к обучению и формированию необходимых знаний и навыков.

         Иностранный язык как учебная дисциплина характеризуется высокой актуальностью уже не первый год, поэтому вопрос дистанционного обучения иностранному языку не нов.

Существует много работ, сайтов и курсов, методов и техник, посвященных теме обучения иностранного языка дистанционно.

Касательно СПО вопрос остро стал в 2020 году, когда из-за пандемии все учебные заведения перевели в онлайн формат.

Онлайн уроки для преподавания иностранного языка в тот момент играли ключевую роль в овладении коммуникативными компетенциями. Живое общение, пусть и через экран весьма эффективно. Любая презентация, грамматическая тема, текст, имея комментарии преподавателя, станет понятнее. В это же время появилось много сайтов, площадок для изучения языка, помогающие преподавателю в обучении обучающихся.

 Но в 2020-2021 учебном году обучающиеся и преподаватели вернулись в учебные кабинеты, но не перестали пользоваться наработанной во время пандемии базой дистанционных заданий и площадок.

В данной статье хотелось бы рассмотреть несколько площадок, расположенных в сети Интернет, облегчающие процесс овладения коммуникативными и иными языковыми навыками.

Хотелось бы разобрать некоторые сайты и программы, которые разрабатывались не первый год и, в рамках, дистанционного обучения стали как никогда актуальными при проведении уроков иностранного языка дистанционно.

Microsoft Teams, Zoom: площадки для проведения онлайн уроков с возможностью трансляции звука, видео, презентаций и доской. Количество участников, подключаемых к конференции неограничено. Каждая площадка имеет свои плюсы, и минусы, например Microsoft Teams имеет несовсем удобную навигацию, имеется непродуманность элементов, сложный интерфейс, но при этом качество звука и видео высокое, существует возможность делиться своим рабочим столом. Если говорить о Zoom, то основной плюс в том, что площадка бесплатная, а интерфейс несложный. К минусам можно отнести ограничение по времени.

Microsoft Forms: площадка для текущего и итогового контроля: можно загрузить изображения, схемы, графики, создавать опросы, а также легко просматривать результаты по мере их поступления. При создании опроса или формы можно пригласить других пользователей ответить на него с помощью любого веб-браузера, даже с мобильных телефонов. По мере отправки результатов можно использовать встроенную аналитику для оценки ответов. Данные форм, такие как результаты тестов, можно легко экспортировать в Excel для дополнительного анализа или оценки.

Доска Miro: интерактивная доска, платформа для совместной удалённой работы при помощи онлайн-доски. Доска подходит для составления проектов, креатива, дизайн-концепций, брейнсторминга и образовательных целей. На доску можно добавлять загруженные файлы и документы, рисовать, делать заметки и вставлять стикеры. Для создании доски можно использовать готовые шаблоны или создать её с нуля. Интерфейс на английском языке, но это только плюс в рамках обучению иностранному языку. Минусом доски является ограничение бесплатной версии и несовместимость с рядом оперативных систем, соответственно ее нельзя назвать универсальной.

Quizlet: создание карточек для запоминания слов и терминов. Можно создать свой учебный вордсет, добавить в него нужные позиции, обозначение к ним, картинку и даже записать, как произносится это слово, что особенно полезно для преподавателей иностранных языков. Можно использовать как для изучения новой лексики, так и для проверки уже выученной.

Сайт British Council:  Здесь можно найти учебные материалы на любую тему. Большинство предлагаемых курсов, видео, уроков абсолютно бесплатны. На странице есть не только текстовые задания, но и подкасты и видео. Можно потренировать навыки и узнать, какой навык требует дополнительного внимания. А также преподаватели смогут усовершенствовать свои знания методики благодаря представленным здесь открытым курсам, например, “Becoming a Better Teacher: Exploring Professional Development” или “Professional practices for English language teaching”. Для подростков будет подходить раздел LearnEnglish Teen, на ресурсе подобраны тексты, игры, аудио, видео и упражнения, которые будут интересны тинейджерам. Темы разнообразны – от поиска сокровищ до пользы овощей.

Сайт Scholar: гугл Академия – многофункциональная поисковая платформа научных публикаций, созданная корпорацией Google в 2004 году. Google Scholar содержит данные из большинства рецензируемых журналов, книг, диссертаций, электронных библиотек и прочих трудов ученых. Явным преимуществом является его легкодоступность. Для работы с базой в упрощенном варианте, в качестве поисковика научной литературы, не требуется ни предварительная регистрация, ни плата за использование. Хорошая платформа для поиска иноязычной литературы для использования на уроках и самостоятельной работы по изучаемым темам.

Дистанционное обучение дало возможность использовать ИКТ на уроках иностранного языка, проводить интерактивные уроки, смотреть и слушать аутентичные материалы, помогло преподавателям осознать необходимость создавать новые УМК, использовать новые технологии в образовании.

Многие техники и методы, которые использовались во время дистанционного обучения можно и нужно применять и при аудиторных занятиях.

Список использованной литературы

  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) Среднее Профессиональное Образование, 2019
  2. Дигтяр О.Ю., Танцура Т.А. Использование мультимедийных средств (podcasts) в обучении студентов на занятиях английского языка в неязыковом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов. Ответственный редактор: М.В. Мельничук. Москва, 2014: 79 – 84.
  3. Петрова Н.П., Бондаренко Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании Мир науки, культуры и образования, 2019
  4. Электронный ресурс. British Council https://learnenglish.britishcouncil.org/ (Дата обращения 31.03.2021)
  5. Электронный ресурс. Scholar https://scholar.google.ru/ (Дата обращения 31.03.2021)



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации