Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом.

0
0
Материал опубликован 5 January 2016 в группе

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом.

1. Диагностический комплект Семаго.

Название методики

Описание

Возраст

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)

Включают 36 заданий, составляющих три серии: А, АВ, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности.

 Дети в возрасте от 4 до 11 лет.

Методика Выготского – Сахарова

Предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота.

 Деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет.

«Предметная классификация»

 Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста: 1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет;
3-я серия для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста. Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).

1-я серия: для детей 3 – 5 лет;

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)

Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым.

 Для детей от 4,5 до 8-летнего возраста.

Методика В.М. Когана

Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.

 С детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.

Исключение предметов (4-й лишний)

Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок.

Для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.

Кубики Коса

Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности.

3,5 - 9-10-летний возраст.

«Установление последовательности событий»

Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей.

 От 3,5–4 до 7–8-летнего возраста.

Тест Рука

Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире.

 4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста.

Контурный C.A.T.–Н.

Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем.

 3–3,5 до 11–12-летнего возраста.

«Эмоциональные лица»

Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

 с 3-х до 11-12-летнего возраста.

Методика «СОМОР»

является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов.

 От 4 до 10–11-летнего возраста.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.

С 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена.

В состав Диагностического Альбома данного комплекса входят методики, объединенные в блоки:

Блок 1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности;

Блок 2. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис);
Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления;
Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений;
Блок 5. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

 

2. Боровик О.В. , Забрамная С.Д. Практический материал

для проведения психолого-педагогического обследования детей.

(Москва, «Владос» 2008 год)

Пособие состоит из двух частей и приложения.

В первой части даются общие указания к проведению психолого-педагогического обследования.

Во второй части и приложении представлен практический материал и методика его использования в процессе психолого-педагогического обследования.

Приложение включает 115 таблиц, которые помогут выявить особенности основных психических процессов и личности в целом. Кроме того, они дают возможность определить и состояние знаний, полученных в школе, детском саду.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА.

Составление пирамиды из колец

Составление и выкладывание матрешек

Заполнение различными объемными геометрическими телами «почтового ящика»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

 Исследование восприятия. Восприятие цвета, формы. Восприятие пространственных отношений.

Исследование внимания.

Исследование памяти.

Исследование мышления: Понимание картин со скрытым смыслом, Понимание картин с изображением нелепых ситуаций, Понимание серии картин, связанных единым сюжетом; Понимание содержания литературных текстов, Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей. Классификация предметов (изображений).

Обучаемость детей при выполнении, Исследование школьных знаний и навыков.

Исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Название методики (теста)

Основная направленность методики (теста)

Автор (ы)

методики

Год

издания

Издательство

(литературный

источник)

Познавательные процессы, координация, общая осведомленность

 

Почтовый ящик

(коробка форм)

Уровень развития восприятия и степень его интериоризации

Венгер Л.А.

2004

«Психолог в дошкольном учреждении»

М.: Издательство «ГНОМ и Д»,

 

Бирюльки

Координация, мелкая моторика рук

Венгер Л.А.

2002

«Психолог в дошкольном учреждении», М: изд-во «ГНОМиД»

 

Мисочки

 

Повторяй за мной

 

Игра в мяч

 

«Пакет методик для

диагностики психического развития 5 летних детей»

Выявления уровня психического развития 5 летних детей

МГППУ

Москва

2003г.

МГППУ

 

«Дорисовывание фигур»,

Творческое воображение

Розенцвейг

М., 2000

Марцинковская «Детская практическая психология»

 

«Рисунок несуществующего животного»

 

Пиктограммы

Опосредованная память

Выготский Л.С.

М., 2000

Марцинковская «Детская практическая психология»

10.

Корректурная проба

Произвольное внимание

Выготский Л.С.

М., 2000

Марцинковская «Детская практическая психология»

Психологическая готовность к школьному обучению

 

Психологическая готовность к школе

Выявление мотивационной готовности, развития познав.процессов

Гуткина Н.И.

М., 2000

Гуткина Н.М. Психологическая готовность к школе

 

Методика исследования готовности к школьному обучению

Выявление имеющих проблем у детей

Е.А.Екжанова

Москва,

2007

КАРО

 

Опросник «Мотивационная готовность»

Готовность к обучению в школе (сформированность учебных мотивов)

Л.А. Венгер

М., 2000

Марцинковская «Детская практическая психология»

 

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС 6-7 лет)”

Оценка развития интеллекта

Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.
 

1994

Журнал Вопросы психологии

4

 

Комплексная методика диагностики психического развития детей 6–7 лет «SCHOOL»

Сформированность познавательной деятельности, произвольности, учеб.мотивации

Бахурина Е.С.

2001

Московский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения

Психологические особенности личности

 

«Диагностические методы, выявляющие личностные нарушения у детей»

Определение механизмов негативных воздействий на развитие дошкольника

М.А.Панфилова

Москва,

2008

М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д»

 

Лесенка

Эмоциональный компонент самооценки

В.Г. Щур

2008

М.А. Панфилова «Игротерапия общения».-М: «ГНОМ и Д»

 

Несуществующее животное

Личностные особенности ребенка

Розенцвейг

М., 2000

Марцинковская «Детская практическая психология»

 

Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга

 

Дом-Дерево-человек

Исследование детских характерологических особенностей

Венгер Л.А.

М. 2008

Венгер Л.А. «Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство». М., Владос.

 

Тест «Сказка» (незаконченные метафорические истории)

Личностные особенности ребенка

Луиза Дюсс

М., 2008

К.Тэйлор.

Психологические тесты и упражнения для детей, М., 2008

 

Тест детской тревожности

Уровень личностной тревожности

Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

М., 2008

М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д»

 

Методика «Кактус»

Исследование уровня тревожности и агрессивности

М.А. Панфилова

М., 2008

М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д»

 

         
 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ

 
 

 

Два домика

Социометрическое исследование отношений в группе (и внутрисемейных отношений)

 

М., 2000

Марцинковская «Детская практическая психология»

 
 

 

Социометрическая проба «День рождения»

 

2008

М.А. Панфилова «Игротерапия общения».-М: «ГНОМ и Д»

 

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ

 

Рисунок семьи

Внутрисемейные отношения

Г.Т. Хоментаускас

М. 2008

Венгер Л.А. «Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство». М., Владос.

 

Тест-опросник родительского отношения

Изучение родительских установок взрослых

А.Я.Варга, В.В. Столин

М., 2001

Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2.

 

Опросник АСВ

Анализ семейного воспитания

Эйдемиллер Э.Г.

С-П. 2004

Статья

«Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)»

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

 

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА» ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Анализ психологического благополучия пед.коллектива

О. С. МИХАЛЮКА И А. Ю. ШАЛЫТО

1997

М., Владос

Психология. Книга 3. Психодиагностика

 

Опросник для оценки профессиональной дезадаптации

Анализ сфер и уровня профессиональной дезадаптации педагогов

 

1997

М., Владос

Психология. Книга 3. Психодиагностика

 

Оценка способности педагога к эмпатии

Исследование особенностей личности педагога

 

1997

М., Владос

Психология. Книга 3. Психодиагностика

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.