Методическая разработка урока русского языка в 8 классе «Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами»
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ- Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области
Горелова Вера Васильевна.
Тема урока: Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.Цели урока:
1.Углубить представление об обособлении обстоятельств.
2. Развивать умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами.
3.Правильно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока.1. Организационное начало урока .Приветствие учащихся.
2. Объяснение нового материала.
- (Слайд 1.) Объявление темы урока.
-Уч.-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт на уроке речь? Какие задачи вы ставите перед собой?
(Слайд 2.) Объявление цели урока.
Уч.- Ребята, с какими случаями обособления обстоятельств вы знакомы?
Р.-Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов
Уч.- Вспомним основные случаи обособления обстоятельств.(Слайд 3) Выберите примеры с обособленными обстоятельствами и выпишите самостоятельно.
Уч.- Проверь себя (Слайд 4) Прочитайте выбранный пример, объясните знаки препинания.(Примеры появляются по щелчку.)
(Слайд 5) Уч.- Что помогает вспомнить о деепричастии этот слайд?
(Слайд 6) Рассказ ученика о признаках глагола и наречия у деепричастия.
(Слайд 7) Уч.- Чем являются в предложении слова ЛЁЖА, СИДЯ? (По щелчку появляется ответ-наречием.)
ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ?- (По щелчку ответ-фразеологизмом.)
3. Переход к объяснению нового материала.
Уч.- Помните ли вы, как различать производные предлоги и существительные?
Работа по слайдам.(Слайды 8, 9, 10, 11- устно.)
Уч.- Назовите предлоги, которые пишутся слитно.(Слайд 12)
Слитно пишутся предлоги
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ.
Ещё НАПОДОБИЕ.Знаю всё наперечёт:
ВСЛЕДСТВИЕ,ВВИДУ,НАСЧЁТ.
(Слайд 13) Уч.- Запомните, ребята, ещё одну особенность употребления производных предлогов!
(Благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с существительными только в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.)
Уч.- Задание: списать примеры со слайда, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, указать часть речи слов с пропусками.
Не раз приезжал (в )продолжени.. лета,пребывание в горах( в) течении.. пяти дней, (в)виду приближения шторма, иметь (в)виду, вышла из берегов (В)следствии.. дождей,; шёл, (не) смотря по сторонам,; пошли на прогулку, (не)смотря на дождь.
4. Объяснение нового материала.
Уч.- Ребята, вы обратили внимание на запятую в последнем примере? А почему она поставлена? Поможет найти ответ учебник.
-Чтение правила на стр. 163 (в рамочке).
Уч. –О каком предлоге прочитали в учебнике? (Несмотря на).А как быть с остальными предлогами?
-Чтение примечания на стр. 163.
(Слайд 15) Запишите теоретический материал в конспектную тетрадь.
Обстоятельства обособляются
Всегда с предлогом НЕСМОТРЯ НА С предлогами БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ,
В СИЛУ, В СЛУЧАЕ, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ ОТСУТСТВИИ,
,ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ, В ОТЛИЧИЕ,
Если распространены и стоят ПЕРЕД СКАЗУЕМЫМ.
5. Закрепление.
(Слайд 16) Задание: спишите предложение, расставляя знаки препинания. Постройте схему обособления(на доску)
В тот день, несмотря на хорошую погоду, нам удалось пройти немного.
- Переделайте предложение в сложное, заменив предлог НЕСМОТРЯ НА союзом НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО.
По щелчку « мыши».(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).
(Слайд 17) Задание: спишите предложение, расставляя знаки препинания.
Четыре месяца назад я, согласно предписани.. капитана, покинул корабль.
-Переделайте второе предложение так, чтобы оборот не выделялся запятой.
По щелчку «мыши». (Четыре месяца назад я покинул корабль согласно предписанию (дат.п.) капитана.
Уч.-Что надо сделать, чтобы запятая не ставилась? (Поставить существительное с предлогом после глагола- сказуемого.)
(Слайд 18)Уч.- Запишите словарные слова.
МАНЁВР
МАНЕВРИРОВАТЬ
Составьте словосочетания со словами, определите вид связи.
Р.- Удачный манёвр (согласование), легко маневрировать(примыкание).
5.Обобщение.
(Слайд 19) Решите лингвистическую задачу: обособлять обстоятельства или нет? Постройте схемы обособления.
Упр.333 (ч.1)-устно.
6. Подведение итогов урока.
(Слайд 20) Достигли мы поставленной цели?
Выставление и комментирование оценок.
7. На дом: конспект, правило на стр. 163, упр. 333 (2,3).