12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Здобнова Елена Ивановна411
Россия, Волгоградская обл., с. Старая Полтавка

Тема урока: «Обстоятельства. Фразеологизмы»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: совершенствовать знание об обстоятельстве как второстепенном члене предложения, исследовать существование грамматической связи между обстоятельством и фразеологизмом.

Ход урока.

Мотивационно-организационный этап урока

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Послушайте притчу…

Шли в дальний край два человека. Один то и дело оборачивался и говорил: - Смотри, сколько уже прошли! А второй упрямо возражал: - Не та дорога, что позади, а та, что впереди!

-Ребята, как вы понимаете эти слова? Пожалуйста.

- Конечно, цель еще впереди. Вот и сегодня я вам желаю двигаться только вперед к своей поставленной цели.

Ребята, у вас позади уже два года за плечами. Вы уже многое знаете. Значит ли это, что вы уже знаете все? Тогда двигаемся вперед!

-Также я желаю вам работать засучив рукава, держа ушки на макушке, трудиться не покладая рук, смотреть во все глаза. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки. И я уверенна, тогда в конечном итоге вас ждет успех.

Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

Ребята, обращаю ваше внимание: у вас на столах лежат листы самооценки и критерии к ним. На протяжении всего урока вы будете каждое выполненное задание оценивать себя на листках самооценки.


 

Актуализация знаний

Обратите внимание на слайд. Прочитайте.

Скоро, далеко, рано, за тридевять земель, ни свет ни заря, с минуты на минуту.

-Какое задание можете предложить? Я вам предлагаю такое задание. Разделите эту запись на 2 группы. Подумайте. -Какие слова вы отнесете к первой группе? Есть другой вариант. -Что общего у этих слов? (Задайте вопрос.) А что вы еще знаете об обстоятельствах? Прочитайте сочетания второй группы. -Что можете сказать об этих сочетаниях слов? -Ребята, а что вы знаете о фразеологизмах? -Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи? Ребята, а где мы можем узнать о лексическом значении фразеологизма. -А какие еще вы знаете фразеологизмы?

-Запишите слова и сочетания слов в два столбика в тетрадь, как на слайде.

Открытие нового знания

Итак, ребята, снова обращаю ваше внимание на этот слайд.

Есть ли связь между этими 2 группами? Какая это связь? (Смысловая связь) Покажите связь с помощью стрелочек. Работаем простым карандашом. Проверяем.

Сравните свою работу. У кого так, поднимите руку.

Оцените свое задание на листе самооценки. Критерии перед вами. Молодцы. Вы показали знания об обстоятельствах, о фразеологизмах. Вы нашли смысловую связь между ними. 

-Как вы думаете, существует ли еще какая либо связь между обстоятельством и фразеологизмом, кроме смысловой? ГИПОТЕЗА что фразеологизмы это обстоятельства Формулирование темы -Это предположение и является темой нашего урока. -Итак, мы выдвинули гипотезу о том, что обстоятельство может быть выражено фразеологизмом. Но это все предположение. Наша с вами задача либо доказать ее истинность, либо опровергнуть. И этим мы сейчас и займемся. Для этого нам понадобится план. Я предлагаю варианты плана, а вы попробуйте определить в какой последовательности мы будем работать. Пожалуйста, ознакомьтесь, что будем делать первым. Планирование. 1Исследовать существование грамматической связи между обстоятельством и фразеологизмом. 2Сделать вывод. 3Сравнить вывод с правилом в учебнике. 4Проверить на практике правильность вывода. Спасибо, ребята, мы с вами составили план нашей работы. Приступаем к реализации первого пункта плана. Снова обращаем внимание на слова 1 столбика. Задание. -Составьте предложение с одним из слов первого столбика, простое предложение. Запишите его и разберите по членам предложения. Грачи прилетели рано. Установите связь. Главное слово прилетели. -Вы сейчас эксперты. Оцените работу… (Обратить внимание на слово-наречие. Каким членом предложения оно является?) -Как по-другому записать это предложение, не изменяя его смысла? (Замените это слово фразеологизмом.) -Запишите новое предложение. Ни свет ни заря прилетели грачи. Задание тоже самое. Оцените. Внимание на эти 2 предложения. Сравните предложения. Чем похожи? (одинаковое лекс. значение, грамм. основа) А чем различаются? (в одном фразеологизм, в другом его значение) Ребята, а сколько слов в этом фразеологизме – ни свет ни заря. Можем ли мы этот фразеологизм заменить вот этой схемой. Конечно можем и это нам … сегодня доказала. -Ребята, обратите внимание на богатство русского языка: слов много , а член предложения один. И сегодня это обстоятельство. -Мы выполнили первый пункт плана? Вы заметили, какая еще связь существует между обстоятельством и фразеологизмом? Какой можно сделать вывод. Вывод: фразеологизм является в предложении одним членом предложения - обстоятельством. Предлагаю сверить вывод с учебником. С.91. Читает…Что же получается, наш вывод совпал с правилом в учебнике. Наша гипотеза подтвердилась. Оказывается, что фразеологизм в предложении может быть обстоятельством.

Какой следующий пункт плана? Прежде чем мы приступим к практике, немного отдохнем.

Физ.минутка

Покажите, как можно бежать со всех ног. Изобразите.

Еле плетет ноги.

Выполним пальминг, Растираем ладони, передаем всю положительную энергию на наши ладошки, закрываем глаза, руки крест накрест и на глазки, как очки надели. Спасибо.

Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

Как определили, что это глаза?

Первичное закрепление. Групповая работа.

Внимание на слайд. Прочитайте слова.

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Как вы думаете, какой вид работы будет следующий ?

А какие слова вам помогли это определить? Повторим правила работы в группе. Итак наши группы 1… 2... 3 В каждой группе будет свое задание. Просьба писать покрупнее. Определите, кто из группы будет представлять результат работы. Читаем задание и работаем. На всеу вас 2 минуты.

1 группа Спишите предложение. Установите связь с фразеологизмом и подчеркните его как член предложения.

И растет ребенок там не по дням, а по часам.

2 группа Составьте предложение. Установите связь с фразеологизмом и подчеркните его как член предложения. там, не по дням, ребенок, И растет, а по часам 3 группа По картинке составьте и запишите предложение с фразеологизмом. Установите связь с фразеологизмом и подчеркните его как член предложения. Проверка работы. И снова обращаю ваше внимание. Фразеологизм один слов много, а член предложения один, это обстоятельство. Какой вывод сделали про фразеологизм? (фразеологизм является ОДНИМ членом предложения. Сегодня – обстоятельством) Вот что у вас должно получиться. Слайд В листках самооценки оцените свой клад в работу своей группы. Здание 3. -Ребята, а вы узнали из какого литературного произведения это предложение? А как называется это произведение? Кто автор? (портрет автора) Ребята, какой же мы можем сделать вывод из нашей с вами работы. Обращаю ваше внимание вот на этот слайд. Это тот самый слайд. С которого мы начинали урок. Изначально мы эти слова разделили на 2 группы. А можем ли мы их объединить, что общего у них. Смысл общий и в предложении они являются обстоятельством. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание по выбору:

1. с.91 Упр. 2 (в учебнике)
2. Д.з. сегодня у вас будет творческим

Составить 3 предложения с фразеологизмом, чтобы фразеологизм являлся членом предложения - обстоятельством. Установить связь в предложении с фразеологизмом.


 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Оценка деятельности на уроке Ребята, какие трудности у вас были сегодня на уроке? Покажите свои листы самооценки. С учетом вашей самооценки и работы на уроке, вы получаете отметки. …. Ребята, если вы обратили внимание, в начале урока у нас выросло вот такое дерево. Но на нем нет плодов. Весь урок мы работали и наше дерево дало первые плоды. Учитывая свою работу, свои листы самооценки, если у вас больше зеленых кружочков - вы возьмете зеленое яблоко и т.д. и прикрепите к нашей яблони. Пусть на нашем дереве вырастут яблоки. Давайте посмотрим на нашу яблоню. Но все таки есть розовые яблочки, значит трудности у некоторых были. Я желаю вам, чтобы на следующем уроке их не осталось. Яблок какого цвета больше. Я этому очень рада. Итак, какой вывод мы можем сделать, как мы с вами работали весь урок? Мы действительно можем утверждать, что работали не покладая рук.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.