Конспект урока русского языка в 8 классе «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами»
Конспект урока русского языка в 8 классе «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами»
Дата: 28.11.2017
Учитель русского языка и литературы: А.В.Гусарова
Цель урока:
повторение и углубление знаний учащихся об обстоятельстве, знакомство с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами, совершенствование пунктуационных навыков.
Задачи:
научить находить сравнения в тексте и правильно использовать их в речи;
совершенствовать навыки самостоятельной работы;
развивать умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
развивать связную речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к слову.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Запись в тетрадях: число, классная работа.
II.Лингвистическая разминка. Повторение орфографии.
Лингвистическая разминка.
Найдите и выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква а:
с…ловей, 2) обл…ка, 3) жур…влиный, 4) г…рит, 5) к..йма.
Объясните значение слова к..йма и выбор гласной буквы. (Работа со словарем)
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Составьте предложение (словосочетание) со словом кайма.
( Платок с голубой каймой)
Постановка темы урока
А теперь давайте посмотрим, как эти слова употребляет в своих произведениях известный русский поэт. Перед вами отрывки из стихотворений. Определите автора. ( С.А. Есенин)
Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения. Обратите внимание на выделенные строки.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что их объединяет?
(Каждое предложение осложнено сравнительным оборотом.)
Определите тему урока.
(Обособление сравнительных оборотов)
Определите цель работы на уроке (знакомство с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами)
Задачи: познакомиться с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами;
научиться расставлять знаки препинания при сравнительных оборотах.
III. Актуализация знаний
Теоретические вопросы.
-Что такое обстоятельство и каковы его признаки?
-Назовите основные группы обстоятельств. (По своим значениям обстоятельства делятся на следующие группы: образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки). Значение обстоятельства устанавливается по вопросу ).
-Какими частями речи может быть выражено обстоятельство? (Обстоятельства обычно бывают выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами или без предлогов. Кроме того, обстоятельства могут быть выражены фразеологическими оборотами, деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, неопределённой формой глагола ).
3.Объяснение нового материала.
В сравнении обычно выделяют 3 элемента:
- то, что сравнивается, - ПРЕДМЕТ;
- то, с чем что-то сравнивается, - ОБРАЗ;
-то, на основании чего одно сравнивается с другим, - ПРИЗНАК. Составим в тетради кластер.
V. Лингвистический эксперимент. (Работа в группах)
Перед нами высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ______, тягуч и ярок, как _______, прозрачен и чист, как ______, душист и благовонен, как _______, крепок и могуч, как _________.
В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который вложил в него Белинский.
- Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания.
(Ассистент записывает слова на доске). Чтение вариантов предложения.
- А теперь посмотрим, какие слова выбрал Белинский.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. Слайд
-Мастер слова сказал красивее. Вы теперь поняли, какая задача стоит перед нами? Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно их используя.
-Посмотрим ещё раз на высказывание и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.
Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что сравнительные обороты обособляются. Вдруг это авторские знаки?
IV. Изучение темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах».
1. Проанализируем предложения из повести «Пиковая дама» и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.
1.Анализ предложений.Слайд
Германн трепетал,как тигр, ожидая назначенного времени.
Он ее боялся, как огня…
Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...
Вывод: обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми.Слайд
V. Работа с учебником.
Сравним наш вывод с правилом учебника
Чтение правила.
Вы с этим материалом уже знакомы. А что же нового мы с вами должны сегодня узнать? В чем сложность данной темы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сравним предложения.
VI.
1.Сопоставим пары предложений:
Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. Глаза кошки как два зеленых огонька.
Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово как солнышко.
-Чем они отличаются?
Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.
В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились(как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.
2.Посмотрим на следующие предложения и сделаем вывод о том, какие союзы могут использоваться вместо союза КАК?
Внизу сновали, будто муравьи, люди.
Он, покраснел, словно помидор.
Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу.
С высоты мне виделась Москва, что муравейник.
-Что нового мы открываем в этих предложениях?
Вместо союза как могут использоваться союзы будто, словно, точно, что. Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы.
VII. Закрепление изученного материала.
2.Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке.
-Вспомним, что такое сравнение?
-Прочитаем, какое определение этому тропу даёт Д.Розенталь.
Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе.
-Подтверждение этому – повесть «Пиковая дама».
4.Работа с текстом А.С. Пушкина. (Работа в парах)
-У каждого из вас есть текст. В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него А.С.Пушкин. Вставьте предложенные варианты.
Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался.
Слова для справок: как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина.
А теперь сравните пушкинский текст с вашим вариантом.
Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина,избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду, и потом уже никто ею не занимался.
-Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста?
5.
ТЕСТ.
1.В каком случае перед КАК не ставится запятая?
1) Я долго смотрел как тлели угли костра.
2)Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка.
3)Наш школьный двор как сад.
2.В каком случае перед КАК запятая ставится?
1) Наш сад как проходной двор.
2)Марья Ильинична сидела как на иголках.
3)Внизу как зеркало стальное синеют облака.
IX. Домашнее задание.
- Упражнение 195
Творческая работа.
-Мы познакомились с высказыванием Белинского о поэзии Александра Сергеевича.
Используя сравнительные обороты, создадим собственное красивое высказывание о прозе поэта и наполним содержанием нашу брошюру. <Обложка заготовлена>
Чтение 1-2 высказываний.
.
VIII. Итог урока..
- Достигли ли мы поставленных задач?
Составим кластер «Роль сравнений в тексте»
- сравнение помогает более точно представить предмет или явление
- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы
- речь становится более яркой и выразительной
- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны
- сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи
- сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.
Выделяются запятыми обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.
Белкина Надежда Владимировна
Екатерина Александровна