Занятие по хозяйству для 10 класса «Обработка почвы»
Профессиональное обучение «Рабочий зеленого хозяйства»
Синякова Татьяна Дмитриевна, учитель биологии
МБОУ «Радьковская СОШ»
Тема: Обработка почвы (10 класс)
Цель урока:
Обучающая: познакомить обучающихся с основной технологией обработки почвы.
Развивающая: развитие элементарных навыков обучающихся в технологии обработки почвы.
Воспитательная: воспитание у обучающихся бережного отношения к природе, чувство взаимопомощи, трудолюбия, внимательности, самостоятельности.
Терминология: лущение, вспашка (перекопка), культивация, боронование и шлейфование, рыхление почвы, прополка, мульчирование.
К концу урока каждый обучающийся
должен знать: должен уметь:
1.Приемы основной обработки почвы 2. Т.Б. при работе при выполнении работ с почвой. | 1.Правильно выбрать технологию обработки почвы. 2.Применять полученные знания на практике. |
Материально – техническое оснащение урока:
1.Учебник (Профессиональное образование «Основы агрономии»)
2.Компьютер, проектор.
3. Презентация.
Практическая часть проводится в теплице.
II. Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой урока.
Учитель. Ребята, тема нашего урока «Обработка почвы». Слайд 1.
Урок сегодня будет состоять из двух частей: теория в кабинете и практика в школьной теплице.
Рассказ учителя. Почвы на Земле разные, как и растительность, но практически все они пригодны для выращивания растений, если с ними правильно обращаться. Следует помнить, что любая почва может очень скоро истощиться и не давать ожидаемых результатов.
Как и тысячи лет назад, почвы кормят леса, степи и луга нашей планеты. Но заметьте, растения и все живое возвращают в почву питательные вещества и при жизни, и отмирая. Этими веществами питаются уже новые поколения. Получается круговорот веществ: почва - все живое - почва. Когда же человек начинает изымать с урожаем то, что ежегодно должно было возвращаться в землю, он нарушает вековые природные процессы, и плодородие ее начинает заметно убывать.
Почему такое возможно? Ведь в естественных природных условиях плодородная сила земли не убывает.( ответ учеников)
Отсюда вывод: хочешь получить качественный высокий урожай - позаботься о почве, накорми ее, а через нее и само растение. Но, прежде всего, необходимо знать, какие приемы обработки почвы выработало человечество. Давайте вспомним, что такое почва, гумус, плодородие почвы? Какие виды почв вы знаете?
(сообщение учеников).
Почва - верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения
Гумус - органическая часть почвы, являющаяся продуктом разложения остатков растений и животных.
Плодородие почвы - свойство почвы давать большой урожай
Учитель. (контейнеры с почвой заготовлены заранее.)
Подойдите к контейнерам и определите какой тип почвы находится в контейнере. Дайте им характеристику. (ответы учеников)
Мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием, самые светлые, белесые и рассыпчатые. (Меловая)
Обладают неплохими водоудерживающими свойствами и плодородием, гладкие или даже мылкие на ощупь. Грунт может сохранять отпечаток, если на него надавить пальцем. (Илистая)
Сухие, легкие, хорошо проницаемые почвы легко обрабатываются, но относительно неплодородны, не прилипают к пальцам. (Песок)
Тяжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом. (Глинистая)
Влажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений, темные на вид, почти черные и рыхлые. (Торфяная)
Итак, ребята, мы вспомнили, что такое почва. А теперь давайте познакомимся с приемами обработки почвы.
Показ презентации с объяснением учителя
Учитель К основным приемам обработки почвы относятся вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.) слайд 2
Лущение- прием обработки почвы, обеспечивающий рыхление, частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков. Лущение предшествует вспашке. Лущение способствует уничтожению сорняков, созданию рыхлого поверхностного слоя почвы и выравниванию участка. Лучший срок проведения лущения - сразу после уборки или одновременно с ней.слайд3
Вспашка (перекопка) прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений. Проводят вспашку с помощь средств малой механизации или с помощью лопаты. Глубина культурной вспашки должна быть не менее 20 см. Она зависит от биологических особенностей возделываемых культур, типа почвы, климатических условий и других факторов. Время вспашки зависит от климатических условий, состояния почвы на участке, биологических особенностей культур. При слишком ранней вспашке почва будет глыбистой; обработка пересохшей почвы приведет к излишнему разрушению ее структуры. Слайд 4.
Культивация - обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности. Ее проводят на большую глубину, чем боронование. Применяют при обработке незанятых площадей и междурядий (средства малой механизации или мотыги). Основное назначение культивации - обработка уже вспаханной почвы по мере ее зарастания сорняками и образования почвенной корки. Культивацию целесообразно проводить перед посадкой или посевом любой культуры и использовать для ухода за растениями. слайд5
Боронование и шлейфование - обработка почвы, заключающаяся в рыхлении, измельчении и небольшом перемешивании почвы без оборота пласта (культиваторы или грабли и рыхлители). Боронование применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за вспашкой, заделки минеральных удобрений до посева, посадки, а также для уничтожения всходов сорняков. Основная цель шлейфования - выравнивание почвы с легким рыхлением, при этом она распыляется меньше, чем при бороновании. слайд 6
Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка. Особенно сильно это выражено на почвах глинистых и суглинистых с плохой структурой. Образование почвенной корки приводит к сильному иссушению почвы, затрудняет доступ воздуха к корням, в результате чего снижается микробиологическая деятельность, ухудшается питание растений и, следовательно, их рост. Часто рыхление образно называют сухой поливкой. Рыхление проводят рыхлителями или мотыгами на 2-3-й день после сильного дождя или обильного полива, как только почва немного подсохнет и будет хорошо крошиться. На больших участках используют культиваторы. Рыхление сочетают с прополкой сорняков, а иногда и с подкормкой.
Слайд 7
Прополка- один из обязательных приемов ухода. До смыкания растений проводят обычно две-три прополки , как правило, после культивации или одновременно с ручным рыхлением. Во время прополки необходимо тщательно удалять корни и корневища сорняков, так как каждый отрезок корневища пырея, например, дает новое растение. Вырванные сорняки собирают и выносят за пределы участка, в компостную яму. Лучше всего прополку проводить после полива или хорошего дождя, когда почва бывает достаточно рыхлой. Если прополку своевременно не провели, цветущие сорняки необходимо скосить, иначе созревшие и опавшие семена дадут в последующем большое количество сорных растений. Слайд 8
Мульчирование, т. е. покрытие почвы в междурядьях и в рядах между растениями, листьями, резаной соломой, песком, торфом, перегноем, навозом, мульчбумагой, перфорированной пленкой и другими материалами. Слой торфа, перегноя, навоза должен быть не менее 2-5 см. Укладывают его на хорошо обработанную, выровненную почву. Под мульчирующим слоем почва остается рыхлой, в ней лучше сохраняется влага, подавляется рост сорняков, создается более постоянный (без резких колебаний) температурный режим, так как активнее идет поглощение тепловых лучей, почва меньше охлаждается, улучшается газообмен, что благоприятно действует на микробиологические процессы, способствующие обогащению почвы различными питательными веществами. Слайд 9
Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:
ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
ОСЕНЬ | ВЕСНА – ЛЕТО |
лущение | шлейфование |
удобрение почвы | боронование |
вспашка | культивация |
прополка | |
полив | |
мульчирование | |
Мы с вами живем в сельской местности и, конечно, всем приходилось обрабатывать почву. Но не всем приходилось выращивать саженцы декоративных кустарников. Сегодня нам предстоит провести практическую работу «Высадка черенков можжевельника в грунт в тепличных условиях».
Нам надо определить какая почва пригодна для посадки. Как подготовить почву? Ее обработка.
Что вы можешь рассказать из предыдущих тем о посадке можжевельника? Ответы учеников
1 ученик. Почва для укоренения черенков должна быть рыхлой, воздухопроницаемой. Без комочков. Можно использовать смесь из торфа и песка в равных частях. Если почва чернозем обязательно добавить песка. Почва должна быть влажной. Для обработки почвы нам понадобится садовые грабли.
2 ученик Срезать черенки лучше всего острым садовым ножом вместе с «пяточкой» - небольшим утолщением в месте крепления черенка к основной ветви. Заготовленные черенки нужно освободить от веточек и хвоинок на высоту 3 - 4 см от основания – этому участку стебля как раз и предстоит формировать будущую корневую систему. Перед посадкой черенки было бы хорошо обработать каким-либо стимулятором корнеобразования, например гетероауксином, корневином. Можно перед посадкой подержать черенки в течение суток в слабом растворе сахара.
3 ученик При помощи карандаша или палочки нужно сделать в грунте отверстия в 3 - 4 см глубиной на расстоянии 5 - 8 см друг от друга, затем в эти отверстия вставить подготовленные черенки можжевельника, уплотнить вокруг них грунт, хорошо полить Если на парник падают прямые солнечные лучи, то необходимо соорудить притенение. Можжевельнику жизненно необходимо большое количество света, но в период укоренения черенков прямое солнце может стать для них губительным.
Но, ни в коем случае почва не должна быть слишком влажной, поскольку можжевельники терпеть не могут избытка воды.
4 ученик Нужно соблюдать технику безопасности при работе в теплице. Осторожно пользоваться инвентарем. Работу проводить в перчатках. При высадке черенков следить за температурой воздуха и влажностью в теплице. Нельзя вносить такое удобрение как куриный помет и перегной навоза КРС. Корневая система может погибнуть.
Учитель: ребята мы с вами на теории определили какая почва должна быть, как обработать почву и посадить черенки в грунт. А теперь давайте на практике закрепим наши знания. Одевайтесь и пройдем в теплицу.
Практическое занятие
«Посадка можжевельника вегетативным способом»
Инструктаж по технике безопасности в теплице
Рассказ учителя с практической частью
Подготовка материала
Перед размножением можжевельника требуется выбрать верный материал для высадки. В этом случае из черенков вырастут мощные и здоровые хвойники. Главные правила подготовки посадочного материала таковы:
1.Для сохранения всех признаков донора черенков опытные растениеводы используют 8-летние можжевельники.
2.Побег на черенок отсекают зачастую со средней части материнского хвойника в случае кустовых форм. В случае колоновидных сортов используют исключительно верхушечные побеги.
3.Отбирают не одревесневшие побеги. Допускают использование полуодревесневшие, но чаще в качестве посадочного материала идут молодые, еще зеленые, ветви.
4.Срезают побег на черенок в ранние утренние часы, когда все области можжевельника преисполнены влагой.
5.В ходе отсечения побега нужно захватить часть ветви, на которой ранее рос черенок, создав «пяточку». Это способствует более легкому и быстрому укоренению.
6.Оптимальная длина срезаемого побега – 12 см, но допускаются и более длинные – до 25 см включительно.
7.Все работы выполняют остро заточенными и стерильными садовыми инструментами.
Также требуется акцентировать внимание на разновидность – в случае со стелющимися и кустарниковыми видами высаживают растение под углом в 45°, а для прямостоячих (колоновидных) вариантов выдерживается вертикаль.
Подготовка черенка подразумевает 3 этапа:
1.Хвоинки срезают острым лезвием – кора не должна быть повреждена. Оставляют только верхушечные, которые требуются для нормального воздухообмена.
2.Нижний срез обрабатывают препаратом, стимулирующим рост корневой системы.
3.По истечении 1 суток черенок-заготовку размещают в подготовленный субстрат.
Стимуляция укоренения. Садоводы могут использовать препарат для лучшего и более быстрого укоренения черенков. Ассортимент таких составов значителен:
1.Корневин – препарат основан на кислоте индолилмасляной. Раствор делают из расчета 1 г средства на 1 л воды.
2.Эпин – улучшает иммунитет и стимулирует процесс образования корневой системы. Раствор для применения готовят из 0,5 мл препарата на 1 л воды.
3.Гетероауксин – фитогормональный препарат. Основа кислота β-индолилуксусная. На 1 таблетку требуется 1 л воды.
4.Циркон – комплексное многопрофильное средство. Основан на гидроксикоричных кислотах. Раствор для использования составляют из 1 мл средства и 1 л воды.
Указанные производителем дозировки нарушать воспрещается, так как начнется противоположный процесс – угнетение корнеобразования и посадочного материала в целом.
Процесс высадки черенка в почвосмесь таков:
1.Формируют лунку 3-4 см, окружностью 1 см. Черенок размещаюь в ямке, грунт вокруг немного утрамбовывают и поливают. Когда в 1 емкости несколько черенков, то должен быть промежуток 6-8 см.
2.Температуру в помещении поддерживают на уровне 18-23 ̊С. Если отметка градусника ниже – черенки гниют, а при более высоких температурах – сохнет почва и преют корни.
В дальнейшем уход подразумевает поддержание нормального освещения и периодический полив. Свет должен быть рассеянным, прямого контакта с солнечными лучами желательно не допускать. Требуется регулярное проветривание иначе посадочный материал погибнет.
Активное укоренение черенков начинается только через 2-4 месяца после посадки в грунт. .
Чтобы не допускать застоя воды рядом с корневой системой можжевельника, хвойник требуется поливать с расстановкой, давая земле под растением просохнуть. Для полива применяют отстоянную воду, которая по собственной температуре соответствует окружающей среде. Для предупреждения заболеваний грибкового типа при поливе несколько раз за год добавляют фугницидные составы.
Итоги урока.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Чему научились?
Изучили новый материал, узнали новую терминологию, научились на практическом занятии посадке можжевельника вегетативным способом.
Домашнее задание:
п.18 прочитать, выучить терминологию.