Урок по крымоведению на тему «Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв» (5 класс)
Тема. Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Цель: продолжить формирование знаний о почве, рассказать о почвах Крымского полуострова и своей местности; выяснить, какие процессы и явления негативно воздействуют на почву; определить, какие мероприятия необходимо проводить для охраны почв и повышения их плодородия; продолжить формирование интереса к предмету; развивать мышление, умение выделять главное в содержании изучаемого материала, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: повышение мотивации к обучению; развитие интереса к новому материалу; развитие умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать работу других обучающихся.
Предметные: знать, какие почвы встречаются на территории Крымского полуострова и в нашей местности; какие процессы и явления негативно воздействуют на почву, снижая её плодородие; сформировать убеждение в необходимости охраны и восстановлений почв;.
Метапредметные (УУД, формирующиеся на уроке):
Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; планировать работу на уроке.
Познавательные: умение выделять нужную информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свою ошибки.
Оборудование: карта почв Крыма, раб. Тет. «Крымоведение» Под ред. А.В. Супрычев.
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний
Опрос по теме прошлого урока
Мотивация учебной и познавательной деятельности
Изучение нового материала
1. Используя карту почв Крыма, определите, какие почвы встречаются на территории Крымского полуострова.
2. В ходе урока заполняем таблицу Типы почв Крыма
Почвы |
Цвет |
Местоположение |
Плодородие |
В Крыму насчитывается более 400 видов почв, а разновидностей — несколько тысяч.
Разобраться в этом многообразии можно, если выделить главные факторы их формирования.
Общий пространственный фон создается биоклиматическими условиями: условиями увлажнения, температурным режимом, интенсивностью биологического круговорота.
Соответственно этим факторам с севера полуострова к горному Крыму — от засушливых условий к условиям достаточного увлажнения — происходит смена темно-каштановых почв (Присивашье) черноземами южными (равнинный Крым), а затем — предгорными (Предгорье). В горном Крыму распространены бурые горно-лесные почвы. На южном макросклоне гор, а также в юго-западной части Предгорья (Севастополь—Бахчисарай) преобладают коричневые почвы.
Эти типы почв можно назвать зональными. Они занимают большие площади, вытянуты полосами (в соответствии с гидроклиматической и ландшафтной зональностью).
Темно-каштановые почвы, формирующиеся в условиях засушливого климата, характеризуются темно-серой с бурым оттенком окраской гумусового горизонта, глыбисто-пылевато-порошистой структурой. Содержание гумуса в этих почвах невелико — 2—3 %, что связано с малым разнообразием растительности, низкой биомассой, слабым развитием микробиологических процессов, процессов перегнивання.
Гу м у с (от лат. humus — земля, почва) — перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет. От содержания и состава гумуса в значительной степени зависит плодородие почв.
Черноземы южные, расположенные южнее, в более увлажненных ландшафтах, характеризуются темным оттенком гумусового слоя, содержанием гумуса до 4,5 %, большей мощностью гумусового горизонта — до 1 м.
В естественных условиях структура этих почв комковато-зернистая, при распашке — становится глыбисто-пылевато- порошистой. Сельскохозяйственное использование южных черноземов, сопровождающееся вспашкой, орошением и другими активными формами воздействия, приводит к ухудшению их свойств.
Так, количество гумуса за последние десятилетия снизилось до 2,5 %, нарушилась структура почв, на некоторых участках происходит осолонцевание (уплотнение, снижение плодородия почвы и др.).
К черноземам южным близки по свойствам черноземы предгорные, распространенные в предгорье. Однако для них характерны несколько более высокое содержание гумуса и большая мощность гумусового горизонта.
В горном Крыму под буковыми, дубовыми, грабовыми и другими лесами находятся бурые горно-лесные почвы, имеющие светло-желтый и бурый оттенки гумусового горизонта.
Они формируются при достаточном увлажнении и длительном теплом периоде, что обеспечивает активное разложение первичных минералов, оглинение, вынос из профиля легкоподвижных продуктов, в том числе карбонатов.
Содержание гумуса колеблется в больших пределах в зависимости от типа леса и почвообразующих пород: под буковыми лесами — до 6—9 %, под разреженными дубовыми — 2-4 %.
Узкую приморскую полосу на южнобережье (от1до 6—7 км — до высоты 300—400 м) занимают коричневые почвы. Они имеют коричневатую окраску гумусового горизонта, сравнительно большую мощность.
Зональная картина почвенного покрова осложняется другими факторами.
В Присивашье, на низменном побережье Каркинитского залива и на Керченском полуострове при близком залегании грунтовых вод формируются солончаки.
Частицы соли в растворенном виде поднимаются с водой на поверхность, где вода испаряется, а соль остается, образуя белую корку. Такие процессы нередко происходят и при орошении, если количество воды превышает норму.
По долинам рек сформировались лугово-черноземные и лугово-каштановые почвы(последние распространены в Присивашье).
Эти участки нередко заливались паводковыми водами, что обусловило активизацию роста биомассы, микробиологических процессов.
Для луговых почв характерны мощный гумусовый горизонт, высокое плодородие.
Специфические почвы сформировались на я й л а х. Здесь влажный и прохладный климат, соответствующий ландшафтам буковых лесов в горах Западной Европы. Однако большая часть выпадающих атмосферных осадков из-за карстовых трещин уходит в толщи известняков и не используется растениями. Поэтому реальное увлажнение тут значительно ниже. Это обстоятельство, а также карбонатная основа способствуют формированию степной и лесостепной растительности, для которой характерны горные луговые и лугово-степные черноземовидные почвы. Они имеют большее содержание гумуса — до 10—15 %.
3. Какие из них наиболее плодородные?
4. Какие почвы распространены в нашем районе?
- тёмно-каштановые почвы;
- солонцы и солончаки;
- чернозёмы южные;
5. Какие сельскохозяйственные культуры позволяют выращивать почвы нашей местности?
6. Какие процессы и явления оказывают негативное воздействие на почву, снижают её плодородие?
7. Какие мероприятия вы можете предложить для охраны почв и повышения их плодородия?
Закрепление изученного материала:
Что нового я узнал?
Чему научился во время урока?
Я понял, что?
Я сделал вывод,что…
Итог урока( выставление оценок)
Домашнее задание: учить конспект,
Повторить тему «Погода» и «Почвы» , подготовится к тестированию
Источники литературы:
1.Учебник по «Крымоведению» 8 класс под ред. А.В.Супрычев.
2.Рабочая тетрадь по «Крымоведению» 5 класс под ред. А.В. Супрычев
3. http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=388
4. http://krymology.info/index.php/Почвы_Крыма.