Урок истории «Обращение к личностям Минина и Пожарского как к образцам героизма и сплоченности всего народа в критические моменты российской истории»
Пояснительная записка к презентации
«Обращение к личностям Минина и Пожарского как к образцам героизма и сплоченности всего народа в критические моменты российской истории»
(урок, посвященный Дню народного единства (4 ноября)
История учит, что в трудные времена люди обращаются к героическому прошлому, где находят духовно-нравственные опоры, способные укрепить их волю и решимость в преодолении грозных стихий и общественных потрясений. Смутное время с польской и шведской интервенцией было одной из самых трагических страниц в этой вековой кровопролитной борьбе. Бедствия не сломили дух народа. Широко развернувшуюся войну с иноземными захватчиками возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Победа была куплена дорогой ценой, но она обеспечила возрождение русской государственности. В отечественной истории не порывается связь времен. Каждый раз, когда Отчизне угрожает смертельная опасность, ее защитников вдохновляют светлые имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Образы Минина и Пожарского и война 1812 года
В 17 и 18 веках об освободителях Отечества от польских захватчиков помнили лишь в народных преданиях:
Поднялися те добры молодцы,
Поднялися те Руси верные,
Что Пожарский князь с купцом Мининым,
Вот два сокола, вот два ясные.
Вот два голубя, вот два верные,
Поднялися вдруг, пустилися.
Пособравши рать, рать последнюю.
Нашествие войск Наполеона вновь наполнило Россию угрозой ее существования, и она вспомнила пример Нижегородского ополчения и его первых лиц. Император Александр 1 в своем манифесте к народам России писал о единении в борьбе с врагом: «Да встретит враг в каждом дворянине Пожарского.., в каждом гражданине – Минина. Соединитесь все с крестом в сердце и с оружием в руках, - никакие силы человеческие вас не одолеют». Так как события 1812 года напоминали по своему характеру события 1612 года, то император Александр 1 пожелал, чтобы знамена прославленных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сопровождали нижегородцев в 1812 году. Также по велению Александра 1 был поставлен памятник на красной площади Москвы 20 февраля 1818 года. Скульптор Мартос представил Минина и Пожарского освободителями Отечества от иноземного ига. В том же 1812 году художник Е. Павлов написал портрет Д.М. Пожарского с щитом в поднятой руке, символизируя, тем самым, воинственность и защиту от иноземцев. Интерес скульпторов, художников, архитекторов, поэтов и писателей к образам героев народного ополчения сильно возрос сразу после войны 1812 года. Изобразительное искусство в этот период обращается к историческим личностям Минина и Пожарского как к людям, сумевшим возглавить и повести народ на борьбу с интервентами. Известны картины А.Д. Кившенко «Воззвание Минина к нижегородцам», Песова «Обращение Минина к нижегородцам» (1861 г), К. Маковского «Воззвание Минина к народу» (1896 г.). В данных картинах ярко выражена идея величия русского народа. Кузьма Минин воплощает в себе образ народного предводителя, который обращается к народу с призывом подняться на врагов.
В конце 1829 года Москву посетил Виссарион Григорьевич Белинский. Обращаясь к героическим образам Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, бронзовым монументам, великий мыслитель и революционный демократ писал: «... вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой Родине. Они всем жертвовали ей: имением, жизнию, кровию….Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности. Поэт сохранит оные в вдохновенных песнях своих, скульптор в произведениях волшебного резца своего. Имена их бессмертны, как дела их. Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков, Завидный удел! Счастливая участь!»
Исторические личности Минина и Пожарского
и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Трагические дни нападения Германии на Россию 22 июня 1941 года заставили вспомнить о героических подвигах славных предков Отчизны. Имена этих героев прозвучали из уст Иосифа Виссарионовича Сталина. Он призывал народ встать на защиту родины по их примеру: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Многие художники и поэты , такие как М.Куприянов, П. Крылов, Н. соколов, Д. Бедный, А. Жаров и др. принимали участие в оформлении спецвыпусков «Окна ТАСС» (Окна Телеграфного Агентства Советского Союза). Это были военные плакаты, в которых наряду с образами солдат и партизан Великой Отечественной войны изображались и герои народного ополчения 1612 года Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Плакаты нередко сопровождались фразами Кузьмы Минина «Нет такой силы, которая поработила бы нас» и Дмитрия Пожарского «Наша правда. Бейтесь до смерти». Плакаты создавались вручную путем нанесения клеевых красок на бумагу через трафарет. По сравнению с печатной продукцией они обладали большими возможностями красочной художественной выразительности.
В 1943 году 7 ноября в Нижнем Новгороде был поставлен памятник К. Минину, создателями которого явились скульптор А.И. Колобов и архитектор В.Н. Рымаренко. Величественный образ Кузьмы Минина словно призывал всех русских на борьбу с фашизмом. В этом же году на станции Новокузнецкой Московского метрополитена скульптором Н.В. Томским был создан барельеф, посвященный К. Минину и Д. Пожарскому. Известно, также, что в конце 1941 года горьковскими железнодорожниками был построен бронепоезд «Козьма Минин». В феврале 1942 года он был уже отправлен на фронт. В 1945 году дивизион бронепоездов, в состав которого входил «Козьма Минин», награжден орденом Александра Невского.
В трудном 1943 году писатель Леонид Максимович Леонов говорил: «… ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак и мудрый Минин, и русский лев – Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первые пали в Куликовом бою. В трудную минуту спроси их, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже в одиночку, среди вражьего множества».
-
Обращение к образам Минина и Пожарского в начале XXI века.
В конце ХХ века Россия испытывала острые социально-экономические проблемы: безработица, задержки выплаты зарплаты, падение жизненного уровня значительной части населения, обострение криминальной обстановки в обществе, ухудшение демографической ситуации. Смертность превысила рождаемость. Необходимо было спасти страну не от интервенций, а от ее внутреннего разложения. В связи с этим в начале ХХI века главной тенденцией в культурной жизни России стало усиление героико-патриотического начала в творчестве писателей, художников кинорежиссеров, музыкальных исполнителей, а также возвращение ее духовных традиций.
4 ноября 2005 года впервые отмечался как общегосударственный праздник День народного единства, инициатором которого явились Русская православная церковь и представители крупнейших религий. «…Возвращается всенародное празднество 4 ноября, так или иначе, а святые имена Минина и Пожарского на слуху! Словно бы вновь хотят утешить нас наши "подзабытые" герои, помочь многострадальной нашей России в период ее очередных жесточайших испытаний!.. Да, увлекшись грешно-материальным, потребой дня, часто "забывчивостью" страдаем. Но – о, чудо! – вновь и вновь "вспоминаем" о Минине и Пожарском. Когда же? Обратите внимание: во всякую лихую для России и нас, любимых, годину!», - пишет действительный член Русского исторического общества, член Организационного комитета Народного движения "Вместе за одно" С.В. Скатов1
Этот праздник проникнут идеями национального согласия, сплочения общества, упрочения российской государственности, праздник взаимопонимания, милосердия и заботы о людях.
Истинный смысл праздника, который наша страна глубоко символичен. Эта дата не столько возвращает нас в прошлое, сколько предлагает обратить наши взгляды в будущее Отечества. Единение ради сохранения нашей богатой истории, уникальной культуры, единение ради формирования мощного и достойного государства.
Использованная литература
История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ТК Вельби, Изд-во Проспект, 2008. – 766 с.
Картина К. Маковского «Воззвание Минина» // Юный краевед. - № 11. – 2009. - С.45-47.
Кириллов В.В. История России. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 661 с.
Морозова Л.Е. Смутное время в России. – М.: Знание, 1990.- 268 с.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.
Скатов С. Прославление К.Минина и Д.Пожарского в свете православного канона, русского летописания и историографии Смутного времени / Русская линия. – 28 сентября 2004
Соколов А. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. – Н.Новгород; Саранск, 2006. – 236 с.: ил.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский: хроника смутного времени. – М.: Мол. гвардия, 1981.- 411 с.
Шишков А.В. Очищение от Смуты // Родина. – 2005. - № 1. – С.5-7.
Якеменко Б.Г. История Отечества. Ч.2. 16-17 вв. – М.: Изд-во «Центр гуманитарного образования», 2003. – 365 с.
1. Скатов С. Прославление К.Минина и Д.Пожарского в свете православного канона, русского летописания и историографии Смутного времени / Русская линия. – 28 сентября 2004