Урок литературы в 7 классе «Образ князя Олега в думе К. Рылеева "Олег вещий" и в балладе А. Пушкина "Песнь о вещем Олеге"»

4
2
Материал опубликован 28 April 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа»

Урок литературы в 7 классе

Образ князя Олега в думе К. Рылеева «Олег вещий» и в балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


Составила учитель русского языка и литературы Костив Людмила Васильевна

 

Тема: Образ князя Олега в думе К. Рылеева «Олег вещий» и в балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цели:

1. Учить сопоставлять образы литературных героев, работать с поэтическим текстом, делая обобщения; повторить и закрепить литературные термины.

2. Развивать умение сравнивать, логически мыслить, развивать речь.

3.Воспитывать уважение к истории, любовь к родине.

Оборудование: портреты поэтов, рисунки учащихся, тексты с думой К. Рылеева, записи на доске.

 

Ход урока

1.Слово учителя (о связи эпох, культур, причины обращения к прошлому, эпоха 20-ых годов 19 века)

История всегда притягивала литераторов, именно она является важным источником их вдохновения. Из неё они черпают идеалы, нравственные устои и моральные принципы, которые впоследствии находят отражение в их произведениях. Особенно интересны для них были легендарно-известные личности, которые вершили державные дела и определяли будущее России. Многие исторические личности нашли место в творчестве писателей разных времён, например, князь Игорь, Олег, Борис Годунов, Иоанн Грозный, Пётр׀ и др.

Воплощая их, в исторические персонажи, писатели преследовали цель показать народу и господствующей власти положительные и отрицательные стороны людей, истинно владеющие не только своей, но и страны судьбой. Особое внимание привлекали личности, жившие в переломные моменты времени, сами оказавшие влияние на эпоху, которая их породила, раскрыла человеческие качества. Стихотворцы пытались их изобразить в соприкосновении с важнейшими событиями времени, культуры, национального самосознания. Одним из этих персонажей является Вещий Олег, которому и посвящена наша работа на уроке. К нему обращаются писатели разных времён: А.С. Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов, В.В.Высоцкий.

Обращение А.С.Пушкина и К.Ф.Рылеева к этому историческому лицу вызваны разными причинами. Для А.С.Пушкина-романтика было важно показать самобытные черты древнерусского человека, его мироведение, а К.Ф.Рылеев воплощает в образе Олега идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании.

Обращаюсь к эпиграфам.

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь  другую историю, кроме истории наших предков».

(А.С.Пушкин)

 

«…цель моя…распространить между простым народом

нашим… хотя некоторые познания о знаменитых деяниях

предков, заставить его гордиться славным своим

происхождением и ещё более любить родину свою».

(К.Ф. Рылеев)

 

2. Сообщения учащихся

1) Историческая справка о времени написания произведений.

2) О К.Ф. Рылееве и декабристах.

3) О думах К.Ф. Рылеева.

4) Летописный источник. Сведения о князе Олеге.

 

3. Беседа (сопоставительный анализ и обобщение сведений)

- В каком жанре написаны произведения А.С.Пушкина, К.Ф. Рылеева?

- Сравнивая только жанры, что можно сказать о произведениях?

(общее – исторический сюжет)

- Дайте определение жанров.

-Каков был период, когда написаны произведения?

- Почему обратились к такой теме?

Выводы:

Рылеев и Пушкин обратились к теме древней истории в одно и то же время - образования и деятельности тайных обществ.

Людей в 20-ые годы 19 века волновали вопросы, по какому пути идти.

 

4. Работа с текстом.

1) чтение наизусть баллады (3 уч-ся)

- Как начинаются дума и баллада?

- О чём дальше рассказывает Рылеев? Какую он применил военную хитрость?

- А в балладе о чём дальше рассказывает Пушкин?

- Каким представляется Олег Рылееву, Пушкину?

- Докажите текстом, что он в думе торжествующий, а в балладе – угрюмый.

(ребята работают с текстом, называя слова и словосочетания)

 

5. Работа с рисунками учащихся.

- К какому произведению было легче нарисовать рисунок? Почему?

(в думе - действие, в балладе - внутреннее состояние героя)

Ребята объясняют, почему нарисовали те или иные рисунки.

- В основе баллады лежит конфликт. В чём он?

- Прочитайте диалог в лицах.

- Хотя Пушкин изобразил волхва, что он имел ввиду?

(Волхвы не боятся могучих владык…)

(поэзия не зависит от земных царей, свобода творчества)

- К кому больше подходит слово «вещий»?

- У кого другое мнение?

Выводы: Дума и баллада начинаются одинаково. В думе князь Олег – торжествующий, а в балладе – грустный, угрюмый. В балладе есть конфликт.

 

6. Язык произведения.

- Что характерно для обоих произведений? Почему так много устаревших слов?

- Приведите примеры устаревших слов и их лексическое значение.

(по записям в тетрадях, что выписали дома)

- На какие темы можно объединить эти слова?

1) оружие

2) человек и его деятельность

3) остальные слова

- Какие самые многочисленные? (военная тема)

- Подберите синонимы:

Бранное поле или поле брани – поле битвы.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.

Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.

Отроки – здесь молодые слуги князя.

Перун – бог грома и молний у древних славян.

Попона – покрывало для лошади.

Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.

Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

Сеча – сражение.

Тризна – похоронный обряд у древних славян.

Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Выводы: И в думе и в балладе использованы устаревшие слова, самая большая группа слов на военную тему.

 

7. Обобщение материала

- Что же объединяет эти два произведения? Давайте ещё раз обратимся к эпиграфам.

(любовь к родине, историческому прошлому, уважение к истории)

 

8. Итоги урока. Выставление оценок.

 

9. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Образ князя Олега в русской литературе и истории»

Комментарии

Интересная публикация!

30 April 2016