Урок литературы в 7 классе «Образ князя Олега в думе К. Рылеева "Олег вещий" и в балладе А. Пушкина "Песнь о вещем Олеге"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кременчугская средняя школа»
Урок литературы в 7 классе
Образ князя Олега в думе К. Рылеева «Олег вещий» и в балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Составила учитель русского языка и литературы Костив Людмила Васильевна
Тема: Образ князя Олега в думе К. Рылеева «Олег вещий» и в балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Цели:
1. Учить сопоставлять образы литературных героев, работать с поэтическим текстом, делая обобщения; повторить и закрепить литературные термины.
2. Развивать умение сравнивать, логически мыслить, развивать речь.
3.Воспитывать уважение к истории, любовь к родине.
Оборудование: портреты поэтов, рисунки учащихся, тексты с думой К. Рылеева, записи на доске.
Ход урока
1.Слово учителя (о связи эпох, культур, причины обращения к прошлому, эпоха 20-ых годов 19 века)
История всегда притягивала литераторов, именно она является важным источником их вдохновения. Из неё они черпают идеалы, нравственные устои и моральные принципы, которые впоследствии находят отражение в их произведениях. Особенно интересны для них были легендарно-известные личности, которые вершили державные дела и определяли будущее России. Многие исторические личности нашли место в творчестве писателей разных времён, например, князь Игорь, Олег, Борис Годунов, Иоанн Грозный, Пётр׀ и др.
Воплощая их, в исторические персонажи, писатели преследовали цель показать народу и господствующей власти положительные и отрицательные стороны людей, истинно владеющие не только своей, но и страны судьбой. Особое внимание привлекали личности, жившие в переломные моменты времени, сами оказавшие влияние на эпоху, которая их породила, раскрыла человеческие качества. Стихотворцы пытались их изобразить в соприкосновении с важнейшими событиями времени, культуры, национального самосознания. Одним из этих персонажей является Вещий Олег, которому и посвящена наша работа на уроке. К нему обращаются писатели разных времён: А.С. Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов, В.В.Высоцкий.
Обращение А.С.Пушкина и К.Ф.Рылеева к этому историческому лицу вызваны разными причинами. Для А.С.Пушкина-романтика было важно показать самобытные черты древнерусского человека, его мироведение, а К.Ф.Рылеев воплощает в образе Олега идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании.
Обращаюсь к эпиграфам.
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
(А.С.Пушкин)
«…цель моя…распространить между простым народом
нашим… хотя некоторые познания о знаменитых деяниях
предков, заставить его гордиться славным своим
происхождением и ещё более любить родину свою».
(К.Ф. Рылеев)
2. Сообщения учащихся
1) Историческая справка о времени написания произведений.
2) О К.Ф. Рылееве и декабристах.
3) О думах К.Ф. Рылеева.
4) Летописный источник. Сведения о князе Олеге.
3. Беседа (сопоставительный анализ и обобщение сведений)
- В каком жанре написаны произведения А.С.Пушкина, К.Ф. Рылеева?
- Сравнивая только жанры, что можно сказать о произведениях?
(общее – исторический сюжет)
- Дайте определение жанров.
-Каков был период, когда написаны произведения?
- Почему обратились к такой теме?
Выводы:
Рылеев и Пушкин обратились к теме древней истории в одно и то же время - образования и деятельности тайных обществ.
Людей в 20-ые годы 19 века волновали вопросы, по какому пути идти.
4. Работа с текстом.
1) чтение наизусть баллады (3 уч-ся)
- Как начинаются дума и баллада?
- О чём дальше рассказывает Рылеев? Какую он применил военную хитрость?
- А в балладе о чём дальше рассказывает Пушкин?
- Каким представляется Олег Рылееву, Пушкину?
- Докажите текстом, что он в думе торжествующий, а в балладе – угрюмый.
(ребята работают с текстом, называя слова и словосочетания)
5. Работа с рисунками учащихся.
- К какому произведению было легче нарисовать рисунок? Почему?
(в думе - действие, в балладе - внутреннее состояние героя)
Ребята объясняют, почему нарисовали те или иные рисунки.
- В основе баллады лежит конфликт. В чём он?
- Прочитайте диалог в лицах.
- Хотя Пушкин изобразил волхва, что он имел ввиду?
(Волхвы не боятся могучих владык…)
(поэзия не зависит от земных царей, свобода творчества)
- К кому больше подходит слово «вещий»?
- У кого другое мнение?
Выводы: Дума и баллада начинаются одинаково. В думе князь Олег – торжествующий, а в балладе – грустный, угрюмый. В балладе есть конфликт.
6. Язык произведения.
- Что характерно для обоих произведений? Почему так много устаревших слов?
- Приведите примеры устаревших слов и их лексическое значение.
(по записям в тетрадях, что выписали дома)
- На какие темы можно объединить эти слова?
1) оружие
2) человек и его деятельность
3) остальные слова
- Какие самые многочисленные? (военная тема)
- Подберите синонимы:
Бранное поле или поле брани – поле битвы.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
Отроки – здесь молодые слуги князя.
Перун – бог грома и молний у древних славян.
Попона – покрывало для лошади.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Выводы: И в думе и в балладе использованы устаревшие слова, самая большая группа слов на военную тему.
7. Обобщение материала
- Что же объединяет эти два произведения? Давайте ещё раз обратимся к эпиграфам.
(любовь к родине, историческому прошлому, уважение к истории)
8. Итоги урока. Выставление оценок.
9. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Образ князя Олега в русской литературе и истории»
Серебрякова Татьяна
Костив Людмила Васильевна