12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45047
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

Интеллектуальная игра «Шеренга» в 7 классе на уроке литературы при изучении темы «А.С.Пушкин и его баллада «Песнь о вещем Олеге»

Вера Легоцкая,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Одной из популярнейших среди школьников формой обучения является сегодня интеллектуальная игра, которая активно используется учителями как на уроках, так и во внеучебной досуговой деятельности. Игра на уроке позволяет, с одной стороны, сплотить детей, создать условия для формирования взаимопонимания, умения работать в группе, с другой стороны, развивает и подчеркивает индивидуальность ребенка, создает ситуацию успеха для каждого, дает представление о поведении в условии соревнования.

На уроках литературы на всех этапах обучения эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.

1. Верно ли, что «Песнь о вещем Олеге» с точки зрения рода -это лирика? (Нет, это эпическое произведение).

2. Верно ли, что с точки зрения жанра «Песнь о вещем Олеге»-это стихотворение? (Нет, это баллада)

3. Какое слово нужно вставить на месте слова ПРОПУСК?

Грядущие года таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на ПРОПУСК челе. (Светлом)

4. Правда ли, что баллада и летопись основываются на одинаковых летописных источниках? (Да)

5. В летописи или в балладе прослеживается авторское отношение к изображаемому? (В балладе)

6. Какое слово в балладе имеет следующее значение: условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком -нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что- нибудь, порядок какой -нибудь очереди или решающий что -нибудь спорное. (Жребий)

7. Какие контекстные синонимы присутствуют в балладе к слову кудесник? (Заветов грядущего вестник, мудрый старец, любимец богов, волхв)

8. Объясните значение слово вещий через синоним. (Пророческий, знающий)

9. По преданию, князь Олег овладел Константинополем-столицей Византии. А как называли этот город русичи и как назвал Пушкин в балладе? (Царьград)

10. Какое слово нужно вставить на месте слова ПРОПУСК?

Волхвы не боятся могучих владык,

А ПРОПУСК дар им не нужен. (Княжеский)

11. Какое слово в балладе имеет следующее значение: поводья около удил? (Уздцы)

12. Имя этого божества упоминается в «Песни о вещем Олеге». Этот бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель  князя и  дружины  в древнерусском языческом пантеоне. Его имя возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». (Перун)

13. Какое слово нужно вставить на месте слова ПРОПУСК?

Он, чуя господскую волю,

То смирно стоит под стрелами врагов,

То мчится по ПРОПУСК полю. (Бранному)

14. Как называется погребальный обряд у восточных славян? (Тризна)

15. Согласно «Повести временных лет» основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879 г. и оставил власть и попечение над своим сыном Игорем ..кому? (Своему родственнику Олегу)

16. Ковши круговые, запенясь, шипят
     На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
     Дружина пирует у брега…

А в каких отношениях были Игорь и Ольга? (Они были мужем и женою)

17. Как называется одежда из металлических пластинок или колец? Как эта одежда названа в балладе? (Кольчуга, броня)

18 Боевой топорик с длинной рукоятью-это.. (Секира).

19. Какое слово нужно вставить на месте слова ПРОПУСК?

Олег усмехнулся,

Однако чело и взор ПРОПУСК думой.

20. Как назван в балладе народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь

21. «И ветер волнует над ними ковыль…». А что такое ковыль? (Степной дикорастущий злак с узкими листьями»).

Использованная литература

1. Ахмадулина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся образовательных организаций- М: Издательство «Просвещение», 2015, 133с.

2. Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы: 7 класс.-М: Издательство «Экзамен», 2014, 222 с.

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (2)

Евгений Алексеевич, 21.10.17 в 07:04 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Посмотрите в моих публикациях статью о роли интел. игр в обучении биологии. У меня это игры для уроков обобщения и повторения по темам
Легоцкая Вера Сергеевна, 21.10.17 в 20:16 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.