Урок по русскому язку и литературе на тему «Образ Лопахина в комедии А.П. Чехова "Вишневый сад"»
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Таймырский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по учебной дисциплине
русский язык и литература
Образ Лопахина в комедии
А.П. Чехова «Вишневый сад»
Разработчик:
Аракчаа О.К.
преподаватель
русского языка и литературы
Дудинка, 2020 г.
Тема. Образ Лопахина в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»
Дисциплина: Русский язык и литература. Литература.
Группа: ГЭС-11, МСР-11
Курс: 1.
Цели:
Образовательная: продолжить обучение учащихся умения составлять характеристики литературных героев;
Развивающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения;
Воспитательная: способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.
Прогнозируемый результат:
• личностные:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметные:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметные:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
Тип урока: урок по передаче – усвоению новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения. Словесный, репродуктивный, проблемный эвристический, наглядно-иллюстративный.
Материально-техническое оснащение урока.
Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования: в 2 ч. Ч.2 / Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова и др./; под редакцией Г.А.Обернихиной, 5-е издание, стер. – М., Издательский центр "Академия",2017г.-448с., текст пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», компьютер, мультимедийный проектор, портрет, фотографии А.П. Чехова, иллюстрации к его пьесе.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
«Лопахин, правда, купец, но порядочный человек
во всех смыслах, держаться он должен
вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».
А.П.Чехов.
I. Организационный этап
II. Объявление темы и цели урока
1. Слово учителя
Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» - это знаменитое произведение мировой драматургии XX века. На уроках литературы мы пытаемся понять, почему пьеса волновала современников писателя, чем она близка и интересна нам. Образу Лопахина А.П. Чехов придавал большое значение. Он писал, что Лопахин занимает центральное место в пьесе. «Если образ Лопахина не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится»
Сегодня мы пристальнее посмотрим на образ Лопахина, нового хозяина вишнёвого сада, проанализируем его поступки, мысли и настроения.
III. Работа над темой урока
1. БЕСЕДА
Что автор говорит о прошлом Лопахина?
Ответ: Отец и дед были крепостными, жили бедно, его били, отец пьянствовал. Образования Лопахин не получил. Всего, что он добился в жизни, он добился самостоятельно и своим трудом.
Чем отличается Лопахин от Раневской и Гаева? Докажите цитатами из текста.
Ответ: Лопахин трудолюбивый, деловой, предприимчивый, честный и порядочный человек. Цитата из текста: «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей».
Доказательством его предприимчивости, деловитости является проект спасения вишневого сада.
2. Работа с текстом
Действие 1.
Карточка 1. Какой план предлагает Лопахин?
Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. Гаев. Извините, какая чепуха! Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич. Лопахин. Вы будете брать дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад... Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. Гаев. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад. Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.
|
– как на этот план реагируют Раневская и Гаев?
Фрагменты литературной критики:
В соответствии со своими либерально-буржуазными взглядами Амфитеатров идеализирует образ Лопахина и подчёркивает в нем трудовую энергию, стремление работать на общее благо, мечты о будущем. «Не надо считать его,— заявляет он,— грубым хищником, рвачом и работником на собственную свою утробу. И он, по-своему, мечтатель, и у него пред глазами вертится свой заманчивый - не эгостический, но общественный идеал. Хозяйственная идея разбить огромный вишнёвый сад на дачные участки превращается у него, из первоначального практического искательства возможно большей ренты, в мечту о своего рода мелкой земской единице, о будущем дачнике-фермере, о новом земледельческом сословии, которое будет со временем большой силой. Лопахин не грабитель земляной, но хищник-эксплуататор дворянской нищеты вроде щедринских Колупаева с Разуваевым. Он — работник с идеей и сам мечтатель, в своем роде... Лопахин — выразитель нового буржуазного строя и не с дурной... его стороны». |
Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить, разбить на дачные участки, сделать общедоступным за умеренную плату, «демократичным». Но в конце пьесы герой, достигший успеха, показан не как торжествующий победитель (а старые владельцы сада — не только как побежденные, то есть потерпевшие на некоем поле боя — «боя» то не было, а было лишь нечто нелепое, вяло-бытовое, конечно уж, не «героическое»). Интуитивно он чувствует иллюзорность и относительность своей победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». И его слова о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит», подкрепляются его судьбой: он один способен оценить, что такое вишневый сад, и он сам своими руками его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения почему-то нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие. |
– С какой стороны показывает Лопахина критик?
- Какие исторические обстоятельства затронуты в этом литературном контексте?
Действие 2.
Карточка №2. Лопахин в очередной раз предлагает срубить сад и отдать землю дачникам.
Лопахин. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете. Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что? Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее,- аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены. Любовь Андреевна. Дачи и дачники - это так пошло, простите. Гаев. Совершенно с тобой согласен. Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву) Баба вы! Гаев. Кого? Лопахин. Баба! (Хочет уйти.) Любовь Андреевна (испуганно). Нет, не уходите, останьтесь, голубчик. Прошу вас. Может быть, надумаем что-нибудь! Лопахин. О чем тут думать! Любовь Андреевна. Не уходите, прошу вас. С вами все-таки веселее.
|
Фрагмент литературной критики
Она (Раневская) создание дворянской культуры, которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях. На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег. И Раневская, и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Когда Лопахин предлагает ей единственное реальное средство спасти дом, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, простите» |
– О чем говорит эпитет «странных»?
- Что удивляет Лопахина в Раневской и ее брате?
Действие 3.
Карточка 3. Вишневый сад продан, Лопахин ликует.
Любовь Андреевна. Продан вишневый сад? Лопахин. Продан. Любовь Андреевна. Кто купил? Лопахин. Я купил. Пауза. Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит. Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти... Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности... (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... (Звенит ключами.) Ну, да все равно. Слышно, как настраивается оркестр. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй! Играет музыка. Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет. (С укором.) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь. Пищик (берет его под руку, вполголоса). Она плачет. Пойдем в залу, пусть она одна... Пойдем... (Берет его под руку и уводит в зал.) Лопахин. Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! Пускай всё, как я желаю! (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры.) За все могу заплатить! (Уходит с Пищиком.) В зале и гостиной нет никого, кроме Любови Андреевны, которая сидит, сжалась вся и горько плачет. Тихо играет музыка. Быстро входят Аня и Трофимов, Аня подходит к матери и становится перед ней на колени, Трофимов остается у входа в залу. |
А.И.Ревякин. «Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова»: Сборник статей «Творчество А.П.Чехова», Учпедгиз, Москва, 1956: Лопахин в оценке Батюшкова – сложный, мастерски очерченный образ. Это талантливый, умный предприниматель, но «недоделанный», приобревший некоторый внешний лоск цивилизованного человека, но не имеющий настоящей культурности. «Он в вечном противоречии собой… и в нем постоянно чередуются кулак и порядочный человек, как двоится его образ на редкость смышленого предпринимателя с «неотесанным мужиком», окутанным потемками невежества» |
– Как Лопахин относится к своей покупке?
- В чем противоречие его состояния?
3. Вопрос классу: Какие черты характера можно назвать главными (именно на них указывает Чехов)?
Ответ: Лопахин порядочный человек, он не способен на низкие поступки, он честный, интеллигентный. Лопахин искренен и добр.
Словарная работа: Ученики в тетрадях записывают лексическое значение слов:
Порядочность- честность, неспособность к низким, аморальным поступкам.
Интеллигентный – обладающий большой внутренней культурой, интеллигентным поведением, образованный.
Почему Петя Трофимов говорит о Лопахине, что он «нежная душа» и «хищный зверь»? (найдите цитаты в тексте)
Ответ: в Лопахине сочетается «нежная душа» и «хищный зверь». «Нежная душа» («У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа»). Да, он добрый, способен любить и поступаться собственными интересами ради любимой (Раневской).
Он «хищный зверь» - ради наживы уничтожает прекрасное – вишневый сад.
В какой сцене проявилась его хищническая натура?
Цитата из текста: «Я купил! Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья. За все могу заплатить!»
Какие слова доказывают, что Лопахин мечтает о новой жизни, хочет жить иначе?
Ответ: «Скорее бы все это прошло, скорее изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
В чем трагизм Лопахина?
Ответ: У Лопахина есть стремления, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире денег. Но как жить иначе, ему тоже неизвестно. Отсюда его глубочайший трагизм, странное сочетание грубости и мягкости.
IV. Итог урока.
Образ Лопахина
социальное происхождение
(дед и отец — крепостные крестьяне)
необразованный,
критическое отношение к этому
трудолюбивый, деловитый,
предприимчивый, честный и порядочный
«нежная душа»: «хищный зверь»:
добрый, способный ради наживы
любить и поступаться уничтожает
собственными интересами прекрасное -
ради любимой вишневый сад
желание жить иначе,
мечты о будущем
«скорее бы все это прошло,
скорее бы изменилось как-нибудь
наша нескладная, несчастливая жизнь»
Выводы. Чехов стремится «облагородить» Лопахина. Он так писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов», а вкладывая в уста Трофимова слова: «Как-никак, всё-таки я люблю тебя. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста. У тебя тонкая нежная душа», хотел показать живое лицо, а не плакатное изображение купца.
V. Рефлексия. Сочинение синквейна.
Лопахин
Предприимчивый, готовый помочь,
Советует, покупает, вырубает (сад).
Делец, разрушитель красоты, хозяин,
Хищник
VI. Домашнее задание: 1) подготовить характеристики бывших хозяев вишневого сада Раневской и Гаева.
Использованная литература:
Журнал «Современный урок – Единый Государственный Экзамен», №3, 2016 г. с.70/ Алексеева Н.А. Подготовка к ЕГЭ по литературе. Методическое пособие по комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" структурное содержание действий комедии;
Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования: в 2 ч. Ч.2 / Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова и др./; под редакцией Г.А.Обернихиной, 5-е издание, стер. – М., Издательский центр "Академия",2017г.-448с.;
Текст пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».